• Девять из четырнадцати

    Мундиаль. История

    06.06.10 18:53

    Девять из четырнадцати - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Советский футбол вступил в ФИФА в конце 40-х годов прошлого столетия, однако на первый для себя чемпионат мира заявился лишь спустя несколько лет. Первым первенством планеты, в котором приняли участие советские футболисты, стало проходившее в 1958 году в Швеции.

    Предстоящий турнир в ЮАР — четырнадцатый, если вести отсчет с   1958   года, для отечественного футбола. В Африку, как известно, он не пробился. Всего же советские и российские сборные участвовали в девяти чемпионатах мира. Команда СССР — в семи из девяти возмож­ных (она не проходила отборочный турнир к чемпионатам 1974 и 1978 годов), команда России — в двух из пяти (не попадала в 1998 году во Францию, в 2006 году в Германию, а сейчас вот не попала в ЮАР).

    1958: дебютная неудача

    Перед чемпионатом мира-58 сборную СССР относили к разряду «темных лошадок», способных в Швеции обойти всех. Во всяком случае, вспоминали не только олимпийскую победу советской команды в  1956  году в  Мельбурне, но и удивившие всю футбольную Европу выигрыши у блиставшей в середине 50-х годов команды ФРГ. Уже в ходе отборочных матчей наблюдатели отмечали, что в СССР сформирована «быстрая, мощная и опасная команда», игроки которой пропитаны волей к победе.

    Готовилась к чемпионату мира сборная СССР под руководством Гавриила Качалина основательно, но почти перед самым отъездом в Швецию случилось непредвиденное. Трех ведущих футболистов — Эдуарда Стрельцова, Бориса Татушина и Михаила Огонькова — пришлось из команды отчислить, поскольку они оказались замешанными в неблаговидной истории. Стрельцову пришлось несколько лет (речь в данном случае не о том, справедливым было наказание или нет) провести в заключении.

    В предварительной группе в Швеции пришлось дважды играть с англичанами. Это были изнурительные поединки. Первый завершился вничью благодаря более чем сомнительному пенальти, назначенному в ворота советской команды. Во втором Никита Симонян забил победный гол. Были обыграны и австрийцы (2:0) и даже проигрыш бразильцам (0:2) на первом этапе не повлиял на турнирное продвижение. Повиляло на него невероятное напряжение: за 11 дней было проведено 4 матча, причем одним и тем же почти составом (варьировать им тренеры не решились). Запас «пороха» был израсходован, и в первом же матче «на вылет» —четвертьфинале со шведами — последовало поражение со счетом 0:2.

    1962: проигрыш хозяевам

    Считается, что в Чили отправилась весьма сильная по составу советская сборная. За два года до чемпионата мира она стала первым обладателем Кубка Европы, в ходе южноамериканского турне в конце 1961 года обыграла Аргентину (2:1), Чили (1:0) и Уругвай (2:1)  и рассматривалась в качестве одного из фаворитов турнира. Статус этот команда в ходе предварительных соревнований подтвердила: две победы — над Югославией (2:0) и Уругваем (2:1), и неожиданная ничья с Колумбией (4:4). Неожиданная, потому что колумбийские футболисты были, во-первых, заметно слабее советских, а во-вторых, команда СССР вела в счете 4:1 и ничто не предвещало того, что в ее воротах окажутся три гола.

     

    Два других групповых матча были отмечены очень жесткой игрой со стороны югославов (Эдуарду Дубинскому сломали ногу) и ставшим знаменитым незасчитанным голом в уругвайские ворота. Мяч тогда после удара Игоря Численко влетел в дырку, оказавшуюся в сетке. После непродолжительного разбирательства и Численко, и капитан сборной СССР Игорь Нетто подтвердили арбитру, уже отправлявшемуся на центр поля, что гол был забит неправильно. Яркое свидетельство того, что сейчас называют «честной игрой».

    В четвертьфинале сборная СССР вновь «наткнулась» на хозяев чемпионата, которым, безусловно, арбитры благоволили. Матч был проигран (1:2), во всех грехах несправедливо обвинили Льва Яшина, сделали его «крайним», хотя, как отмечал известный специалист Михаил Якушин, «непомерно затянулась тактическая перестройка в нашем футболе, и у сборной, выступавшей в Чили, не было ясной и четкой тактической концепции».

    1966: непревзойденный рекорд

    В Англии-66 сборная Советского Союза стала четвертой, дойдя сначала до полуфинала, а потом и выступив в матче за третье место, и этот результат по сей день является недосягаемым для отечественных команд.

    За два года до английского чемпионата советские футболисты во втором розыгрыше Кубка Европы заняли второе место. Сейчас команду носили бы за серебро на руках, а тогда подвергли обструкции: Константин Бесков лишился поста главного тренера. Между тем, до сих пор многие считают, что если бы Бесков продолжал руководить той сборной, она могла бы подняться в Англии еще выше.

    Так или иначе, но команду к чемпионату мира готовил Николай Морозов, и под его руководством она исключительно легко прошла групповой турнир (3:0 победа над КНДР, 1:0 — над Италией и 2:1 над обидчиками 1962 года — чилийцами) и преодолела важный для себя четвертьфинальный барьер (выигрыш у венгров 2:1). Игра СССР — Венгрия, по мнению многих наблюдателей, стала одной из лучших среди проведенных на чемпионате мира. Великолепно действовали обе команды. Олицетворением командной дуэли стала дуэль локальная — Валерий Воронин против Флориана Альберта — в которой советский полузащитник, ставший одним из открытий чемпионата, выглядел предпочтительнее. Блистательно проявил себя Лев Яшин.

    В полуфинале последовало поражение от ФРГ (1:2), а в игре за третье место — от Португалии (1:2). На исход полуфинала, несомненно, повлияли травма Йожефа Сабо, который, начиная с 8-й минуты, присутствовал на поле лишь номинально (его травмировал Франц Беккенбауэр), и удаление Игоря Численко на 47-й минуте: играть против немецкой машины фактически вдевятером невозможно.

    1970: играть надо до конца

    Мексиканский чемпионат стал третьим в тренерской биографии Гавриила Качалина. Если не забывать о том, что этот специалист приводил сборную СССР к победам на Олимпиаде (1956) и в Кубке Европы (1960), то можно с уверенностью сказать: более титулованного тренера из работавших с национальной сборной в отечественном футболе не было.

    Команде СССР по жребию досталась не самая сложная группа (Мексика, Бельгия, Сальвадор). Несколько смущало, что играть придется с хозяевами турнира, которым судьи — вольно или невольно — всегда симпатизируют, но, по счастью, встреча с ними пришлась на матч открытия, к которому обычно приковано внимание всего футбольного мира, и что-то «выдумывать» ради поддержки мексиканцев судьи не стали (0:0). Бельгийцы были разгромлены (4:1), а Сальвадор обыгран со счетом 2:0.

    Но вновь, как и на первых двух чемпионатах мира, роковой оказалась четвертьфинальная черта. Матч с Уругваем вошел в историю советского футбола как пример безответственного отношения к происходящему на поле. Основное время завершилось вничью (0:0). За четыре минуты до завершения дополнительного времени, в ходе борьбы уругвайского форварда Ладислао Кубиллы с советскими защитниками, мяч ушел за линию поля, и сразу несколько игроков сборной СССР (защитники, находившиеся рядом с Кубиллой, вратарь) принялись играть роль арбитра — сигнализировать о том, мяч пределы поля покинул. Но сигнала судьи не последовало, уругвайцы отправили мяч в штрафную площадку, и нападающий Эспарраго головой забил гол, выведший Уругвай в полуфинал.

    1982: неудавшийся эксперимент

    Пропустив из-за слабой игры в отборочных турнирах чемпионаты мира 1974 и 1978 годов, сборная СССР во главе с Константином Бесковым уверенно достигла первенства мира, проводившегося в Испании.

    Перед Испанией-82 советские спортивные руководители решили поэкспериментировать. В тренерский штаб Бескова были включены Валерий Лобановский и Нодар Ахалкаци. Идея крылась в том, что в составе советской сборной было очень много футболистов из киевского и тбилисского «Динамо», а потому, дескать, сам Бог велел находиться рядом с ними и помогать Бескову управлять этими игроками. Поначалу, насколько известно, Константин Бесков был только за совместную работу с коллегами из Киева и Тбилиси, но потом он понял, что ничего путного из этого не выйдет. Когда понял, было уже поздно что-либо менять, экспериментальный механизм запустили, и на чемпионат мира отправился триумвират, после турнира названный «лебедем, раком и щукой».

    Команда, между тем, была очень сильная по составу. Бразильцам в первом матче она вполне могла бы и не проиграть. Испанский арбитр Ламо Кастильо беспардонно судил в пользу Бразилии, не дав несколько пенальти в ворота южноамериканской команды. «Бог был на стороне бразильцев. Судья — тоже»,   — констатировал происходившее «Жорнал до Бразил».

    Потом команда СССР обыграла Новую Зеландию (3:0), сыграла вничью с шотландцами (2:2), вышла во второй раунд турнира (согласно тогдашнему формату чемпионата, тоже групповой), где, справившись с бельгийцами (1:0), довольствовалась лишь нулевой ничьей во встрече с поляками. Поляки и прошли дальше, в полуфинал, поскольку с более крупным счетом, нежели советские футболисты, обыграли бельгийцев.

    1986: замена тренера

    После того, как сборная под руководством Эдуарда Малофеева невнятно провела все контрольные матчи в подготовительный перед чемпионатом мира период, а киевское «Динамо», возглавляемое Валерием Лобановским, выиграло европейский Кубок обладателей кубков, политическое и спортивное руководство СССР приняло решение заменить в последний момент Малофеева на Лобановского. Мотивировка была простой: в сборной выступают все киевские динамовцы, им нужен свой тренер. Лобановский настоял на том, чтобы был восстановлен прежний штаб, в который, помимо него, вошли Никита Симонян, Юрий Морозов и Сергей Мосягин — все они были отстранены от работы со сборной после того, как она не попала на чемпионат Европы 1984 года.

    В Мексике советская команда в первом же матче играючи расправилась с  венг­- рами (6:0) — встречу эту назвали самой большой сенсацией чемпионата, потом последовали стратегическая ничья с французами (1:1) и выигрыш резервным составом у канадцев (2:0).

    А затем состоялся памятный матч с бельгийцами. Дважды сборная СССР вела в счете. Дважды бельгийцы сравнивали результат (второй раз — из стопроцентного офсайда, причем боковой арбитр сначала поднял флажок, а потом его опустил). В дополнительное время при совершенном попустительстве советских защитников бельгийцы забили два мяча подряд, и Игорю Беланову, сделавшему в этом матче хет-трик, удалось сквитать лишь один из них. До сих пор непонятно, как можно было такой легко дававшийся матч, в котором соперник откровенно побаивался советских футболистов, проиграть. Но он — на стадии 1/8 финала — был проигран.

    1990: неудача в Италии

    По результату это был один из самых неудачных чемпионатов мира для советской сборной. Она заняла последнее место в предварительной группе, хотя до самого последнего момента у нее оставались шансы на выход в следующий раунд. Пусть и призрачные, но все же — шансы.

    На старте чемпионата последовало поражение от румынской сборной (0:2), затем — с таким же счетом — от аргентинской команды. В обоих матчах не последнюю роль сыграли арбитры. В первом случае судья назначил пенальти в советские ворота за нарушение Вагизом Хидиятуллиным правил, состоявшееся вне штрафной площади. Во втором арбитр, находившийся в двух шагах от Диего Марадоны, «не увидел», как аргентинец сыграл в своей штрафной площади рукой, выбивая мяч, посланный Олегом Кузнецовым. Но не в рефери, разумеется, дело, а в том только, что сборная СССР в ключевых для себя матчах (против Румынии и Аргентины) не сумела реализовать ни одного из созданных ею голевых моментов и не получила шансов хотя бы на ничью в одной из встреч.

    Заключительный матч в предварительной группе сборной СССР необходимо было выигрывать в Бари у Камеруна с разницей (как минимум) в четыре мяча. В этом случае советская команда, при поражении кого-то во встрече Аргентина — Румыния, проходила дальше. Со счетом 4:0 она выиграла, но румыны и аргентинцы свели в своем матче, проходившем в то же время, что и игра СССР — Камерун, риск к минимуму и сыграли вничью, обеспечив себе тем самым выход из группы.

    Валерий Лобановский еще до Италии-90 объявил о том, что уйдет из сборной вне зависимости от результата. Так он и поступил, уехав затем работать в ОАЭ и Кувейт.

    1994: последствия письма

    Осенью 1993 года футбольную общественность России потрясло письмо, подписанное 14 футболистами (большинство из них входило в состав сборной страны) и направленное в адрес советника Президента России по спорту Шамиля Тарпищева. Произошло это сразу после заключительного отборочного матча к чемпионату мира в Афинах. Матч этот для советской команды был проходным, она задолго до него обеспечила себе путевку на чемпионат в США, и ничто не предвещало бури. Она, однако, грянула. Поводов для конфликта с руководством всегда можно найти немало, а вот первопричиной письма стало желание некоторых коллег Павла Садырина, возглавлявшего команду, заменить его на посту главного тренера и присвоить себе добытую в США-94 путевку.

    В письме, например, было такое ультимативное требование: «Работу с национальной сборной России по футболу по праву должен вести Бышовец Анатолий Федорович».

    Резонанс от письма был огромный. Руководство Российского футбольного союза Садырина отстояло, некоторые футболисты (из подписавших письмо) продолжали настаивать на своем и отказались ехать на чемпионат мира. Среди них такие квалифицированные игроки, как Игорь Добровольский, Сергей Кирьяков, Андрей Канчельскис, Игорь Колыванов и Игорь Шалимов — капитан сборной, один из главных организаторов «путча».

    Ничего хорошего, понятно, сборной такой скандал принести не мог. Она проиграла в Америке бразильцам (0:2) и шведам (1:3), и разгром Камеруна (6:1) пилюлю подсластил лишь Олегу Саленко, забившему в этой встрече пять мячей и получившему вместе с болгарином Христо Стоичковым «золотую бутсу», предназначенную лучшему бомбардиру первенства мира.

    2002: осечка в группе

    Чемпионат мира, впервые проходивший на территории сразу двух стран — Японии и Южной Кореи (российская сборная, к слову, играла только в Японии), отмечен сразу несколькими немаловажными обстоятельствами. Во-первых, впервые командой России руководил Олег Романцев, один из самых заметных специалистов в новейшей российской футбольной истории. Во-вторых, перед чемпионатом, проводившимся в Азии, шансы сборной расценивались весьма оптимистично. Считалось, что ей повезло с жеребьевкой. России достались тогда Тунис, Япония и Бельгия — команды проходимые, даже японская, несмотря на то, что она была одной из хозяек чемпионата. И, наконец, в команде было немало квалифицированных футболистов, уверенно прошедших отборочный турнир. Из того состава, стоит заметить, по сей день играют в российских клубах Игорь Семшов, Дмитрий Хохлов, Дмитрий Сычев, Александр Кержаков, а Марат Измайлов несколько последних сезонов провел в Португалии.

    Старт чемпионата обнадежил — 2:0 над Тунисом (голы забивали Егор Титов и Валерий Карпин с пенальти). Но потом последовали проигрыш Японии в Иокогаме (0:1), вызвавший проявления вандализма на московских улицах (немецкий арбитр Маркус Мерк, кстати, не дал явный пенальти за снос Семшова — вновь о симпатиях к хозяевам турнира!), и Бельгии в Сидзуоке (2:3). И на этом чемпионат для сборной России закончился.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №21 (2-8 июня 2010 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»