-
Директор СДЮСШОР «Зенит» Евгений Шейнин: «Такого, как Аршавин, в России больше нет»
23.10.14 01:14
(Фото: ФК «Зенит»)
Казалось бы, академия «Зенита» полностью монополизировала подготовку молодых футболистов для главной команды нашего города. Но есть и СДЮСШОР «Зенит». Эта школа, некогда успешно конкурировавшая со «Сменой», из которой выросла академия, по-прежнему держит марку, ее ученики на равных играют со сверстниками из академии в матчах на первенство Петербурга и тоже пробиваются в одноименный клуб. О том, как городской футбольной школе это удается, мы и беседуем с ее директором Евгением Шейниным.
Ставка на профессионализм тренеров
— Евгений Наумович, СДЮСШОР «Зенит», как и другие футбольные школы России, оказалась в эпицентре всеобщего внимания. Вы готовите футболистов на ближайшую перспективу. А Россия и живет перспективой: всех интересует, как нам найти и воспитать игроков для сборной страны — 2018. Знаете ответ?
— Мы должны готовить футболистов, которые будут востребованы профессиональными клубами. Из года в год воспитанники СДЮСШОР «Зенит» входили в состав юношеских, молодежной и национальной сборных страны. Да и на прошедшем в Бразилии чемпионате мира в заявку сборной России были включены три воспитанника нашей школы: Кержаков, Канунников, Ионов. Уверен, традиция будет продолжена и на будущих крупных турнирах.— Город поддерживает вас, как раньше?
— В нашей работе не обойтись без поддержки. На недостаток внимания со стороны городских властей не жалуемся и никогда не жаловались. Ведь наша школа целиком и полностью финансируется за счет Комитета по физической культуре и спорту и бюджета города. У нас нет проблем с зарплатами тренеров, экипировкой, финансированием сборов, участием в различных турнирах. Все эффективно решается петербургским руководством. СДЮСШОР «Зенит» — бюджетная школа, в отличие от ведущих школ России, которые в большинстве своем частные, как и Академия ФК «Зенит». Да, нам трудно бороться с коллективами школ, значительно превосходящих нас в материальном плане. Но «трудно», как известно, не означает «невозможно».— Академия «Зенита» приглашает лучших ребят по всем возрастам, что серьезно сказывается на накале борьбы в матчах с участием команд академии. Но и там подчеркивают, что встречи с командами СДЮСШОР «Зенит» — особый случай, борьба нешуточная. За счет чего удается достигать такого уровня подготовки ребят, значительно уступая в условиях?
— У нас высокий профессиональный уровень тренерского состава. Здесь и опытнейшие наставники, и молодежь, многому научившаяся у ветеранов. Наши тренеры работают по возрастам. Три года наставник готовит ребят, а затем передает их другому специалисту. Много нюансов. Мы их все отрабатываем. Да, мы можем уступать в условиях подготовки. Не можем похвастаться таким футбольным комплексом, какой есть у академии. Но это компенсируется качеством и уровнем работы тренеров СДЮСШОР «Зенит».Шейдаев — исключение
— ФК «Зенит» проявляет интерес к воспитанникам СДЮСШОР «Зенит» или считает, что чести играть за клуб достойны лишь воспитанники академии?
— Это очень болезненная тема. Если проанализировать выступление молодежной команды ФК «Зенит» за последние пять лет, мы увидим, что лучший результат был показан в 2009 и 2010 годах, когда основу этой команды составляли воспитанники СДЮСШОР «Зенит». Назову только некоторых: Алексей Ионов, Сергей Петров, Евгений Башкиров, Максим Канунников, Николай Заболотный, Андрей Зайцев, Андрей Васильев. Главным тренером команды был опытный специалист Анатолий Давыдов, сумевший подготовить игроков к борьбе на высоком уровне. Все эти ребята успешно выступают сейчас в клубах премьер-лиги и ФНЛ. К сожалению, с приходом нынешних руководителей академии «Зенита» ситуация изменилась. За последние три года только один футболист из нашей школы перешел в ФК «Зенит». Возникает вопрос: если, со слов руководителей академии, борьба в матчах между школами нешуточная, то неужели ни один воспитанник СДЮСШОР «Зенит» не соответствует уровню молодежного состава клуба?— Возникает.
— Школа ежегодно выпускает футболистов, способных по своим качествам играть на профессиональном уровне. Молодежная команда СДЮСШОР до 21 года, укомплектованная футболистами 1995–1997 годов рождения, в этом году стала чемпионом Петербурга. Складывается ощущение, что в молодежный состав ФК «Зенит» могут взять футболиста из любой школы России, только не из СДЮСШОР «Зенит». Причина здесь явно не спортивная.— А как же Рамиль Шейдаев, играющий за «Зенит»-2?
— Это как раз то исключение в нынешней ситуации. Прежде всего это культурный и воспитанный молодой человек. Он слишком громко заявил о себе еще в юношеском возрасте, чтоб его можно было «замолчать» или признать бесперспективным. Много забивал Рамиль за различные юношеские сборные, признавался лучшим бомбардиром и нападающим России. Это футболист, который будет забивать в любой команде и в любых условиях. Очень надеюсь, что Рамиль получит шанс доказать, что может быть полезен основному составу «Зенита» уже в ближайшем будущем. Он это заслужил своей игрой и отношением к футболу.Для нас существует только первое место
— Понятно, что главная задача СДЮШОР «Зенит» — подготовка футболистов. Но насколько для вас важны результаты ваших команд в матчах на первенство города, скажем?
— Мы не рассматриваем никакого места, кроме первого. Академия «Зенита» — наш принципиальнейший соперник. В этих матчах, что очень важно, ребята обеих школ проявляют свое умение и бойцовские качества.
Хочу подчеркнуть, что я не веду борьбу против руководства «Зенита». Я противник системы, насаждаемой руководителем Департамента подготовки резерва ФК «Зенит» (голландец Хенк ван Стее. — «Спорт День за Днем»). По моему мнению, если футболист соответствует уровню, то не важно, из какой он школы, — должен переходить в клуб. Чем больше будет выбор футболистов, тем сильнее будет «Зенит».— К слову, раз вы упомянули Хенка ван Стее. В недавнем интервью нашему изданию он сказал, что ему хватает десяти минут наблюдения за ребенком шестилетнего возраста, чтобы определить, обладает тот способностями играть в футбол на высоком уровне или нет. Как у вас с этим?
— Знаете, такое высказывание попахивает шарлатанством, саморекламой. В мире нет методики определения перспектив профессионального футболиста у детей шестилетнего возраста. Если бы так происходило, то клубы заключали бы профессиональные контракты с семилетними. На практике же контракты заключаются с четырнадцатилетними ребятами, да и то в исключительных случаях. Только в этом возрасте более-менее понятны перспективы развития юноши, его способность стать профессиональным футболистом.— У академии «Зенита» прекрасные условия. В этом можно убедиться, если побывать на улице Верности. Значит ли это, что воспитанников вашей школы, скажем, можно переманить, как это бывает в профессиональном футболе, где, правда, важен денежный фактор?
— Такие моменты бывали прежде регулярно. Довольно часто возникали конфликтные ситуации из-за того, что предпринимались попытки так называемыми представителями академии переманить того или иного футболиста СДЮСШОР. Совместно с руководством ФК «Зенит» удалось решить эту проблему. Хочу подчеркнуть, что помимо обучения футболу в нашей школе много внимания уделяется воспитанию молодого футболиста. Это тоже важно.— При этом в том же «Зените» понимают: жесткая конкуренция между школами идет на пользу питерскому футболу.
— Плоды этой конкуренции ощущаются во всем. В нынешнем турнирном зачете чемпионата города после второго круга отрыв между школами был минимальный. При этом приключилась такая история. В составе академии в рамках одного тура юный футболист играл за команды двух возрастов, что категорически запрещено регламентом первенства Петербурга. Мы это доказали. За подобное присуждается поражение со счетом 0:3, если только в протоколе матча напротив фамилии мальчика не стоит отметка «не играл». Этой отметки не было, мы сфотографировали протокол. Доказано также, что через несколько дней представители «Зенита» изменили протокол, внеся эту запись.— Ого! И что было дальше?
— КДК городской федерации футбола присудила команде академии 1999 года рождения поражение со счетом 0:3. Апелляционный комитет федерации оставил решение в силе. И тогда академия подала апелляцию в Апелляционный комитет МРО «Северо-Запад». Эта организация… отменила решения КДК и Апелляционного комитета Федерации футбола Петербурга.— Какие страсти кипят в детском футболе — никогда бы не подумали.
— Вы, может, иронизируете, но для нас этот вопрос — принципиальный. Заседание Апелляционного комитета МРО «Северо-Запад», насколько я знаю, протекало с нарушениями Дисциплинарного регламента РФС, о чем мы поставили в известность президента федерации Анатолия Александровича Турчака. Мы не считаем решение легитимным.— Каким был ответ?
— По существу заданных вопросов мы от руководства МРО «Северо-Запад» ответа не получили. Поэтому просим руководство этой организации привести работу юрисдикционных комитетов в соответствие с регламентирующими документами РФС и только после этого выносить решения по спорным вопросам. Считаем, все должно решаться на футбольном поле. Но там все должны действовать по одним, общим для всех правилам.Кому работать с молодежью
— Давайте посмотрим шире. Россия ни разу не принимала участия в олимпийском футбольном турнире. Почему так неудачно выступает наша молодежная команда? Вот недавно — очередное фиаско.
— Если тренеры юношеских сборных и дальше будут приглашать только москвичей, то ничего не изменится. У нас в России всегда были одаренные ребята в регионах. И так будет впредь. Но их не замечают. Нашим футболистам постоянно звонят и предлагают перейти в тот или иной московский клуб, если они хотят играть в сборной своего возраста. Вся эта система мешает развитию футбола. С молодежью должны работать люди, имеющие жизненный и футбольный опыт, которым незачем искать дополнительный заработок.— Интересно ваше мнение о дебюте на посту главного тренера Владислава Радимова, возглавляющего «Зенит»-2.
— Видел много матчей команды, много тренировочных занятий. Мне очень нравится, как Радимов работает. Четко разъясняет ребятам, что от них требуется. Они к нему тянутся. Влад — из тех, кто видит изюминку в футболисте.Могилевцу надо играть
— В матче «Зенит» — «Динамо» на «Петровском» мы наблюдали противоборство ваших старых знакомых: Андрей Аршавин, Александр Кержаков против Алексея Ионова, Игоря Денисова. Что, интересно, вы чувствовали?
— Когда-то эти ребята были совсем юными, знаю их много лет. Не побоюсь сказать, что с некоторыми из них меня связывают дружеские отношения. Игорь Денисов — отличный опорный полузащитник. Если его поддерживать и ему доверять, он на многое способен, что не раз доказывал своей игрой.— А Ионов?
— Он приехал из Кингисеппа к нам в школу в десятилетнем возрасте. Я лично с ним много работал. Ионов все эти годы был одним из лидеров команды, с характером парень. Беседовал с ним последний раз серьезно, когда Леша еще играл в «Кубани», а я был начальником команды «Зенит». Конечно, рад был бы видеть его в Питере.— Владимир Быстров?
— Очень самолюбивый человек. Важно найти к нему правильный подход. Его окрыляет доверие. Учитывая пресловутый метод кнута и пряника, применяемый тренерами, скажу, что Володе необходимо видеть этот пряник, причем я не о материальных стимулах сейчас говорю. Мне кажется, в «Краснодаре» ему комфортно, а значит, своего последнего слова в футболе он еще не сказал. Володя еще прибавит.— Вас обрадовало возвращение в «Зенит» Павла Могилевца?
— Нет! Павел — очень хороший парень. Я с ним работал, пообщался. В свой 21 год многое умеет. Ему очень помогла дружба с Широковым, Рома, когда играл в «Зените», как бы вел его за собой. Потом Могилевцу очень повезло, что он попал в «Рубин», что ему доверяли, что он там играл на уровне премьер-лиги. Молодец, воспользовался предоставленным шансом, заметно прибавил. Но пока Павел, при всем к нему уважении, не игрок сборной. Я имею в виду по уровню мастерства, хоть его и приглашал Фабио Капелло. И не игрок основного состава «Зенита». Думаю, Паша больше приобрел бы, если бы выходил в составе «Рубина» в каждом матче. А будет ли у него такая возможность в «Зените», сомневаюсь. Рад буду ошибиться. Возьмите того же Канунникова. В Казани он играет. В «Зените» ему было бы не пробиться в «основу». Спаллетти любил пошутить— Постепенно подбираемся к человеку, ставшему для вас, можно сказать, родным, — к Андрею Аршавину.
— Именно по этой причине мне сложно быть объективным по отношению к Андрею, но я постараюсь. Убежден: футболиста такого класса, как Аршавин, в России больше нет. И когда такой снова появится, остается только гадать. Ему надо дать сыграть несколько матчей, чтоб он обрел себя.— Аршавин хорош тем, что может заставить болельщиков рты пораскрывать от изумления?
— Совершенно верно! Аршавину тоже необходима поддержка — тогда отдача будет сумасшедшей. Физически Андрей, поверьте, в полном порядке. У него есть редкое качество — способен в одиночку обеспечить результат.— Воспитаннику СДЮШОР «Зенит» Александру Кержакову тоже необходимо доверять?
— Этот футболист всегда готов играть. Бить он не разучился. Скорости хватает. Если ему доверят место в составе, будет забивать.— Вы были начальником команды «Зенит», когда там работал Лучано Спаллетти. Что все-таки пошло не так?
— Лучано — неплохой человек, хороший специалист. Ведь два года у него все шло отлично. Потом, мне кажется, сыграли роль ментальные отличия. Он посчитал, что может пошутить иногда, как ему хочется. А футболисты не всегда хотели эти шутки воспринимать. Зачем ему надо было придумывать, что он был на дне рождения у Кержакова? Он-то шутил, возможно, был какой-то контекст. А что вышло? Рома Широков правильно сказал: «Если Спаллетти там и был, то в шапке-невидимке». Может, Лучано просто устал в «Зените»…— И команда от него устала?
— И команда от него. Так бывает.— И последний вопрос. В Питере есть на подходе ребята, способные стать достойной сменой тем мастерам, которых мы только что обсуждали?
— Есть очень интересные ребята! Просто душа радуется. Им надо вовремя помочь, подсказать. Работа у нас такая. Ведь не зря же Аршавин с Кержаковым дружно утверждают, что в нынешние времена не пробились бы в «Зенит». Сложная ситуация. Надо поддерживать юных ребят, доверять им.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»