• Член Совета КФА Валентин Иванов: «Нельзя нести коллективную ответственность»

    Разговор в тему

    28.04.09 23:08

    Член Совета КФА Валентин Иванов: «Нельзя нести коллективную ответственность» - фото

    Фото: Вячеслав Евдокимов / «Зенит»

    Валентин Иванов, известный в недавнем прошлом арбитр, ныне входящий в совет КФА, прокомментировал корреспонденту «Спорта» свое видение ситуации с отстранением до конца первого круга судейской бригады Александра Гвардиса, которая работала на матче «Локомотив» — «Зенит».

    — Решение оштрафовать «Зенит» и дисквалифицировать судейскую бригаду за известную ошибку с седьмым легионером справедливо, на ваш взгляд? Кто должен в первую очередь следить за соблюдением квоты?
    — В первую очередь, конечно, клуб. Судьи тоже должны нести ответственность, но не коллективную. Если говорить о работе бригады, то за седьмого легионера, появившегося на поле, отвечает только резервный. Тысячу лет уже существует эта практика использования резервных судей — как раз для того, чтобы они закрывали техническую сторону. Я относительно недавно закончил судить, так вот признаюсь, что ни разу в жизни не считал, сколько легионеров находится на поле. У меня за полтора часа матча и без того работы хватало. И любого судью спросите — он тоже не считает. Главный арбитр в момент замены все внимание концентрирует на игроке, который покидает поле, чтобы предотвратить затяжку времени. Он не следит, кто вышел на поле и какой у него паспорт. Обратите внимание, когда происходит замена в игре Лиги чемпионов, главный даже не помечает ничего у себя в блокноте. Редко кто помечает. Потому что все записи должен вести резервный.

    — А два ассистента Гвардиса — они никак не могли проконтролировать, подстраховать резервного?
    — Что касается ассистента, который стоял на противоположной бровке, — я вообще не понимаю, почему человека наказали. Ну что он может сделать — он ведь дальше всех от того места, где производится замена. А другой ассистент… Представьте себе, что есть рекомендация ФИФА, где говорится: если производится одинарная замена, ассистент не должен бежать к центральной линии, чтобы не терять время, не терять позицию. Если выходят на замену сразу двое или трое — тогда ассистент приходит помогать резервному. То есть, с одной стороны, мы говорим ассистентам: не приходите, оставайтесь на своей позиции, а с другой — наказываем за то, что не пришли.

    — Отсутствие в регламенте пункта, описывающего, как следует наказывать за лишнего легионера на поле, говорит о том, что никто и вообразить себе не мог, что такое случится. Как резервный судья вообще мог такое «зевнуть»?
    — Это его ошибка, конечно. Я понимаю, как она произошла: резервный занимался удалением, которое произошло буквально перед заменой. Там надо проконтролировать, чтобы игрок покинул техническую зону. Ну и наложилась одна задача на другую — я не в оправдание это сейчас говорю, просто объясняю природу ошибки. Бывает, что ж поделать...

     

    — Судей сделали крайними в этой истории, это очевидно. Как вам кажется, отразится ли это на работе судейского корпуса?
    — Если еще раз бригаду накажут коллективно, то, конечно, отразится. Ведь между судьями поделена ответственность. Скажем, за неправильное определение положения «вне игры» отвечает, как правило, ассистент, а не главный. За желтые и красные карточки ассистент, как правило, не отвечает. Стартовый протокол может заполнить и резервный судья, но подпись ставит главный и отвечает он и только он. А тут наказаны люди за ошибку, которую они не совершали. Ну будут теперь всей судейской бригадой бежать к бровке, чтобы произвести замену — это кому-нибудь нужно?

    — В минувшем туре вам не показалось, что арбитры работали как-то нервно? И нет ли тут связи с последствиями матча «Локомотив» — «Зенит»?
    — А что конкретно имеется в виду?

    — Игрок «Химок» забил рукой — засчитали. Тихоновецкого в матче «Кубань» — «Локомотив» удалили, а параллельное нарушение Родолфу не заметили…
    — Ну с «Химками» Харламов не увидел игру рукой — там была куча-мала, сложный эпизод. Ассистент теоретически мог подсказать, но нарушение было в центре штрафной площади и с бровки плохо просматривалось. Ошибка, которая случается, надо было заметить, конечно, но не заметили. С единоборством Родолфу — Тихоновецкий та же история. Биглов увидел очевидное нарушение Тихоновецкого и не заметил, как фолил Родолфу, потому что у «железнодорожника» не было акцентированного движения, он был на газоне, ноги наверху — сложный эпизод, который виден только по телевизору. К тому же я не стал бы говорить, что нарушение Родолфу тянуло на красную карточку — оно было, да. Но Тихоновецкий сыграл грубее. В любом случае мне не кажется, что тут дело в дисквалификации бригады Гвардиса, что судьи занервничали и так далее. Надеюсь, это был единичный эпизод в матче «Локомотив» — «Зенит», и таких поводов нервничать судьям больше не дадут.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»