• Директор СДЮСШОР «Зенит» Евгений Шейнин: «Пусть говорят: «Месси». А мне ближе Аршавин»

    Юбилей

    18.07.12 01:01

    Директор СДЮСШОР «Зенит» Евгений Шейнин: «Пусть говорят: «Месси». А мне ближе Аршавин» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Сегодня исполняется 60 лет директору СДЮСШОР «Зенит» Евгению Наумовичу Шейнину — тренеру, педагогу, менеджеру, организатору… Согласно нашим многолетним наблюдениям — одному из самых авторитетных людей в футбольной общественности Питера. Согласно нашим многолетним наблюдениям — любимцу футбольной тусовки. Согласно нашим многолетним наблюдениям — мало кто умеет дружить так преданно и отзывчиво, как Шейнин. Согласно нашим многолетним наблюдениям, это ценят все, кто с ним знаком хоть немного.

    Школа выжила благодаря друзьям

    — Я возглавил школу в 1988 году, тогда она еще принадлежала ЛОМО, — вспоминает Евгений Наумович. — В 1994-м школа уже была прикреплена к городскому спорткомитету, чему поспособствовал Виталий Мутко.

    — 1990-е — тяжелое время.
    — Проблем хватало. Но могу сказать, что школу «Зенит» удалось сохранить во многом благодаря друзьям. Таким, например, как Александр Канищев. Он мог помочь выплатить работникам зарплату. Задержки составляли несколько месяцев.

    — Вы же как тренер начинали. Почему оставили это дело?
    — Станислав Андреевич Львов, который курировал школу от ЛОМО, однажды сказал: «Кому тренировать — у нас хватает, нужно еще кому-то и делом заниматься». Так и стал директором школы. Не могу не отметить своих учителей в футболе: в первую очередь это Борис Яковлевич Левин-Коган, Юрий Геннадьевич Соловьев, тот же Львов, Евгений Александрович Вершин­ский, один из руководителей ЛОМО, заботившийся о «Зените».

    — Раз уж назвали учителей, вспомните и учеников.
    — Их много! И Дмитрий Баранник, и Михаил Иванов, и Олег Алексеев, и Игорь Данилов, и Юра Дергачев. Ну а если говорить о тех, кого подготовила за эти годы школа, никакого времени не хватит. Достаточно вспомнить только Александра Панова, Александра Кержакова.

    — То есть школа в порядке?
    — Считаю, что да. Нужно, конечно, сказать большое спасибо спорткомитету. Раньше было сложнее.

    Мы работаем прилично

    — Когда-то школа готовила игроков для «Зенита». Сейчас готовит для кого?
    — Сейчас не только для «Зенита». Наши выпускники играют за различные сборные России, в других клубах. Конечно, в первую очередь хотелось бы готовить кадры для «Зенита». Но сейчас это команда, в которую не так просто пробиться.

    — Вот и хочется спросить, как работается в условиях, когда молодых ребят не спешат приглашать ведущие клубы. Приходится стоять в длинной очереди, пробиваться из-за спин легионеров.
    — Будем работать лучше — они будут стоять в очереди (смеется). Считаю, мы работаем прилично. Всегда была проблема с ребятами в возрасте от 17 до 21 года. Если научимся доводить их до «основы», сохранять для большого футбола — эффективность от работы и нашей школы, и других возрастет.

     

    — Вы хорошо знаете Андрея Аршавина, дружите с ним. Сколько лет в Питере идут разговоры: «Где новые аршавины, кержаковы?» Где же они?
    — Таких игроков, как Аршавин, вообще мало. Я бы поставил его в один ряд с Пекой Дементьевым, Эдуардом Стрельцовым. Слышали, что сказал тренер сборной Хорватии? «Любой тренер за счастье посчитал бы иметь в своей команде Аршавина». Кержаков — игрок другого плана, тоже очень талантливый. Где новые звездочки? Они есть. Мы вот только приехали с турнира Costa Blanca Cup, его называют малым чемпионатом мира. Воспитанник СДЮСШОР «Зенит» форвард Рамиль Шейдаев признан лучшим игроком турнира. Наша команда U-16 заняла первое место. Вот это уровень.

    Разве Аршавин плохо играл?

    — Обидно было, когда после чемпионата Европы посыпались шишки на Кержакова с Аршавиным?
    — Я был рядом с Аршавиным, когда тому пришлось вести диалог с некими «болельщиками», пришедшими в польскую гостиницу выразить свое недовольство игрой наших футболистов. Во-первых, состояние этих людей было не совсем подходящее для того, чтобы разговаривать с игроками сборной России и потом еще выносить содержание разговора в СМИ. Во-вторых, они некультурно себя вели. В холле сидели Роман Шаронов, его жена, ребенок. К ним подошли эти болельщики, стали говорить: «Эй вы, что же вы так плохо играете, как же так можно, как вам не стыдно?» Андрей просто не выдержал, сказал, мол, чего вы к нему пристали, он вообще на поле не выходил. Ну и дальше пошел тот самый разговор. Думаю, забей наши гол в матче с греками, и все целовали бы наших игроков во все места. Разве можно сказать, что Аршавин плохо играл? Он все жилы из себя вытянул на Евро, сделал все, что мог. За что его критиковать? Еще один деятель заявил, что наших игроков нужно депортировать из страны. Куда это вообще годится? Впрочем, на Андрее Аршавине эта фраза никак не сказалась. Потому что он делает дело. И будет делать его дальше.

    — Где, кстати? Многим хотелось бы, чтобы он остался в «Зените».
    — Он, может, еще в нем останется, трансферный период не закончен. Насколько нужен он «Зениту» — другой вопрос. Думаю, любой футболист хочет, чтобы его купили как можно дороже. Как и любой журналист. А разговоры о том, что Аршавину наплевать на результат, что он не выкладывается в играх за сборную, — ерунда. Для Андрея Евро был главным событием сезона. Почему не вышли из группы? Думаю, дело во взаимоотношениях игроков с тренером. Все-таки с Диком Адвокатом перед чемпионатом Европы не продлили контракт. Чего ждать в таких условиях от тренера?

    — Сейчас вот назначают Фабио Капелло...
    — Считаю, это неправильно. Надо воспитать своего, российского тренера, доверять ему. Тренер сборной должен говорить с игроками на одном языке, передавать им свои эмоции, объяснять вещи так, как он их чувствует. Тогда будет толк.

    — Что нужно поменять в нашем футболе?
    — Нужно собрать за одним столом Вячеслава Колоскова, Виталия Мутко, Сергея Фурсенко, послушать их, все взвесить — и разработать, с учетом их мнения, программу развития футбола, которую мог бы взять на вооружение новый президент РФС. А то вот сейчас поменяли лимит на легионеров. Зачем? Почему? Был один президент РФС — придерживались одной линии. Ее продолжал другой президент. Теперь еще нового не назначили — уже правила игры меняют. Ни к чему хорошему такие шараханья не приведут.

    — Но вы же знаете аргументы наших клубов: лимит развращает российских игроков, повышает их цену, мешает конкуренции…
    — А иностранных игроков лимит не развращает? Если бы в Россию приезжали игроки сборной Англии, я понимаю. А эта «шуга-пуга», которая играет… Наши ребята, уверен, лучше. Тут многое не от регламента зависит, а от тренера. Если он хочет, чтобы игроки местные росли, они будут расти. А если тренеру говорят: «Вот тебе два года, давай действуй», он размышляет так: «За два года я никого не выращу, зато сделаю результат, чтобы остаться еще на два года». Тренеру нужно давать десять лет. Тогда он воспитает игроков.

    Первое чемпионство «Зенита» — самое дорогое

    — Ваш любимый футболист всех времен и народов?
    — Я уже назвал тройку — Де­ментьев, Стрельцов, Аршавин. Выбираю наших — они ближе к сердцу. Конечно, то, что вытворяет Месси, вызывает уважение, но…

    — Самое главное впечатление, связанное с футболом?
    — Все-таки было очень много радости, когда «Зенит» стал в 1984 году чемпионом. До этого момента фразу «Зенит»» — чемпион» произносили в шутку. Все думали: возможно ли это? Они доказали, что это возможно.

    Редакция «Спорта» поздравляет своего давнего друга и желает ему всегда оставаться на своем посту таким же веселым, добрым и отзывчивым человеком, сохраняя богатырское здоровье!


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»