• Депутат Государственной думы РФ Василий Шестаков: То, за что берется президент России, неизменно хорошо заканчивается

    У Василия Борисовича Шестакова титулов, званий, должностей, почетных постов и наград разных стран не перечесть. Направляясь на встречу, готовился увидеть большого отечественного чиновника и... ошибся. Скромен, приветлив, доброжелателен, может пошутить, в том числе и над самим собой. На чиновника, ответственного руководителя совершенно не похож.

    Кто же он, Василий Шестаков, помимо того, что мы о нем знаем и слышали? Давайте разбираться вместе.

    Самбо сразу понравилось

    — Василий Борисович, все мы родом из детства, вернемся в ваше ненадолго. Как вам так повезло попасть в школу, при которой функционировала секция самбо. По тем временам — большая редкость.
    — В какой-то мере стечение обстоятельств. Потому что я хотел заниматься вольной борьбой и искал соответствующую секцию, но не нашел. Самбо занимался мой сосед. Я пошел разок с ним и... больше не пропустил ни одной тренировки.

    — Так понравился тренер? Понятно, что стремились стать сильным. Для чего — чтобы отпор дать при случае или просто среди сверстников верховодить хотелось?
    — Владимир Федорович Романенко, мой тренер, тогда работал мастером на заводе, а в свободное время давал уроки самбо всем желающим. Помню, что в школе перед тренировкой мы сами маты раскладывали, потом собирали. Очень многого не хватало, но было безумно интересно. Романенко был подлинным энтузиастом, подвижником. Усталый, после смены, но всегда приходил вовремя и проводил занятие. Поначалу я к нему просился, но в дальнейшем, по мере развития группы, я думаю, и он уже был заинтересован в сотрудничестве со мной. А самбо просто сразу понравилось. Хотя уметь дать отпор парню необходимо.

    Учительница математики ошиблась

    — Со временем занятия самбо и учеба в школе не вошли между собой в некое противоречие? Как с оценками дело обстояло, времени на уроки хватало?
    — Расскажу вам один эпизод. Когда только начал заниматься самбо, учительница математики вызвала мою маму и сказала: «Заберите своего сына, ему последние мозги вышибут об ковер» (смеется).

     

    — К счастью, она ошиблась. Родители увлечение спортом одобряли или говорили, главное все же учеба?
    — Мама тогда не послушалась и мне позволила заниматься. Я же впоследствии перешел из этой школу в другую, с математическим уклоном. Не скажу, что был отличником, но учился хорошо, не бросая, разумеется, самбо. Потом и в институт поступил. Занятия спортом не только не мешали, напротив, помогали. Родители работали с утра до вечера, семья была большая, трое детей, их надо было прокормить в то нелегкое, послевоенное время. Поэтому сам пробивался в жизни. И спорт, и поступление в институт — мои личные инициативы.

    — В самбо вы добились серьезных успехов еще в довольно юные годы. Таким спортсменам — прямая дорога в Институт имени П.Ф. Лесгафта. Вы же выбрали втуз. Что повлияло на решение?
    — Хотел поступать на филологический факультет университета, чувствуя в себе эти наклонности. Уж не знаю сегодня, к сожалению или к счастью, пошел туда, куда все ребята из нашей секции самбо. А была она при Металлическом заводе — при котором и втуз. Поступил сам, безо всякой помощи спортсмену. Но вот поддержка самбистов во втузе была.

    Никаких драк — только защита

    — Василий Борисович, извечная тема — самбо и дзюдо. Русское боевое искусство и японское. Чем для вас привлекательнее самбо и почему такая вопиющая несправедливость: дзюдо — украшение летних Олимпиад, а самбо пока не входит в программу Игр?
    — Все же корни самбо — из дзюдо. Мы с моей помощницей Светланой Ерегиной написали книгу о Василии Ощепкове — родоначальнике самбо.

    — Кто только не именует родоначальником самбо Аркадия Харлампиева, даже фильм о нем снят.
    — Тем не менее родоначальником самбо был Ощепков, начинавший тренироваться в Японии. Вернулся он в Россию обладателем черного пояса по дзюдо, показывая высокие результаты. Здесь начал тренировать. Приезжали спортсмены из разных республик, мастера национальных разновидностей борьбы. Новые приемы, новые методики заинтересовали его. Вот помните, описывали, как Харлампиев ездил по азиатским и закавказским республикам, изучал навыки тамошних борцов? Но ездил-то реально Ощепков. Так появились болевые приемы на ногу и многое другое. А в то время шла борьба с космополитизмом, нужен был свой вид борьбы. Так и появилось самбо.

    — В 1990-е каждый паренек, занимавшийся самбо, непременно привирал приятелям, что тайно изучает и боевое самбо. Но оно было под строжайшим запретом? Почему?
    — У нас раньше вообще все виды боевых искусств были запрещены, потому что считалось, что такой мастер единоборств владеет своеобразным опасным оружием. И может применить его на улице. Мне же кажется, что занятия боевыми искусствами дисциплинируют человека. И он будет разве что слабых защищать при необходимости, сам же драку не затеет никогда.

    — Насколько сегодня распространено боевое самбо, насколько этот вид единоборств используется при подготовке силовых структур?
    — Хочу отметить, что боевое самбо — уникальный вид спорта. Сегодня это искусство очень и очень популярно не только у нас, в России, но и во всем мире. Мастеров боевого самбо приглашают на самые зрелищные соревнования в так называемые восьмиугольники (Fighting Championship — Абсолютный бойцовский чемпионат, так называемые бои без правил, проходящие в восьмиугольниках. — «Спорт День за Днем»). И выглядят они отлично. Люди, занимающиеся боевым самбо, обладают и техникой ударов, и техникой захватов, и умением проводить болевые приемы, удушающие. Для представителей иных видов единоборств это не характерно. Преимущества боевого самбо наглядно доказали такие спортсмены, как Федор Емельяненко, Олег Тактаров.

    — А откуда у вас любовь к джиу-джитсу?
    — В свое время мы пытались популяризировать самбо за рубежом. А выезжая в другие страны, знакомились с мастерами иных видов борьбы. В частности, и со спортсменами, занимающимися джиу-джитсу. Это обогащало. Я начал преподавать дома и джиу-джитсу, впоследствии и федерацию возглавил.

    Талантливый спортсмен, интересный собеседник

    — Вы еще в юношеские годы сдружились с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Я не стану задавать вам вопрос, могли ли вы тогда предугадать, что он пойдет столь высоко. Это невозможно предвидеть. Но чем-то он выделялся среди товарищей по секции борьбы?
    — Конечно, он заметно выделялся. Во-первых, как талантливый спортсмен. Во-вторых, как очень интересный человек, что уже тогда бросалось в глаза. С ним всегда было очень интересно общаться. На сборах мы старались жить вместе, чтоб побольше пообщаться. Он еще и очень интересный собеседник.

    — Как вы полагаете, близко зная президента, что дал ему спорт, кроме, разумеется, борцовских навыков? Я спрашиваю, скорее, о характере.
    — Если вы смотрите выступления президента, то, наверное, помните, его собственную формулировку: «Дзюдо дает гармонию с самим собой и с окружающим тебя миром». Я думаю, что это помогает ему везде.

    — Как президент РАСС (Российская ассоциация спортивных сооружений. — «Спорт День за Днем») вы курируете подготовку физкультурно-оздоровительных комплексов по всей стране. Как вы считаете, эта гигантская работа проводится нужными темпами?
    — Эта организация уникальна. У РАСС гигантская картотека различных спортивных объектов из разных стран мира. Строительные фирмы, занятые возведением спортивных сооружений, обращаются в РАСС и всегда могут получить там квалифицированную помощь. По темпам говорить не готов. Комплексы нужно еще строить и строить.

    Конгресс воссоздаст атмосферу доверия

    — Вот мы и подошли к теме здорового образа жизни, спорта и здоровья. Вы президент Международного конгресса «Спорт. Человек. Здоровье», который начнется в нашем городе 27 октября. В чем, на ваш взгляд, задачи форума? Чего вы от него ждете?
    — Уверен, конгресс обогатит и наших ученых, и зарубежных. Ускорит развитие спортивной науки, да и медицинской послужит. Общаясь подобным образом между собой, ученые всего мира налаживают необходимую для обмена мнениями атмосферу, это тоже очень важно. Необходима атмосфера взаимопонимания и доверия, которая нарушена сегодня, в связи с санкциями.

    — Связь спортивного руководства регионов с медицинскими центрами необходима? Что делается для того, чтобы ее наладить?
    — Уверен, такая связь необходима. И конгресс, кстати, принесет пользу и в этом направлении. К примеру, участие в организации форума принимает больница № 40, расположенная в Сестрорецке, крупнейший реабилитационный центр. Медики этой клиники занимаются реабилитацией опорно-двигательного аппарата после травм и операций.

    Курортология в России не имеет аналогов

    — Я понимаю, что со временем у вас совсем печально при вашей занятости, тем не менее уделяете ли вы внимание подготовке России и, в частности, Петербурга к чемпионату мира по футболу 2018 года? Удовлетворены ходом подготовки?
    — Я уверен, что у нас, как всегда, все будет в порядке, потому что этим занимается президент, а когда он чем-то занимается, там всегда все бывает хорошо.

    — Сегодня много и обоснованно говорится об импортозамещении, в том числе и в области здравоохранения. У нас в России есть целебные зоны, не имеющие мировых аналогов. Курортология — важнейший раздел современной медицины. Никакие таблетки и инъекции не в состоянии заменить лечебного эффекта крымского воздуха, климата, грязей, сочетания возможностей горного и приморского кластеров Сочи, минеральных вод Старой Руссы, этот перечень можно продолжать долго. Что делается сегодня в государственном масштабе для создания баз лечебно-оздоровительного туризма, для разъяснения, не пропаганды, а именно разъяснения народу важности этих методов?
    — Я этим летом сам побывал на Алтае и могу сказать, что там очень многое делается для развития курортологии и привлечения туристов. У нас, вы совершенно правы, много таких медицинских кластеров. Кисловодск, в частности, там уникальные целебные возможности. На сегодняшний день внутрироссийский оздоровительный туризм развивается очень активно, это в какой-то мере связано еще и с падением курса рубля. Но нужно стремиться работать еще больше. Это не только и не столько экономический фактор, сколько забота о здоровье наших граждан. Таких уникальных мест, как в России, больше нигде нет.

    — Достаточно ли, на ваш взгляд, физкультуры и спорта в сегодняшнем школьном российском образовании? Как вы видите пути его интенсификации?
    — Физкультуры и спорта в школьном образовании всегда недостаточно. Так же, впрочем, как и в университетском. Вот сейчас мы внедряем в школы уроки самбо, и уже получили очень хорошие отзывы от директоров как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Сейчас начинаем внедрять и в других городах.

    Отношение к футболистам ироничное

    — О вашей юности, Василий Борисович, мы уже говорили. Вернемся в наши дни. Нагрузки у вас хватает, и она уже не в спортзале. Как вы предпочитаете отдыхать? Где вы проводите отпуск?
    — Мое хобби — охота. Увлекаюсь давно. Охота предполагает много движения, что уже неплохо. Да еще и на свежем, чистом воздухе. Отдых, уверен, должен быть активным.

    — В вашей семье, в вашем доме царит здоровый образ жизни?
    — Да, безусловно.

    — Вы питерский человек. Есть у вас любимые места в нашем городе?
    — Ну, например, Миллионная улица (смеется). Нет, не потому, что мы с вами беседуем в Комитете по физической культуре и спорту, здесь расположенному, она мне всегда нравилась. А вообще таких мест много. Улица Зодчего Росси, Юсуповский дворец... Каналы наши очень люблю, жалею, что в этом году не удалось покататься, раньше всегда успевал.

    — Как правило, питерский мужчина — болельщик. «Зенит», СКА — программа минимум. Посещаете матчи?
    — Раньше и сам очень любил играть в футбол. Но, к сожалению, выступления наших футболистов не очень радуют. И у нас, борцов, всегда было несколько ироничное отношение к тому, что чемпионы мира и Европы по единоборствам забыты, а футболисты, ничего особенного не добившиеся, незаслуженно обласканы. И это отношение до сих пор сохраняется (смеется).

    Как принять друга?

    — Есть ли у вас дома библиотека, что любите читать?
    — Есть. Любимый писатель — Лев Толстой. Сейчас же проще и удобнее даже не домашней библиотекой пользоваться, а в Интернете читать.

    — Много времени в нем проводите?
    — Нет, такого сказать не могу. Я даже не всеми этими кнопками владею (смеется), но кое-чему обучился, что-то умею и этим пользуюсь.

    — Вы спортсмен, но ваша работа и общественная деятельность, как я понимаю, вынуждает носить преимущественно не спортивный костюм, а официальный. Какой стиль в одежде предпочитаете? Любите дорогие аксессуары?
    — Совершенно спокойно отношусь и к костюмам, и к аксессуарам, но если работа требует, приходится надевать. Вообще же предпочитаю свободный, спортивный стиль. Его же, кстати, любит и президент. Когда захожу к нему в гости, надев галстук, он говорит: «Зачем ты на себя удавку нацепил, давай, снимай скорей».

    — Давайте смоделируем ситуацию из разряда тех, что, наверное, бывали и еще приключатся. К вам пожаловал в гости Владимир Владимирович Путин. Усталый, ему есть от чего устать. Что поставите на стол?
    — Во-первых, он человек, который следит за своим питанием. И ест не очень много. Во-вторых, вообще не пьет. А курить никогда даже не пробовал. Чашку чая — это с удовольствием.

    — Ну а к чаю-то?
    — К чаю что-то придумаю, знаю, что сладкое он тоже ест мало.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»