-
Что общего у Супербоула с пельменями и СССР? И почему его нет в России
03.02.19 17:59
Сегодня ночью Супербоул. Отдельная группа российских любителей спорта плавает в чистой эйфории, а все остальные... Не в курсе, что происходит. Ежегодное самое кассовое событие мирового спорта вызывает у американцев и примкнувших к ним мировых зрителей щенячий восторг – этому можно только позавидовать. Нет, не факту восторга. А тому, что ежегодно.
Ведь многие фанаты Супербоула (попросту говоря, финала НФЛ) не следят за командами неотрывно по ходу регулярного сезона. Изредка посещают главные матчи, не более того. Да-да, как у нас. Однако финал... Финал смотрят все. С придыханием. С трепетом. Ждут, как новогодних каникул. Готовятся, как ко дню рождения. И так каждый год! В нашем спорте, к сожалению, подобное единство возникает только по случаю. Домашняя Олимпиада в Сочи, домашний чемпионат мира по футболу. Такое не каждое десятилетие бывает. Почему же наши регулярные турниры не вызывают схожего ажиотажа?
Мы не будем говорить об идеальной формуле Супербоула. Скажем, в России многие интересуются футболом (нашим, европейским), но у РПЛ нет финала плей-офф, а матч «Зенит» – «Спартак» – это не то. Нет смысла рассуждать о зрелищности амер-футбола, хотя он действительно брутален и бешено динамичен. Понятно, что калибр приглашенных звезд в США совсем иной. Но это все вторично.
Главное – наша зрительская масса резко делится на две неравные части. Искренним фанатам спорта нужно одно, а массовому зрителю – принципиально другое. И они практически не сходятся между собой. Объединяет их только из ряда вон выходящее событие, такое как домашняя Олимпиада.
Во всех прочих случаях выходит, как в легендарном скетче «Уральских пельменей». Два юмориста с завода пытаются покорить столичную публику мощнейшей шуткой про долото.
К сожалению, у нас сейчас юмор совсем разный. Другой эпизод из шоу-бизнеса. Восемь лет назад на церемонии «Золотого граммофона» (где по традиции лауреатов награждали знаменитости) Диме Билану вручил приз герой видеомема «Язь – рыба моей мечты!» Неповторимую дикцию этого рыбака обожала вся интернетная страна... А вот Дима обиделся. Как же так, не пойми кого на сцену выпустили. Ну не следил он за первыми лицами YouTube.
И наконец самый свежий пример. Тоже про Дмитрия. Комментатор Губерниев и лыжный чемпионат мира. Рунет усеян опросами: вы за или против? А толку? Сойтись во мнении не представляется возможным. Старые, преданные поклонники лыжных гонок требуют профессионала – и точка. Массовый телезритель голосует кнопкой за Дмитрия Губерниева, который заводит, привлекает внимание, кое-что объясняет, но в меру. Чтоб не заскучали. И ладно бы дело было в одном комментарии. Выключил звук – решил проблему. Но нет. Неискушенный зритель любит хайп, скандальные интервью, противостояние «наши против ненаших». Искушенных любителей спорта от этого буквально выворачивает. Смотреть они на это не желают. И не будут. Будут ругать плохих комментаторов. А комментаторы не плохие по натуре – они делают то, что хорошо продается.
Вот и получается, что для ежегодного спортивного праздника у нас не хватает аудитории. Фанатов профессионального спорта слишком мало. Массовому зрителю неинтересен спорт как таковой. Помните недавнюю Зимнюю классику в Петербурге? Вот это вот «люди пришли на концерт, а сам матч...»
Роман Ротенберг: 81 тысяча – это посетители в течение дня.
А самое обидное, что в СССР такая публика была. И спортом болели всей страной. И популярных артистов узнавали в каждом дворе. Товарищеский матч футбольной сборной мог собрать 102 000 человек... Жаль, в большинстве городов не было стадионов, чтобы вместить такие народные массы.
Сейчас стадионы строят. Многие построили. Осталось вернуть ту публику.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»