-
«Чудес не бывает»
31.01.12 23:21
Раллийная команда «КАМАЗ-мастер» вернулась на родину с «Дакара» – без «бедуинов», но с новым опытом и стремлением вернуть былые позиции.
Слишком легко
Многократных победителей «Дакара» в «Домодедово» встретили спокойно. Собрались пара десятков журналистов, несколько болельщиков и зеваки с вопросами типа: «А кто это?», «И как они выступили?» Впрочем, и когда российские раллийщики привозили на родину максимальный улов наград, особого ажиотажа в аэропорту не наблюдалось – все-таки самые активные поклонники «КАМАЗ-мастера» живут в Набережных Челнах и их окрестностях. Там команду ждали сцена, родственники и официальные лица.
К журналистам в московском аэропорту вышли два десятка человек (и это далеко не все – многие, утомившись от перелета по маршруту Лима – Мадрид – Москва, отдыхали этажом выше), но почти по всем вопросам ответ держал руководитель команды Семен Якубов. Легендарный Владимир Чагин ограничился краткими впечатлениями от своего первого «Дакара» в роли тренера, Эдуард Николаев немного застенчиво рассказал о своем столкновении на четвертом этапе и последующей дисквалификации, а главный «моторист» Михаил Мясоедов поведал о сложностях ремонта развалившегося мотора в полевых условиях.
По мнению Якубова, нынешний «Дакар» стал одним из самых тяжелых на его памяти. И не только из-за резкого омоложения команды – в этом году на старт гонки не вышли ни Чагин, ни Фирдаус Кабиров, – но и потому, что КАМАЗу чем сложнее, тем лучше.
– Было немного «тяжелых» песков, что оказалось нам не на руку. А те, что были, испортила погода – они из-за дождей стали твердыми, легкими для прохождения.
Новый лидер
После официальной пресс-конференции Эдуард Николаев, выступавший на «Дакаре»-2012 на машине под «чагинским» № 500, развеял сомнения в своей застенчивости и рассказал о том, как внутри команды определяется новый «первый номер»:
– Я нисколько не отрицаю, что являюсь учеником Владимира Чагина. Это мой непосредственный тренер. Учусь у него не только спортивной деятельности, но и жизни. Для меня он как второй отец. Про «первого номера» лучше спрашивать у руководителя команды, но, конечно, многое мне перешло от Чагина. Когда я с ним ездил, старался все впитывать как губка. У нас и стили езды схожи. Но я бы не хотел себя называть «номером один», хотя вы не первый, кто об этом говорит. У нас дружная команда. Да, мы все спортсмены, и все хотим побеждать. Но мы никогда не будем ругаться между собой. И на самом деле все равны. Перед стартом у нас нет разделения по задачам – кто будет лучше на трассе, на того команда и начнет работать.
В первые дни гонки лучшим в команде как раз был экипаж Николаева, но его дисквалифицировали после столкновения на четвертом этапе. Дело в том, что на машине Николаева был включен прибор, фиксирующий время, затраченное на помощь другому экипажу (для последующей компенсации), в те минуты, пока «камазовцы» меняли колесо на своей машине. Оргкомитет узрел в этом попытку обмана, хотя экипаж оправдывался тем, что, во-первых, и не просил возмещения этих минут, а во-вторых, стремился поскорее устранить собственную поломку, чтобы перевернуть джип коллег.
– Мы никак не ожидали дисквалификации, – вспоминает Эдуард. – Тем более нас допустили на следующий этап и о решении организаторов сообщили уже после него. Хотя расстраиваться особо нечего – уже на следующий день у меня на асфальте, на скорости 40 километров в час буквально развалился в хлам мотор. А ведь дальше шел этап в дюнах – с такой поломкой там можно было бы застрять на два дня. В общем, что ни делается, – все к лучшему. Да и из остальных дней гонки я постарался извлечь максимальную пользу. Смог посмотреть со стороны и на тактику наших ребят, и на конкурентов. Из кабины следить за всем было бы затруднительно. Теперь знаю, кто реально собой что представляет, как строит гонку.
Джокер
Золотые «бедуины», которые вручаются победителям «Дакара», весьма увесисты – довелось подержать в руках пару лет назад. Памятуя, как легко ими чуть ли не жонглировали «камазовцы», несложно догадаться, что им было непривычно без этой ноши. Формально впервые за одиннадцать лет «КАМАЗ-мастер» остался без призовых мест. Но в самой команде так не считают – «бронзу» выступавшего за «Астану» казахстанского пилота Артура Ардавичуса здесь считают своей, хотя перед стартом его имя в числе пилотов челнинской дружины не называлось.
– Так меня тогда спрашивали, сколько машин выставляет «КАМАЗ-мастер», – объясняет такую нестыковку Семен Якубов. – Артур просился в состав команды, еще в прошлом году. У него и форма наша, только другого цвета – из-за спонсора. Он ездит на нашей машине, его механик работает у нас, мы давно проводим совместные тренировки. Так что Артур – нормальный член нашей команды. А у нас писали всякое, потому что люди, которые мало разбираются, хотят продемонстрировать свою компетентность. Ну подрастут, может, лучше будут знать.
– Вас недопонимание со стороны российской прессы задевает?
– Нет, я, честно говоря, на это не обращаю внимания. Мне больше импонирует то, что им стало это интересно. Мы интересны. Ну пока так, да. А потом они станут специалистами – глядишь, и сторонников станет больше. Никаких проблем. Ну, у кого желчь накопилась – выплеснули. И не осталось ее больше.«Результат – зашибись»
Семикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина, в прошлом году перешедшего на тренерскую работу, каждый считал своим долгом спросить, не хочется ли ему вернуться в кресло пилота. Тот отбивался, раз за разом
объясняя, что решение он принял твердо и менять его не намерен, что он уже и всем соперникам объяснил, мол, теперь сражайтесь с моими учениками. Ученикам, впрочем, до учителя пока далеко.
– Если бы мы опять заняли четыре первых места, как в прошлом году, – это было бы не очень хорошо с точки зрения наших соперников, – улыбается Николаев. – Да и все бы сказали, дескать, какой же Чагин Царь Дакара, если молодежь проехала не хуже. С другой стороны, мы, возможно, быстрее поднимемся до его уровня. Ведь Владимир Геннадьевич – один из родоначальников, все пропускал через себя. Сейчас он и другие наши аксакалы предостерегают нас – чтобы мы учились исключительно на их ошибках. Или на чужих. Но никак не на своих. К сожалению, не все так получается.
Чагин же тем временем все-таки смог перейти от гипотетического возвращения к актуальным событиям.
– Де Рой победил заслуженно, он хорошо ехал, – оценил нового чемпиона Владимир. – Лопрайс – тоже, но вот такой подарок получил ко дню рождения, попал в серьезную аварию. Все могло закончиться летальным исходом. В этом году вообще все дни рождения были наполнены трагизмом. Микки Биазон, например, в свой, 7 января, застрял в дюнах и потерял шансы на победу. А в мой день рождения, пятого числа, с гонки сняли Эдика Николаева. Все были очень расстроены и, естественно, уже не делали никаких поздравлений. Далеко не праздничное настроение было.
– Но все-таки свой тренерский дебют на «Дакаре» вы можете назвать успешным?
– Да, конечно. Третье, четвертое и пятое места – это хорошо. Обогнать де Роя и Стейси было невозможно – чудес не бывает, мы же понимаем.– Почему, Володь? – перебила Чагина темпераментная болельщица. – Разве ваш результат не чудо? Зашибись ведь!
– Ну мы им еще репу начистим, – наконец-то улыбнулся Царь.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»