• Что общего между Семиным и Каррерой

    Бренд тренера-победителя на службе у третьих лиц

    01.06.20 10:12

    Что общего между Семиным и Каррерой - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    Как бы ни были популярны в нынешнее время скороспелые выводы, которые сегодня можно услышать из уст не одних только «диванных аналитиков» в интернете, но и многих журналистов федеральных изданий, тем, кто действительно искренне хочет разобраться в вопросах, попавших в спортивную повестку дня, можем посоветовать копнуть глубже. Аналитическая оценка ситуации поможет понять, что Юрий Семин – не просто выдающийся тренер, который по праву входит в число легенд не только «Локомотива», но и всего российского футбола, выигрывавший трижды чемпионат России и 7 раз побеждавший в Кубке страны (считая один раз как президент клуба), возглавлявший сборную России, с которой не проиграл ни одного матча, Юрий Семин – это еще и настоящий бренд, который может использоваться не только им самим в различных целях. Именно про это стоит подумать людям, которых заинтересовало, что же происходит в «Локомотиве» в последнее время.

    В недалекой исторической ретроспективе можем найти похожий пример использования имени побеждавшего с клубом тренера как бренда не только им самим, но и персонами из его окружения, которые зная различные особенности характера тренера и активно на этом играли, зачастую превращая его в жертву при том, что сам он этот момент в пылу аппаратной борьбы упускал. Конечно вы поняли, что речь идет о другой московской команде. Титул чемпиона России в 2017 году «Спартаком» был завоеван штабом во главе с итальянским специалистом Массимо Каррерой, сменившим во главе клуба пригласившего его к себе в помощники Дмитрия Аленичева. Каррера, а скорее, даже люди со стороны, стоявшие за ним (тут обычно в средствах массовой информации называли фамилии известных агентов), использовали момент триумфа на все сто процентов, выжимая из ситуации максимум. Наверное, это стало первым в футбольной России случаем, когда тренер и его окружение очевидно осознанно создали бренд функционирующий отдельно от клуба. И зачастую он при активном применении оказывался даже круче, чем сам созданный еще в первой половине прошлого века братьями Старостиными бренд футбольного клуба «Спартак». 

    Именно Массимо Каррере, а не его верным помощникам, не владельцу клуба Леониду Федуну, вкладывающему уже много лет собственные деньги как в команду, так и в стадион, даже не футболистам посвящали песни фанаты. Флаги с его ликом можно было увидеть на трибунах, футболки и прочий мерч активно распродавался, создавалось ощущение, что тренер – не часть коллектива, безусловно, очень важная, а какой-то чудотворец, старик Хоттабыч, благодаря заклинаниям которого и залетают мячи в ворота соперников. Разумеется, все это происходило не просто так, с кем-то из болельщицкого актива плотно общались те самые люди, стоявшие за тренером и активно использовавшие его имя, остальным же, так называемым широким массам, было достаточно того, что команда на протяжении полутора десятков лет ничего уже не могла выиграть, а тут это сладкое ощущение победы вернулось и прочие чувства притупило, а с ним и трезвую оценку вещей.

     

    В этой связи особенно странно выглядит недавнее выступление бывшего футболиста «Спартака» Дениса Глушакова, который не только назвал Семина «величиной», с чем никто не спорит, и не только сравнил его с Курбаном Бердыевым, Валерием Газзаевым и Олегом Романцевым (совпадение или нет, но все трое в российском футболе уже не работают), но и предложил даже, будучи сам игроком ФК «Ахмат», как теперь называется обладатель Кубка России-2004 «Терек», переименовать «Локомотив» в ФК «Семин». Поразительно то, что именно Глушаков сам недавно пал в борьбе с тренером-брендом, каковым стал Каррера. Дениса не просто выставили за дверь, но и сделали изгоем в глазах фанатов, что неудивительно, ведь именно таких говорливых футболистов первыми и убирают из коллектива. Это, кстати, и произошло у того же Семина совсем недавно с Александром Самедовым.

    Не стали бы утверждать, что ситуация в «Локомотиве» полностью идентична той, что сложилась в «Спартаке», где руководство клуба в какой-то момент осознало, что не хочет быть заложником тренера и его окружения, но с тем, что Юрий Семин – это отдельный бренд, ведущий себя независимо и не всегда в рамках корпоративной этики, не будут спорить, скорее всего, даже его адепты и сочувствующие. Только он может писать книги в ходе сезона, только он может говорить о клубе не как о родном доме и ему это будет сходить с рук. Да, разумеется, его роль в построении успешного клуба велика наряду с ролью многолетнего президента «Локо» Валерия Филатова, ведь все три победы в чемпионатах России болельщики логично ассоциируют с тем, кто находился на посту главного тренера.

    Но можно и нужно подчеркнуть, что все это он строил не на свои деньги, а благодаря руководству сначала Московской железной дороги, а затем РЖД, при этом успешно, за что ему надо отдать должное, ориентируясь в политической и финансовой конъюнктуре. Но для того, чтобы по-настоящему стать легендой клуба, требуется не только выигрывать, но и понимать и разделять клубные ценности, находиться в одной лодке с другими руководителями, чтобы в критической или даже просто определяющей ситуации не действовать по принципу «спасайся кто может», а работать слаженно и именно в команде. Зачастую ради интересов коллектива, а не личного бренда, нужно отодвинуть на второй план интересы людей, которые в итоге начинают тобой прикрываться и выступать в общественном поле «добровольными защитниками», причиняя по факту неумелыми действиями скорее вред. И иногда просто надо быть дипломатичнее и не идти напролом: ведь, по имеющимся сведениям, руководство ФК «Локомотив» вовсе не было жестко настроено не продлевать истекший 31 мая контракт с главным тренером, а всего лишь хотело рассмотреть несколько кандидатур, на что имело полное право.

    Получилось же, что информационная война, возникшая с подачи тех самых людей, что составляют окружение Юрия Семина и используют хорошо им известные черты его характера, а также играют на чувствах ничего по сути не знающих о ситуации болельщиков, вылилась в бескомпромиссную борьбу с клубным руководством, читай – всем РЖД. Понятно, что определенная «партия» в случае ухода Семина лишилась доступа к денежному потоку, а это, как мы видели по примеру «Спартака» (пусть и с другими агентами), ее совершенно не устраивает, но страдают, к сожалению, в данном случае и футбол, и клуб, и те самые болельщики. Но на что действительно стоит обратить внимание, так это на то, что несмотря на всю эту, напоминающую театрализованное представление, шумиху, совет директоров «Локомотива» и РЖД оказались непоколебимы в своем стремлении отстаивать выбранную линию. А произошло это, собственно говоря, именно потому, что причины непродления контракта с легендарным тренером куда глубже, чем сиюминутные спортивные результаты. При этом со стороны руководства «Локомотива» никаких жестких высказываний не последовало, напротив, Юрию Семину было предложено занять пост почетного главного тренера клуба, что подразумевало и соответствующий для тренера «золотой парашют». Согласитесь, это совсем не похоже на перспективу остаться у разбитого корыта.

    Теперь же, возможно, у этого корыта останутся многие из болельщиков, которые не готовы разобраться в ситуации и признать, что она сложнее удобной для многих парадигмы «черное-белое», не пытаются увидеть истоки, а просто ориентируются на запущенные умелой рукой традиционные схемы «обиженного тренера и недальновидного руководства». Но ведь это не совсем так, а точнее совсем не так, что уже поняли фанаты «Спартака» и что еще предстоит осознать определённой части болельщиков «Локомотива».

    Фото: ЕРА 

    Источник:Спорт день за днём


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»