• Денис Мацуев: Дзюба — первая скрипка, но без альтов, виолончелей, контрабасов, валторн и ударников никакое соло не было бы ярким

    Футбол. Сборная России

    03.07.18 21:25

    Денис Мацуев: Дзюба — первая скрипка, но без альтов, виолончелей, контрабасов, валторн и ударников никакое соло не было бы ярким - фото

    Фото: Официальный сайт РФС

    Знаменитый пианист, народный артист России стал VIP-гостем на очередной тренировке российской сборной. По ходу сказочно успешного для команды Станислава Черчесова домашнего мундиаля Денис Мацуев не впервые навестил ее в подмосковном Новогорске. И в беседе с журналистами не раз проводил параллели между футболом и музыкой.. А для начала вспомнил, как переносил концерт, чтобы посмотреть матч с Уругваем.

    Кутепов вырос буквально на глазах, как тесто — потому что Черчесов уникальный психолог

    — Я был в Екатеринбурге, и концерт был запланирован на семь часов вечера по местному времени — то есть абсолютно в то же время, когда начинался матч Россия — Уругвай, — рассказал Мацуев. — Пришлось перенести концерт на девять вечера, но никто из зрителей не сдал билет. И не было ни единого возмущенного любителя музыки — потому что все прекрасно знали причину переноса. И к тому же в фойе местной филармонии был устроен просмотр футбольного матча. Все собрались у огромного экрана, смотрели матч. И даже несмотря на то, что мы тогда проиграли, все равно можно говорить о празднике, о море положительных эмоций, которые захватывают всех нас сейчас. Я стараюсь быть на трибуне во время каждого матча сборной России, если есть возможность, и мы постоянно обсуждаем игру команды, восторгаемся спартаковцами, которые показывают класс в сборной.

    — Но их могло быть и побольше, если вспомнить неожиданную «отставку» Дениса Глушакова и Дмитрия Комбарова...
    — Согласен, согласен. Но вот, например, Илья Кутепов вырос прямо-таки буквально на глазах — как тесто! И это потому, что Черчесов, на мой взгляд, уникальный психолог, тактик и много чего еще. Но видно, как Кутепов возмужал именно в психологическом плане, появилась уверенность. Каждый игрок сборной бьется за себя за всю команду и за всю страну, но за Илью я особенно рад. Потому что когда вернется в строй Георгий Джикия, то это будут, как сказал Леонид Арнольдович Федун, наши новые Березуцкие на долгие годы.

    — Известный португальский тренер Артур Жорже, наблюдая за футбольными матчами, включал Моцарта. Вы знали об этом?
    — Артура Жорже я, безусловно, знаю, но о его музыкальных пристрастиях слышу впервые.

    — Но вы хотели бы раздать футболистам российской сборной компакт-диски с лучшими образцами классической музыки?
    — Я всегда говорил, что нашим спортсменам перед решающими поединками нужно ставить произведения Рахманинова и Чайковского, воодушевляющие даже человека, которого нельзя назвать меломаном (смеется). Но я бы здесь не настаивал, потому что у каждого есть свои пристрастия в музыке, и не все могут проникнуться классикой с первого раза. Давлением в данном случае ничего не добьешься. Я точно знаю, что в нашей сборной есть поклонники классической музыки, но стричь всех под одну гребенку не следует. У каждого есть наушники, которых он едет на стадион и по-своему настраивается на матч. И у каждого есть свои суеверия, традиции, которые тоже нужно учитывать.

     

    Габулов был на моем концерте на Красной площади

    — Вы ведь известны еще и как поклонник более легкой — джазовой — музыки. Может быть, этот жанр может быть более универсальным?
    — Ну я бы не назвал джаз более легким музыкальным жанром — он абсолютно равноценен по серьезности классической музыке. Есть огромное количество людей, которые ходят на мои концерты, на концерты моих коллег. Но есть те, кто случайно услышал мой концерт на Красной площади, который был устроен накануне открытия чемпионата мира, и после этого стали приходить в концертные залы. То же самое сделали три знаменитых тенора Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго, выступив накануне финала чемпионата мира 1990 года в Италии. Это было начальной точкой, после чего миллионы людей полюбили классическую музыку. И я не буду скрывать, что занимаюсь этим весьма плотно и делаю такие концерты для привлечения как можно большего количества зрителей в концертные залы. Потому что это — настоящее, это будет и через сто, и через двести лет. И я уверен, что классическая музыка способна примирить людей, вылечить их, отвлечь от разного негатива, от жизненных проблем. Классическая музыка — это оазис на долгие-долгие времена.

    — С каким музыкальным произведением вы могли бы сравнить матч Испания — Россия?
    — Я уже говорил об этом, но могу повторить: «Болеро» Равеля. Из ничего начинается — малый барабан, и затем вырастает в какую-то уникальную кульминацию со своими страстями и удивительными поворотами сюжета. Это именно та история, потому что мы держались, мы отбивались — давайте не будем скрывать этого. Но была выбрана та тактика, которая с помощью итогового счета на табло показала, что все было сделано правильно.

    — Кто-то из игроков сборной России ходит на ваши концерты?
    — Конечно, не вся сборная, но я, например, знаю, что Владимир Габулов полностью видел тот концерт, который я организовал на Красной площади 13 июня с моими уникальными друзьями Валерием Гергиевым, Анной Нетребко, Пласидо Доминго. Знаю, что Александр Ерохин слушает мои записи, другие игроки сборной. А со Станиславом Саламовичем у нас договор: я хожу к нему на матчи и тренировки, а он ходит на мои концерты (улыбается). И бывает, что перед тренировкой — моей — он приходит, что-то рассказывает и тем самым воодушевляет меня. Или дарит какой-нибудь сувенир. Вот сегодня я получил абсолютно бесценный подарок (показывает футбольный мяч с автографами игроков сборной).

    У меня каждый день — серия пенальти

    — Вы тоже можете прийти в расположение сборной накануне матча?
    — Нет, знаете, здесь очень тонкий момент. Все-таки до матча у ребят своя аура, своя химия, которую ни в коем случае нельзя нарушать, тревожить. Хотя у пианистов перед концертами тоже есть свои ритуалы. Но когда я вижу Черчесова перед матчами, мне становится теплее. Если бы он играл в одиночку, думаю, пришел бы к нему и накануне игры. Но здесь все-таки коллектив, и это огромная ответственность. Когда я сравнил матч с Испанией с выступлением симфонического оркестра, то немного ошибся, упомянув о четырех валторнах. Потому что валторн — то есть защитников — у нас было пять (смеется). Но в целом это настолько точное сравнение, потому что оркестр — это футбольная команда, тренер — дирижер, тренировки — те же репетиции, а матч — это концерт. И самое главное, что мы выходим на сцену или на поле, чтобы играть для зрителей. Сборная России все свои матчи на чемпионате мира играла для зрителей — даже проигрышную встречу с Уругваем. Оставшись вдесятером, ребята бились, и это было просто потрясающе.

    — Кто в нашей сборной первая скрипка? Игорь Акинфеев?
    — Если говорить о визуальном восприятии, то первые скрипки — это все-таки атакующая линия: Дзюба, Черышев, фланговые игроки... Слушайте, рядом тренировка идет, я уже чувствую себя тренером (смеется). Нет, безусловно, Дзюба выполняет роль первой скрипки, но без альтов, виолончелей, контрабасов, валторн и ударника — а во время концерта ударники тоже стоят позади оркестра и напоминают линию обороны — никакое соло не было бы таким ярким.

    — Михаил Боярский признался, что даже забыл прямо по ходу спектакля текст, когда узнал о победе нашей сборной над Испанией. А вы нигде не сфальшивили от нахлынувших эмоций?
    — Слава Богу, у меня не было концерта, и я смотрел матч на трибунах стадиона в Лужниках.

    — Сборная России с Испанией дошла до серии пенальти. А на ваших концертах бывает дополнительное время и серия послематчевых пенальти?
    — У меня каждый день — серия пенальти. Я даю 260 концертов в год, практически каждый день я на сцене, и каждый концерт — это восемь-девять часов: зрители просят, играешь на бис. Так что, можно сказать, у меня ежедневно по восемь-девять послематчевых пенальти (смеется).

    — Известно, что вы сами любите играть в футбол. Когда выходите на поле, не боитесь получить травму, которая помешает вашей профессиональной деятельности?
    — 5 июля будет матч на Красной площади, в котором я тоже приму участие. Конечно, буду беречь руки — ноги все-таки не так важны для музыкантов, хотя у нас есть три очень важные педали, на которые нужно нажимать ногами (улыбается). Но все мы занимаемся одним делом, и если ты выходишь на сцену или на футбольное поле с мыслями о том, чтобы что-то в этот момент поберечь, то ни о какой страсти речи не может быть.

    Новогорск


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»