• Чужой

    02.11.11 00:22

    Чужой - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Президент РФС свои реформы старается представлять футбольной общественности лично. Журналист Андрей Вдовин, посетив большую часть встреч Сергея Фурсенко с прессой и еще несколько раз случайно столкнувшись с ним
    в обычной жизни, так и не смог отделаться от странного ощущения нереальности происходящего.

    После полудня 9 октября 2010 года с северо-востока, со стороны Тринити-Колледжа, в пешеходную часть Дублина вошел человек лет пятидесяти в белоснежном спортивном костюме Adidas с надписью Russia на спине. Шаг в шаг за ним по Грэфтон-стрит шел точно такой же костюм, но на десяток размеров больше и ростом под два метра. Пара вызвала к себе интерес даже в Дублине, который за более чем тысячелетнюю историю пережил битвы кельтов с викингами, эпидемию бубонной чумы и 250 пивных парадов по случаю Дня святого Патрика. На два адидасовских костюма оборачивались даже розоволосые фрики, а бродячие музыканты сбивались с такта. Президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко, а в старый город входил именно он, обладает поразительной способностью контрастировать с любой обстановкой, с любым окружением, в котором оказывается, даже если следом за ним не шествует его двухметровый охранник.

    * * *

    Он всегда немного не в тему. Он везде чуть-чуть не в кассу. Так, наверное, должны выглядеть инопланетяне, которых забросили на Землю изучать незнакомый им мир, но которые еще не успели полностью замаскироваться под ее жителей. В теории они точно знают, что для того чтобы произвести искреннюю дружелюбную улыбку, нужно приподнять уголки губ и слегка прищурить глаза. Они старательно повторяют всю последовательность движений, но на практике получается суррогат. Если кто видел президента РФС хотя бы на фотографии, поймет, о чем речь.

    * * *

    Он пришел к нам из космоса. Это научно доказанный факт, отраженный во многих СМИ. В числе многих очевидцев я сам видел, как во время внеочередной конференции РФС он материализовался на трибуне огромного зала гостиницы «Космос» и оттуда пообещал выиграть чемпионат мира 2018 года. Делегаты конференции обалдели. Потом посмеялись, пошушукались, но для приличия похлопали. А потом еще долго не могли привыкнуть к первой и главной реформе Сергея Александровича – заваливать лозунгами любую имеющую резонанс проблему.

    * * *

    К Сергею Фурсенко надо привыкать, и привыкать постоянно. Даже если знаешь, что сегодня на каком-нибудь мероприятии ты встретишь президента РФС и готовишься к этому событию, все равно тебя ждут небольшой шок и полчаса адаптации. Нужно настроить себя на определенную волну, чтобы понимать, о чем и к чему вот это было сейчас сказано. Ему, кстати, с нами не легче. Сергею Фурсенко тоже нужно время, чтобы привести себя в соответствие с этим футбольным миром, перевести его речь на более привычный язык бизнес-партийных схем, а потом в качестве ответа выдать краткий лозунг. Так что самая шумная реформа Фурсенко – знаменитый Кодекс чести, составленный из 12 заповедей, – это краткий словарь, который президент РФС составил себе и нам для простоты коммуникации.

     

    * * *

    Уже не помню, каким ветром меня занесло в Дом футбола, когда Сергей Александрович в коридоре перед своим кабинетом презентовал Кодекс чести трем-четырем журналистам, но я ни разу не пожалел об этом. Держа отпечатанные на листочке 12 заповедей, мы все обалдели точно так же, как и на конференции в гостинице «Космос».

    * * *

    Редко когда испытываешь дежавю так отчетливо.

    Футбольная общественность снова поржала немного, но на всякий случай вновь поаплодировала. Оказалось нелишним. Те, кто тогда не хлопал, сейчас в РФС не работают.

    Теперь те лозунги мелькают на рекламных щитах во время матчей Кубка России и товарищеских игр. Слова «честь», «достоинство», «долг», «верность», «семья» мечутся по электронным табло, и, слетая с них, видимо, должны западать в сердца футболистов и болельщиков. Не исключено, пришельцы в мир футбола ставят над его жителями и психологические опыты.

    * * *

    Мало кто видел, чтобы Сергей Фурсенко демонстрировал хоть какие-то яркие эмоции. Все знают: если у Вячеслава Ивановича Колоскова в качестве связки между словами проскакивают непечатные, значит, человек волнуется и переживает. Довольно просто «зажечь» Виталия Леонтьевича Мутко – достаточно грамотного вопроса или даже намека. А Сергей Александрович Фурсенко может отважиться разве что на редкую шутку. На спонтанную эмоциональную реакцию – кажется, никогда.

    * * *

    Нынешнего президента РФС не проймешь ничем. С безразличием лунохода он падает в расставленные ему аргументы-ловушки, переворачивается на спину и, как ни в чем не бывало, ползет по прямой дальше. Его не остановить железными доводами о вреде перехода на систему «осень-весна». Его не сбить с курса вопросами о договорных матчах. Некоторых проблем он вообще не видит. Мы видим – он нет. Пришельцы из чужих миров вполне же могут обладать другим зрительным восприятием – не обычным, а каким-нибудь инфракрасным зрением.

    * * *

    Похоже, что он не слишком меняется под тот мир, в который пришел. Скорее, перестраивает его под себя. Там, откуда Фурсенко прибыл в футбол, принято приглашать в высшие управляющие органы компаний людей из власти. В РФС он первым делом пригласил в исполком всех, кого смог собрать из правительства, и главу «Газпрома» Алексея Миллера. Теперь у каждого члена исполкома в зале заседаний на высшем этаже Дома футбола свое место. Во главе стола – Фурсенко и Миллер, и не всегда понятно, кто из них ближе к центру.

    * * *

    Первое заседание исполкома обновленного состава превратилось в спецоперацию. Каждого из журналистов, кого допускали в зал заседаний на пять минут протокольной съемки, перед этим сотрудники Федеральной службы охраны обыскивали в специальной комнате. Но этот обычай так и не прижился.

    * * *

    Парадокс, но те вещи, о которых Сергей Фурсенко молчит, в РФС наладились. Президент очень немного говорит о второй сборной. Она явно не нравится Дику Адвокату, но позволяет держать наготове набор перспективных игроков и одного из самых грамотных российских тренеров.

    * * *

    Но самая успешная реформа за все президентство Фурсенко – судейская. Все оценки работы арбитров находятся под строгим секретом. Подавать протесты на судейство запрещено, осуждать рефери за неправильно принятые решения – самый страшный грех Дома футбола. Тех, кто переступает невидимую, но четко очерченную грань, ждет строгое наказание. Как следствие – практически ни одного громкого скандала в этом сезоне.

    * * *

    Сергей Фурсенко при этом не выдвинул по поводу реорганизации судейского корпуса ни одного лозунга. Но арбитры ему не безразличны. Когда судьи вошли в конфликт с Комитетом по этике, Сергей Фурсенко не задумываясь уничтожил свое любимое детище. Комитет по этике был лишен самостоятельности, обезглавлен и сейчас почти забыт.

    * * *

    Молчит президент РФС и про деньги. Несколько раз самого Фурсенко и его окружение спрашивали о бюджете Российского футбольного союза. Сколько и за что конкретно платит основной партнер федерации «Газпром», как и на каких условиях спонсором РФС стал «Уралкалий» Керимова, куда, в конце концов, уходят штрафы, которые платят клубы. После каждого из таких вопросов Сергей Фурсенко скучнеет и замыкается в себе. Тайна вкладов – это главная из экономических реформ президента РФС.

    * * *

    Возможно, в другом мире он совсем иной. Наверняка в мире научного бизнеса, в мире НИИ радиоаппаратуры или в системе «Лентрансгаза» он обаятелен и органичен. В мире футбола он – чужой. Хотя за два года стал нам немного ближе.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №42 (2-8 ноября 2011 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»