-
Для чего Луческу не спорит с игроками
Иван Жидков добрым словом вспоминает зенитовского тренера после эмоционального матча в Дублине21.10.16 10:31
— Мистер Луческу? Конечно, мы с ним пообщались! Он — лучший тренер из Румынии за последние сто лет. А вот, собственно, и он сам! — вратарь «Дандолка» Габриэл Сава радостно обнял зенитовского тренера, проходившего через микст-зону. — Вот увидите, и его сын Разван будет очень-очень хорошим тренером!
Луческу поулыбался, похлопал Саву, чья грубая ошибка привела к первому голу «Зенита», по плечу и пошел в автобус. Команда улетала в Петербург, хотя, возможно, добрую во всем, кроме как на футбольном поле Ирландию, покидать так быстро хотелось не всем. Футболисты «Зенита» не любят оставаться ночевать в других городах после игры, потому что таким образом теряют выходной. И ради него готовы даже истязать себя ночными перелетами — все равно после игры быстро не заснуть. Пожилой человек Мирча Луческу, возможно, другого мнения. Но это тот случай, когда тренер предпочитает не спорить. Мудрый руководитель всегда сделает скидку там, где это проще, где можно избежать ненужных препирательств и конфликтов. Ради того, чтобы настоять на своем в более принципиальных ситуациях.
В первом тайме в Ирландии «Зенит» был хил. И может сколько угодно гордиться тем, что «Дандолк» практически не видел мяча, в отличие от матчей с БАТЭ, «Маккаби» или даже АЗ. Но важно другое. «Когда год назад мы проиграли белорусам квалификацию Лиги чемпионов, важен был не результат, а то, какая из команд воспримет опыт. Оказалось, что за один сезон выросли мы, а БАТЭ остался на том же уровне», — сказал после матча один из сотрудников «Дандолка». «Зенит», у которого, видимо, с разбором игры сложилось не все, если учесть, что Артем Дзюба рассуждал о том, как соперник любит побросать вперед «длинные мячи» и побороться на втором этаже, смог воспринять опыт первого тайма и изменить игру после перерыва. То есть, проявить умение, забытое при предыдущих тренерах — изменять ход матча, когда соперник компактен, агрессивен и сыгран.
«Дандолк» потряс: в центре поле его футболисты расхватали персонально всех лидеров «Зенита», без устали смещаясь в зону мяча и заставляя питерцев бесполезно «возить тачку». При том, что Луческу выставил самый быстрый состав, который только мог, хозяева исполняли фирменный номер «отбери мяч до приема» с остервенением каторжников, рвавшихся в Австралию. И давал таким образом урок не столько «Зениту», сколько «Уралу» или «Амкару», которые если и могут иногда портить сине-бело-голубым жизнь, то не умеют это делать с такими эмоциями и гипертрофированной верой в себя. Тренер ирландцев Стивен Кенни говорил накануне, что, возможно, его команде не останется ничего, кроме как попытаться соперника перебегать. Это удавалось, «Зенит» заводиться никак не хотел. «Взрывы», о которых предупреждал Кенни, случились лишь пару раз, когда зенитовцы по непонятным причинам заставили себя выйти за зону комфорта. В остальное время Шатов нигде не мог спрятаться от достававшего Гэннона, а Витсель задерживал любую атаку, в которую оказывался вовлечен. «Дандолк» предстал любимой командой тренера Валерия Овчинникова — тот любил, чтобы «мяч долетал до штрафной в крови и изодранным в клочья».
Мог ли Луческу сказать в перерыве что-то такое, что заставило команду вспомнить о самолюбии? О том, что такие жесткие тесты тоже бывают, несравнимые с «халявой», что привез в Петербург АЗ? Мог. И его пришлось слушать. Потому что он седой, после инфаркта и автомобильной аварии. И ему все равно, кто перед ним — лидер команды, не привыкший к строптивости тренера, или юноша из дубля, проходящий мимо.
Луческу в этой команде может «построить» кого угодно просто за то, что тот в обидах не подал ему руку, уходя на замену. Сделать это публично, обидно и больно. Поначалу с ним (за глаза, конечно) спорили и возмущались. Но все же видят, что команда побеждает, становится дерзкой, тактически гибче, физически выносливее. Даже если слов Луческу в перерыве не хватает, как в Дублине, жизни учит сама ситуация. Возможно, зенитовцы ждали, что соперник устанет так неравномерно расходовать силы. Но уставать нужно отчего-то конкретного, а гости были читаемы в большинстве игровых эпизодов. «Дандолк» часто работает на предчувствии — вот и перед первым голом Финн прочел выход из обороны «на отвали», сделал перехват, на удар вывели Бенсона и Лодыгин снова не убедил.
«Мне понравилось, как команда отреагировала на пропущенный мяч», — Луческу снова позволил себе щедрый комплимент «в залог», не став акцентировать внимание на том, что только ошибка своего соотечественника позволила «Зениту» сравнять счет, когда «Дандолк», играющий чуть ли не каждый день, еще и не думал уставать. И также не упомянув о том, что только после 60-й минуты тот же Витсель вдруг начал реагировать на спортивную злость соперника, став резче, жестче, и даже обидчивее в столкновениях. Резкий контраст с первым таймом, когда Шатов и Дзюба «просили» какие-то пенальти и штрафные.
«Дандолк» оправдал прогнозы «Спорта День за Днем» и стал самым тяжелым соперником для «Зенита» в групповом турнире Лиги Европы. «Зенит» при этом стал самым непростым соперником для «Дандолка», что должно тешить самолюбие болельщиков сине-бело-голубых. Риск проиграть в Дублине при 0:1 был гораздо выше, чем при 0:3 в Нетании. Но «Зенит» принял драку и выиграл ее, что с ним давно не случалось.
«Года четыре назад мы и представить себе не могли, что будем расстраиваться упущенной победе над таким клубом, как «Зенит», — говорит человек из «Дандолка». Но всего год назад мы сами представить себе не могли, что «Зенит» вылезет из-под медведя с перочинным ножом, привыкнув, что питерская команда может творить лишь в комфортной обстановке. Удачи этому «Зениту» в Лиге Европы. Ведь он учит себя быть сильнее обстоятельств.
Дублин
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»