-
Дмитрий Ефремов: В Чехии на вечеринке новичков спел песню группы «Руки вверх»
Полузащитник ЦСКА знает, как обыграть Пльзень в Лиге чемпионов27.11.18 16:24
В составе ЦСКА есть человек, который знаком с чешским футболом не понаслышке. Сезон в аренде в либерецком «Словане», полузащитник Дмитрий Ефремов уж точно запомнит надолго: за это время он исколесил всю страну на клубном автобусе, набил столь нужные молодому игроку шишки в Лиге Европы, дважды рубился с пльзеньской «Викторией», а как-то раз даже не постеснялся исполнить перед всей командой песню из репертуара известной российской поп-группы. Перед домашним матчем Лиги чемпионов с «Викторией» Дмитрий вспомнил о том любопытном периоде своей карьеры и поделился ожиданиями от предстоящей игры.
Мой друг Миша Дюриш
— В предыдущем матче Лиги чемпионов, с «Ромой», судьба словно испытывала армейцев: быстрый гол, травма Марио Фернандеса, удаление… Но несмотря на все это команда в Лужниках билась изо всех сил. Было ли итоговое поражение закономерным?
— Мы сами осложнили себе жизнь, но теперь уже ничего не исправишь, потерянных очков не вернешь. Так сложился матч, наверное, мы допустили слишком много ошибок, чем соперник и воспользовался. Считаю, что мы не заслуживали домашнего поражения, потому что провели хорошие девяносто минут. Досадно, но нужно забыть про это и двигаться дальше.— «Рома» сумела обыграть ЦСКА дважды. Римляне произвели впечатление команды, которая сильнее вас?
— Если только у себя дома, где они действительно выглядели лучше. Но не в Лужниках. А вообще, очень здорово играть с клубами такого уровня, как «Рома» и «Реал». Каждая из этих команд сильна по-своему, и противостояние с ними многое дает молодому игроку. В этом смысле поражение от римлян научило чему-то даже больше, чем победа над мадридцами. Ты видишь какие-то ошибки, получаешь пищу для размышлений и начинаешь работать над тем, чтобы их устранить.— Армейцы обыграли «Реал» и «Зенит», но уступили «Роме», «Краснодару» и «Локомотиву». Такая нестабильность — в первую очередь следствие молодости?
— Думаю, да, потому что команда еще продолжает формироваться. С краснодарцами и «железнодорожниками» мы пропускали на последних минутах, нам не хватало концентрации, сосредоточенности, а, возможно, просто опыта. Думаю, что каждая игра сейчас идет нам на пользу, и чем больше мы их проводим, тем сильнее становимся. Коллектив у нас очень хороший, просто нужно немного времени. Мы еще не до конца понимаем, на что способны все вместе, как команда, но много работаем, чтобы обрести стабильность в игре.— Вопрос на засыпку: помните ли вы, когда в первый раз в жизни играли против пльзеньской «Виктории»?
— В 2013-м, когда мы тоже попали на них в группе, я был в команде, но на поле не выходил. Так что случилось это уже позже, в 2015-м, в составе «Слована». Как раз против «Виктории» я провел один из своих первых матчей, это был выезд в Пльзень. Мы долго вели в счете, но потом мой друг Миша Дюриш «воткнул» нам ответный, а под конец они забили еще один.— Где же вы с ним пересеклись, в Оренбурге?
— Да, чуть позже выступали вместе в России. У нас в команде был словак Марек Бакош, он, кстати, неплохо говорит по-русски, а до и после «Слована» играл как раз за «Викторию». Марек звонил мне в Оренбург, когда туда собирался Михал, наводил справки. С Дюришем мы в итоге подружились, даже сейчас общаемся, а тогда он от меня вообще не отходил, потому что я кое-что понимаю по-чешски. Но все это было потом, а в сезоне-2015/16 Миша забил нам еще и в домашней игре в Либерце, и мы снова проиграли — 0:1.— Очень любопытно. Но вопрос про первый матч против «Виктории» был с подвохом: когда ЦСКА бодался с пльзеньской командой в 2013-м, параллельно встречались еще и молодежки. И вот там красно-синие отвели душу…
— Я действительно играл в тех матчах, но про них вообще ничего не помню, поэтому надеялся, что разговор об этом не зайдет (улыбается). Вроде бы мы выиграли, но я даже не представляю, какой был тогда счет.— 5:0 дома и 2:0 в гостях. К слову, на поле тогда выходили Головин, Караваев, Чернов, Макаров и Помазун. Кроме того, дома вы забили гол и не реализовали пенальти.
— И все равно вспоминается все это с трудом. Раз исполнял одиннадцатиметровый, значит, наверное, сам его и заработал. В остальном же подробности давно стерлись — все-таки это был юношеский футбол, и с тех пор прошло уже пять лет.Как «полоскал» «Марсель»
— Взрослая команда «Виктории» все последние годы считается одним из фаворитов чемпионата Чехии.
— Да, и не раз за это время выигрывала золотые медали, постоянно выступает в еврокубках. Пльзень и пражская «Спарта» — два лидера местного чемпионата, остальные команды послабее. У «Виктории» все это время очень хорошая команда, причем практически без легионеров. Особенным уважением пользуются футболисты, которые в клубе уже много лет, — Лимберски и Петржела.— Лимберски в первой игре затерроризировал оборону ЦСКА пасами «шведой» — собственно, после них и были забиты оба гола «Виктории». Вы замечали за ним что-то подобное раньше?
— Я играл против него в Чехии, но, если честно, не обращал на это внимания. Зато Виктор Михалыч, который тоже встречался с «Викторией», когда тренировал БАТЭ, говорит, что он эти пасы исполняет уже лет десять (улыбается). «Щекой» передачи Лимберски, мне кажется, вообще не отдает.— Либерец от Пльзени достаточно далеко, один город находится на самом севере Чехии, второй — на западе. Как добирались туда?
— Всегда на автобусе. Я вообще не припомню, чтобы по стране мы хоть раз летали на самолете. Хотя путь не ближний, часов пять, а самый дальний выезд по Чехии — около шести часов. Кстати, в Пльзени жили со «Слованом» в том же отеле, что и с ЦСКА в этом году.— В целом чешский футбол похож на русский? Я нашел одно ваше интервью тех времен, вы говорили о том, что в Чехии манера игры более жесткая, выше нагрузки и больше беготни…
— Тогда я проводил свой первый полноценный сезон во взрослом футболе, нагрузки действительно были очень высоки. Играли на третий-четвертый день, потому что команда еще выступала в Лиге Европы. Приходилось тяжеловато, плюс стиль у местных клубов действительно силовой. Не то чтобы много грубости, но постоянная борьба, беготня. Если честно, чешский футбол мне чем-то напоминает хоккей (улыбается). Этот вид спорта в стране тоже очень любят.— В первом матче с ЦСКА «Виктория» играла в «чешский» футбол или все-таки в «лигочемпионский»?
— В Лиге чемпионов, мне кажется, любая команда все равно действует чуть по-другому. Это сложно объяснить, возможно, футболисты испытывают особые ощущения, чувствуют значимость турнира и хотят себя проявить. В чемпионате Чехии играют в основном спокойнее, с позиции силы.— В «Словане» у вас было много игровой практики, а также матчи в Европе с марсельским «Олимпиком», «Брагой», «Гронингеном». В целом вы довольны тем сезоном?
— Да, потому что постоянно играл — как раз после матча в Пльзени мне начали давать по 80–90 минут. Так было до весны, когда выдерживать этот график помешали травмы. Но главное — я полностью адаптировался к мужскому футболу, завершил переход из юношеского. Те же матчи с «Марселем» дали очень многое. До этого с ЦСКА я уже играл против «Ромы», «Баварии», «Ман. Сити», но лишь выходил на замену во втором тайме и, соответственно, до конца не понимал, как действовать на таком уровне. А здесь, когда на протяжении 90 минут французы с Бенжаменом Менди и Миши Батшуайи тебя «полоскают» так, что ты со своей половины выйти не можешь, это, конечно, интересный опыт.— Погодите. Но «Слован» в том матче выиграл 1:0.
— Да, один раз дошли до чужих ворот и заработали угловой, с него и «заковыряли» (улыбается). Судил, кстати, тот матч Алексей Еськов. А дома мы «Марселю» проиграли 2:4.45 тысяч рублей в «банк»
— В той встрече вы отдали голевую передачу, и это выводит нас на новую тему для разговора. После возвращения в ЦСКА на вашем счету тоже есть результативный пас, но весьма курьезный, в матче в «Уралом»…
— Да уж, тот пас получился гениальным! Я бил по воротам из-за пределов штрафной, но попал в спину Феде Чалову, и мяч влетел почти в самую девятку. Ему в итоге записали гол, а мне — передачу.— Для любого атакующего игрока (хотя иногда, как, например, в матче с «Зенитом», вы исполняете и бровочника) эти самые баллы за результативность очень важны. Вы не исключение?
— Командные успехи превыше всего, но, конечно, каждому футболисту хочется действовать максимально продуктивно. Моя главная мечта — забить гол за ЦСКА. Она у меня уже давно — не знаю, когда, наконец, осуществится, но я очень этого хочу. За «Оренбург» я забил в премьер-лиге только один гол, зато он стал для этого клуба первым в истории на высшем уровне.— По совпадению, произошло это в день рождения ЦСКА, 27 августа 2016-го.
— Надеюсь, что и за красно-синих забью какой-нибудь важный мяч, но вообще-то для начала подойдет любой (улыбается).— Ваши ожидания от матча. Команде нужна только победа, но и Пльзень явно не хочет закончить турнир с одним набранным очком.
— Мы еще сохраняем шансы пробиться в плей-офф Лиги чемпионов, пускай и небольшие. Будем бороться до конца, и для этого надо обязательно обыграть «Викторию». В составе соперника есть сильные футболисты, я уже называл Лимберски и Петржелу, вратарь Козачик тоже давно в команде, нападающий Крменчик забил нам два гола в первом матче. Если честно, больше других мне запомнился в «Виктории» игрок, который уже закончил карьеру. Павел Хорват, он играл против ЦСКА в 2013-м под десятым номером. Футболист был, как бы это сказать, достаточно массивный, с животиком, но какие передачи он раздавал!— Нельзя не спросить вас и о жизни в Чехии. Что запомнилось из местных традиций, в первую очередь футбольных?
— После игр, даже выездных, вся команда обязательно собирается на общий ужин. Как раз после матча в Пльзени я в первый раз участвовал в подобном мероприятии, мы ехали обратно через Прагу и всей командой пошли в ресторан — тренеры, игроки, персонал. Заказали покушать, на столах обязательно пиво — в Чехии это воспринимается абсолютно нормально, как важная часть культуры. Никогда не было такого, чтобы часть команды шла на этот ужин, а другая отправлялась по домам. Если есть какие-то срочные дела — да, тебя отпускают без проблем, но в основном все всегда вместе, включая иностранцев.Еще у игроков была общая касса — перешел ты в команду или, к примеру, забил гол, сделал передачу — будь добр, отстегни со своего бонуса в «банк» определенную сумму. Кажется, порядка 15 000 крон, то есть около 45 000 рублей. Потом командные ужины оплачивались именно из этой кассы.
— Весело проходили такие мероприятия?
— Еще как! На вечере новичков меня, как и каждого из новобранцев, заставили спеть песню. Собирается вся команда, ты залезаешь на стол и поешь. Помню, что я тогда выбрал какую-то песню группы «Руки вверх».— Игорь Акинфеев, большой поклонник данного коллектива, сейчас, наверное, аплодирует стоя.
— (Смеется.) Вот и чехи тоже хлопали изо всех сил. Если честно, я до последнего надеялся, что отмажусь и петь не придется, но нет — заставили! Зато сейчас улыбаюсь, когда вспоминаю те времена.Интервью с Дмитрием Ефремовым и другие интересные материалы вы можете прочитать в официальной программке ПФК ЦСКА к матчу с пльзеньской «Викторией».
Фото: ПФК ЦСКА; РИА «Новости»
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»