-
Дебютант ФНЛ пропускает меньше всех в лиге: тактическое интервью автора успеха махачкалинского «Динамо»
Горан Алексич рассказал, как выстроил лучшую оборону в Первой лиге19.05.23 11:50
Махачкалинское «Динамо» сменило «Анжи» в статусе первого клуба Дагестана. Несмотря на то, что клуб учредил Гаджи Гаджиев только в 2019 году, он уже близок к тому, чтобы пробиться в РПЛ. В прошлом сезоне «Динамо» впервые вышло в Первую лигу, а теперь может сыграть в стыковых матчах за дальнейшее повышение в классе.
Один из главных авторов успеха – главный тренер Горан Алексич. Он возглавил команду в январе 2022 года. Вывел ее в Первую лигу. За три тура до конца первенства «Динамо» идет на пятом месте с лучшим показателем пропущенных мячей и имеет право сыграть в «стыках», если получит лицензию для игры в РПЛ.
Результаты махачкалинцев еще более поразительны, когда понимаешь контекст. Мало того, что команда дебютировал в Первой лиге в этом сезоне, она практически не обновила состав. Только «Краснодар»-2 моложе «Динамо» в розыгрыше ФНЛ (средний возраст – 23,5 лет). По средней стоимости состава махачкалинцы 11-е в лиге. И все это при скромном бюджете, который пока клуб не спешит расходовать на внедрение системы Fan ID на «Анжи Арене».
В интервью Алексича «Спорту День за Днем» вы узнаете:
– как «Динамо» выстраивает игру в обороне и в атаке;
– какую роль в клубе играет президент Гаджи Гаджиев;
– почему баланс важнее, чем строгий стиль игры;
– зачем тренеру получать первый опыт в детско-юношеском футболе;
– может ли «Динамо» выйти в РПЛ.
Принципы игры после выхода в Первую лигу
– Сегодня редко руководителем клуба становится опытный главный тренер, тем более такого уровня, как Гаджи Гаджиев. Поэтому интересно, как вы распределяете обязанности между собой?
– Гаджиев держит все под контролем, следит за тренировочным процессом, за вопросами развития клуба и за всеми организационными моментами. Он заслуженный тренер России. В «Динамо» продолжается наша совместная история. Я снова его помощник, как в «Амкаре», только теперь он президент клуба, а я главный тренер команды.– На футбол вы смотрите одинаково?
– Практически да, разница, может быть, лишь в некоторых нюансах. Но наши принципы игры в обороне и в атаке основаны на особенностях современного футбола, который мы хорошо изучили. В мире вряд ли есть человек, который изучил бы футбол глубже, чем Гаджи Муслимович.– Каковы же требования современного футбола?
– Первое – играть на результат. Надежность игры в обороне – один из самых важных факторов результата. Дальше – реализация голевых моментов. Пока у нас есть проблема с этим.
Мы хотим играть агрессивно, поэтому стараемся использовать высокий прессинг. Понимаем, что это невозможно на протяжении всего матча, поэтому ищем баланс между прессингом и зоной активной защиты.
В атаке хотим контролировать мяч в рамках своих возможностей. Играть как «Барселона» или «Манчестер Сити» невозможно. Поэтому пас ради паса не будет приближать нас к достижению результата. Так что стараемся играть вертикально, но это тоже невозможно на протяжении всего матча. Поэтому главное – это баланс, над ним мы и работаем и, думаю, заметно выросли в этом компоненте, но еще есть пространство для прогресса.
– Соблюдения каких принципов игры вы требуете от футболистов?
– Жесткая персональная игра в обороне. Каждый с каждым, но по ситуации, – где-то нужен перехват игроков или подстраховка. Есть моменты, где нужно играть в персональную опеку до конца, а есть такие, где нужно перехватить игрока или отскочить, быть компактным. Об этом можно долго говорить.В атаке есть определенные принципы и шаблоны, но в то же время в зависимости от соперника игроки сами ищут лучшее решение на поле.
– У «Динамо» лучшая оборона в Первой лиге. Как вам удалось это выстроить?
– Мы понимали, когда поднялись в Первую лигу практически с тем же составом, что конкуренция становится сильнее. Во второй лиге мы играли в более атакующий футбол, но все равно у нас была хорошая оборона – в весенней части сезона пропустили лишь три гола, причем два из них, по сути, забили сами себе.
Мы хотели сохранить эту философию. Но замечали определенные проблемы, поэтому по ходу сезона мы все время работали над качеством игры в обороне. Был период, когда мы проиграли в лиге три матча подряд. Тогда был кризис.
– С чем он был связан?
– В ФНЛ закончили сезон раньше. Мы играли до 5 июня, а сборы начали 15-го – перерыв совсем маленький. Может быть, у некоторых игроков пошел индивидуальный спад, который приводил к индивидуальным ошибкам. Мы проанализировали все 16 голов, которые пропустили в первой части сезона, – минимум шесть-восемь пришли из грубых ошибок. Например, против «Волгаря» наш вратарь забрал мяч в руки, хотя было понятно, что этого делать нельзя.И все же мы пропускаем меньше всего. Значит, несмотря на ошибки, в целом в обороне играем хорошо.
– При этом команда мало забивала. Чего не хватало для лучшей игры в атаке?
– Это самая большая проблема в первой части сезона. Создавали голевые моменты, но не хватало реализации. Так было в некоторых играх. У нас была ярко выраженная фланговая игра, вроде заходили в штрафную, но не могли отдать последний пас. Анализ показал, что иногда мы были статичны в атаках, а надо было быть более агрессивными. Хотя на тренировках мы пытались все это улучшить, но переносить качество в игру нам не удавалось.
– По ходу сезона стало известно о конфликте с нападающим. «Динамо» покинул Джамал Дибиргаджиев. Что произошло?
– Не было страшных нарушений, но они были. Три игрока ушли из-за этого.Надо учитывать, что мы живем в Дагестане, где отношение к жизни и дисциплине гораздо более строгое. Это решение может быть чрезмерным для русского менталитета, но здесь оно понятно. Мы долго говорили с Гаджи Гаджиевым и спортивным директором Русланом Агаларовым, решение принято не просто так. Было важно, чтобы все оставшиеся игроки запомнили: нарушение дисциплины в нашем клубе неприемлемо.
Но те, с кем мы расстались, все равно хорошие ребята. Надеюсь, они сделают правильный вывод и в будущем будут относиться к дисциплине и самим себе более внимательно.
– Можно ли сказать, что строгая дисциплина во многом помогла добиться хорошего промежуточного результата, особенно для команды, которая только что вышла из Второй лиги?
– Абсолютно! У нас хорошая дисциплина и организация игры. Мы не упускаем ни один момент. Важна ведь не только тренировочная работа и тактика, но еще и психология, и другие компоненты игры. Профессор [Гаджиев] не упускает из виду ни один из важных моментов.– Гаджиев принимает участие в тренировочном процессе?
– В основном через разговоры с тренерами. Можно сказать, что он руководит процессом. Наблюдает за тренировками, мы регулярно общаемся, иногда участвует в теоретических занятиях. Мне, как тренеру, это большая помощь, потому что Гаджиев – это футбольная энциклопедия.Особенности тренерского подхода Алексича
– В одном из интервью вы говорили, что согласились возглавить махачкалинское «Динамо» после звонка Гаджи Гаджиева. Что он вам такое сказал?
– Я хорошо знаю, что такое работа с Гаджиевым. У него очень высокие требования – нужно быть готовым работать с утра до ночи. Когда он позвонил, я работал техническим директором Академии «Пюника». Мне было приятно, что он выбрал меня, почувствовал его уважение. Мне ближе работа главного тренера взрослой команды, поэтому через семь дней после обсуждения с руководителями Академии я ответил Гаджиеву, что приеду.– При этом у вас предостаточно опыта и в детско-юношеском футболе: «Чукарички», сборная Сербии U17.
– Когда заканчивал Высшую школу тренеров в Сербии, диплом выдавал тренер Велько Алексич, мой однофамилец. Он мне сказал: «Ты мне должен обещать, что три года отработаешь в детско-юношеском футболе. Любой тренер должен пройти этот путь. Нельзя сразу идти в основную команду». Я запомнил эти слова. Я ему обещал и сдержал обещание – два года отработал в академии и один год со сборной.
– Полезный опыт?
– Когда работаешь в академии, видишь, как детям объясняют базовые элементы игры, ставят технику. И когда ты заходишь во взрослую команду, можешь увидеть, что некоторые игроки что-то пропустили в своем обучении. Спустя 10-15 лет убрать у игрока плохой навык непросто.– Почему это важно?
– Играя в футбол, ты особо не думаешь, потому что многое делаешь на автомате. Если ты был атакующим полузащитником, ты и футбол видишь исходя из своей позиции, но ты, например, не понимаешь игру в обороне.
В моей первой игре, как тренера, я проиграл «Црвене Звезде» со счетом 0:7. Тогда я думал, что надо только атаковать, атаковать и атаковать. Об обороне много не думал, потому что в прошлом был атакующим игроком. Но со временем понимаешь, что хорошего результата без обороны добиться не удастся в серьезном футболе.
Когда ты становишься тренером, то сталкиваешься с разными взглядами на футбол. И если ты начинаешь работать с детьми, сталкиваешься с вопросами обучения, совершенствования навыков. Если ты любишь футбол и хочешь правильно работать, тебе хорошо бы начать с детско-юношеского футбола. Твои первый шаги – это взглянуть на футбол с разных углов.
– Бывает момент, когда видишь взрослого игрока, у которого какое-то качество остается неразвитым. Как часто в российском футболе встречается? И как с этим работать?
– Уверен, что это встречается даже в «Зените», чего уж говорить про ФНЛ.Важна индивидуализация тренировочного процесса. Понятно, что у нас в основном командные и групповые упражнения, но индивидуализация тоже важна. Мы сталкивались много раз с тем, что что-то нужно исправить. Понимаем, что это невозможно по щелчку пальцев, это длительный процесс. С каждым игроком работаем соответствующим образом.
Многие становятся лучше, но некоторые игроки могут вообще не прибавлять. Поэтому в детско-юношеском футболе есть два важных критерия при селекции: 1) генетика; 2) динамика спортивного прогрессирования. Но и на взрослом уровне это работает точно так же. Если игрок отвечает на индивидуальную работу, исправляет свои недостатки – у него нет потолка, он может развиваться и становиться лучше. Но бывает, что игрок не добавляет или добавляет недостаточно.
Конечно, нельзя сразу списывать игрока, если он не развивается. Но все равно нужно пытаться скрывать его недостатки и развивать его преимущества.
– Индивидуализация в чем проявляется?
– Это тренировки, направленные на индивидуальную работу. Технико-тактические моменты как в обороне, так и в атаке. Например, мы требуем от флангового игрока пройти вдоль бровки и сделать доставку до нападающего. Ему надо это сделать 30-50 раз, чтобы он лучше чувствовал ситуацию и мог разобраться с соперником, чтобы в игре он уже мог самостоятельно принять правильное решение и технически его исполнить.Часто игрок принимает верное решение, но нет технического исполнения. Это легче исправить, чем если игрок техничен, но в игре не видит правильного решения.
– Насколько можно улучшить навыки?
– Техническое исполнение – это самый улучшаемый фактор, который шлифуется повторениями. Если ставить игрока в одинаковые ситуации и предлагать ему решения, отрабатывая каждое из них на тренировках, в игре он тоже сможет самостоятельно решать эти ситуации.Важнейший фактор стиля игры «Динамо»
– Часто говорят, что выстраивать игру в обороне проще, чем выстраивать позиционную атаку. Согласны ли вы с этим?
– Конечно. Оборону отладить намного легче. Понятно, что в обороне тоже нужно уметь читать игру на два-три хода вперед – без ума ничего не сделаешь. Но оборона – это в первую очередь дисциплина, организация, компактность. Надо быть успешным в единоборствах.Атака – это креативность и импровизация. Особенно трудно, если соперник обороняется сзади большим числом. Его нужно как-то вскрывать, что-то придумывать, работать с мячом на высокой скорости, искать решения, поэтому построить игру в атаке намного сложнее.
– Вы вышли в Первую лигу, но состав практически не изменили. Как выбирали стиль игры?
– Главное для нас – никого не бояться. У нас много молодых игроков. Мы изначально рассчитывали, что они будут расти и развиваться. Для многих из них это первый опыт в Первой лиге. Поэтому мы понимали, что через тренировки и игры они будут становиться намного лучше.
Мы работали и не думали, кто сильнее нас. Когда вышли на первый тур против «Алании», многие думали, что для них это будет легкая игра. Но в той игре мы забили два гола, оба отменили, хотя один из них можно было и засчитать. То есть с ходу мы могли обыграть «Аланию», одного из лидеров Первой лиги.
– Валерий Карпин рассказывал, что одна из больших проблем российских футболистов – это именно страх. Как вам удается бороться с этим?
– Я это слово вообще не люблю. Что значит «бояться»? Нас могут обыграть, но мы не можем не биться и не бороться. У нас такого в клубе нет.– Зимой вы усилили состав двумя легионерами. Как удалось договориться с ними при вашем скромном бюджете?
– Я раньше неплохо знал «Чукарички», а также «Црвену Звезду» и «Партизан», но оттуда невозможно забирать игроков.Сложность была и в том, что зимой у многих игроков есть действующие контракты. И финансы тоже под вопросом – мы же не располагаем большими ресурсами, чтобы подписать любых игроков. Поэтому мы искали свободных игроков, которые могли бы нас усилить.
Так получилось, что Нардин Мулахусейнович, который в 24 года уже поиграл за «Сараево», был лучшим бомбардиром словенского «Копера», играл за «Марибор» и «Мура», оказался свободным. Долго с ним разговаривали, но в конечном итоге он к нам пришел.
Похожая ситуация была с Владимиром Ковачевичем. 30 лет, неплохая карьера. Узнавал о его психологических качествах. Если игроку уже 30 лет, то всегда на этот счет интересуешься. Но когда мы с ним встретились, поняли, что у нас получится.
Тактика и работа со статистикой
– В современном футболе часто говорят о статистике. Как вы оцениваете игру команды?
– Сербская поговорка: «Статистика как бикини. Открывает много, но скрывает самое интересное».– На что вы все-таки обращаете внимание?
– Нашу статистику Гаджи Муслимович тщательно анализирует и очень хорошо организует. Все что считает важным, он доносит до меня. Я, конечно, смотрю цифры, но прекрасно понимаю, что это всего лишь статистика.Если тренер хорошо разбирается в статистике, то может получить много полезной информации. Но всегда важен контекст, без которого статистика может вас обмануть. Цифры могут быть полезными, если вы следите индивидуально за игроками, как они выглядят в течение месяца, двух, трех. Так мы знаем их возможности, видим их показатели. Они могут либо поддерживать эти показатели на дистанции, либо улучшать их, либо снижать. Это может показать состояние футболистов, их развитие.
– Я так понимаю Гаджи Муслимович хорошо читает статистику.
– Конечно! Он же гигант в этом направлении.– Говорят, что он первый футбольный аналитик в России.
– Наши игроки еще не родились, а он уже считал статистику.
– На чем вы делаете акцент при работе над игрой в обороне?
– На всем. Игра один в один, единоборства вверху и внизу – это основа. Подстраховка. Потом идем до мелочей. Я могу все это рассказать, но там очень много деталей.– Насколько больше времени уделяете работе обороны, чем атаки?
– Я не скажу, что мы уделяем больше времени одному, чем другому. Развивая атаку, развиваешь оборону. Это же параллельная работа.– Какие моменты наиболее важны при построении игры в обороне?
– Дисциплина, компактность, подстраховка. Постоянные перемещения, нужно успевать за игрой. Надо быть готовым ко всему. Надо понимать, что невозможно постоянно прессинговать, невозможно выигрывать всю борьбу один в один, поэтому надо быть готовым к изменяющимся условиям.– В этом плане схема 3-4-3 больше подходит для компактной игры?
– Изначально это более атакующая схема, чем оборонительная. Система 3-4-3 или 3-5-2 изначально сделана как ответ на 4-4-2, потому что давала больше возможностей в атаке – три нападающих впереди, всего три игрока сзади, это рискованно.
Однако из 3-4-3 так же получается 5-4-1 – поставил «автобус» сзади, двойной блок возле штрафной. В каких-то игровых ситуациях так и получается, это гибкая схема. Но команда должна хорошо понимать, как осуществлять такой переход.
При этом в разных игровых ситуациях вы можете выстраиваться по-разному.
– То есть схема и позиции на самом деле не так важны. О том же говорил в интервью Роман Шаронов, объясняя, что по ситуации даже центральный защитник может оказаться нападающим. Согласны с этим?
– Конечно, только не хотелось бы, чтобы центральный защитник становился нападающим (смеется). Но на самом деле, если говорим о фазе атаки, смена позиций игроками очень важна. В обороне это тоже бывает необходимо. Например, идет передача за спину крайнему защитнику, тогда центральный идет его страховать, а крайний возвращается на его место. Но в атаке это важнее. В заключительной части игроки должны быть готовы к смене позиций, должны создавать вертикальные и горизонтальные ротации, которые дадут динамику за спину. Сейчас игроки должны все это чувствовать.
– Я часто замечаю по Первой и Второй лигам, что большинство футболистов плохо понимают зоны и перемещения. Насколько вашим игрокам удается это?
– Мы добавляем. Если сравнивать начало нашей работы с сегодняшней игрой, видно прогресс игроков. Но нам еще далеко до того, чтобы мы хотели видеть. Игроки, которые умеют видеть и использовать пространство, стоят 15-20 млн евро. Наши пацаны добавляют, видим на глазах, но это длительный процесс, нельзя по щелчку пальцев научить их всему. Однако мы точно знаем, что они станут еще лучше.– Для развития игроков в том числе важно иметь уверенность в будущем. У «Динамо» есть стабильность?
– Абсолютно точно. Гаджи Муслимович во главе клуба, есть поддержка главы Дагестана Сергея Алимовича Меликова. Я это вижу. Это чувствуется. Поэтому настрой у нас положительный. Конечно, нам бы хотелось в будущем выйти в РПЛ. И у нас есть вера, что эта задача будет решена.
Фото: ФК «Динамо» Махачкала
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»