-
Добро пожаловать или вход воспрещен?
Исследование «Спорта»17.03.12 02:09
Начнем со слов. «С точки зрения организации матча вы сейчас находитесь там же, где были мы двадцать лет назад. В чем именно? В том, как у вас работают с фанатами. Я побывал на предматчевом брифинге и узнал, что на игре будет работать около 2500 полицейских. Это очень много! Удивило то, что обыскивают сто процентов фанатов: это сильно замедляет процесс их попадания на трибуны. Оказывается, у вас несколько уровней досмотра: и на улице, и на самом стадионе. В Англии только один — на входе. А у вас немало людей, заплативших за билет, вынуждено пропустить первые 30 минут матча. Такое отношение порождает не лучшую атмосферу».
Эти слова принадлежат Майку Халлигану, директору компании Controlled Solutions Group, отвечающей за безопасность на «Олд Траффорд». И сказал он это, не анализируя российскую футбольную действительность по публикациям в прессе или телевизионным сюжетам и даже не после общения с коллегами из нашей страны. Халлиган сделал такой вывод, увидев «товар живьем», а именно — посетив матч 33-го тура первенства России ЦСКА — «Зенит», состоявшийся 3 марта.
Как измерить уровень
«Уровень футбола у нас повышается», — слова, звучащие, как постулаты, можно все чаще услышать из уст футбольных руководителей разных мастей. Но что такое «уровень футбола» в практическом понимании? Каковы его критерии? Какими таблицами его измерить? Логично предположить, что в первую очередь имеются в виду успехи наших клубов в еврокубках, особенно лигочемпионский рекорд нынешней весны. И столь же логично, что обеспечивают эти достижения люди, трансферы и содержание которых составляют львиную часть бюджета любого топ-клуба. Данни и Думбия, Кураньи и Это’О, Кришито и Жирков, Кержаков и... перечислять можно долго. Важно, что фигуры, делающие результат, — основная статья расходов. И здесь мы подходим к самому главному. Вернее, это может стать главным, если ратующий за финансовый фейр-плей Карл-Хайнц Румменигге наконец дожмет Мишеля Платини и тот обяжет клубы расходовать не больше, чем те зарабатывают. Или зарабатывать не меньше, чем они собираются тратить на звезд.
Зачем владельцам клубов стадионы
Что в наших пенатах? Очередное спасение «Томи» как будто сдвинуло дело с мертвой точки. В данном случае компании, выступившие в роли спасителей, уже делают это не в роли добрых или принужденных к доброте меценатов, а как соучредители клуба. А любому акционеру помимо трат очень интересен и вопрос: что, собственно, с этого будем иметь? Если проще — как и на чем клуб будет зарабатывать? К тому же трудно вспомнить, какой эксперт во время «томского», а до этого «амкарского» с «сатурновским» дел не высказался о том, что не худо бы уменьшить зависимость наших клубов от различных бюджетов. Вот бы все они стали частными... Тогда бы и клубные бюджеты наполнялись болельщиками. И многое другое изменилось бы. Но главное — строчку бюджета заменили бы кошельки зрителей.
Да, много говорят о том, что к 2018-му в России построят лучшие в мире стадионы. То, что их возведут, — очевидно. Только вот построить — еще не значит предложить любителям футбола досуг такого уровня комфорта и финансовой доступности, чтобы они семьями посещали футбольные матчи, проходящие, например, на той же гипотетической «Газпром Арене». Ведь сам матч на современном стадионе — хоть и главное событие, но в череде других — обедов и ужинов, аттракционов и киносеансов, бассейнов и пинг-понга. Это отдых, за который прежде всего хочется заплатить. Хорошо заплатить.
Как вызвать желание платить
Вспоминаю свой осенний поход на «Донбасс-Арену» и ощущение, которое пережил, едва попал на нее. Сразу захотелось в следующий раз прийти сюда за несколько часов до начала матча. Вся атмосфера, созданная на стадионе, давала понять: вас тут ждут, хотят видеть, в вас нуждаются. Не надо прятать голову в попытке избежать встречи со струей сигаретного дыма — в день матча курение на всей территории (а не только в чаше стадиона!) запрещено. Не придется шарахаться от гудков и разбегаться в стороны, чтобы уступить дорогу авто VIP-персон, — для вас сделаны специальные пешеходные дорожки. Нет надобности в ожидании прохода на сектор дышать кому-то в спину — вход на конкретное место продуман так, что толпе даже из дюжины человек не образоваться.
Захотел перекусить — расплачиваешься карточкой, которую можно тут же приобрести и пополнить. И не надо выстаивать у прилавка в ожидании, когда у продавца появится нужная для сдачи купюра. Задержался за рюмкой чая в перерыве? К твоим услугам — десятки больших экранов. Пришел на матч в мороз? Так на «Донбасс-Арене» и зима не зима — подогревается там не только поле, подогреваются сиденья. Хотите про прелести стадиона узнать подробнее — добро пожаловать на экскурсии, они проводятся в день матча. Так же как и в музей «Шахтера», который впечатлил настолько, что я, пожалуй, не буду о нем рассказывать. А предложу однажды увидеть его своими глазами.
Банальности? Как знать
Скажете, банально? Возможно. На всех современных стадионах это само собой разумеется? Конечно! Но ведь нам сейчас кажутся банальностью и переходные матчи для очищения «болота» и повышения интриги заодно. И тем не менее мы предвкушаем наблюдение лишь за первыми «стыками» с 1993 года.
Собрать аншлаг на финале Кубка России и вообще увидеть значимость этого события теперь тоже кажется несложным — после решающих матчей в Ростове-на-Дону и Ярославле. Так ведь почему-то до позапрошлого года претенденты на хрустальный трофей встречались исключительно в огромных «Лужниках», где даже пара десятков тысяч болельщиков не спасала от ощущения пустого стадиона.
Некоторые матчи, особенно на финише сезона, нам разве не казались раньше странными, а порой и вовсе фарсом? Но и здесь о конкретных предполагаемых мерах, пусть пока и на словах, мы услышали только в прошлом году — после создания специального комитета.
Научиться футбольным клубам зарабатывать — задача более сложная. Особенно учитывая, что сотню евро за билет или майку любимого клуба среднестатистический — а значит, составляющий большинство — болельщик платить не может. Несколько тысяч той же валюты за годовой абонемент — тоже. Наоборот, после посещения стадиона у него остается ощущение: «Меня здесь хотят ободрать как липку. Любой ценой. В следующий раз приду через квартал. В лучшем случае».
Макеты новых стадионов, а также анонсируемые услуги впечатляют. Конечно, в городах, где через семь лет пройдут матчи Кубка мира, реализовать эти планы будет легче. Останется и на «кусок хлеба» местным командам. Но, позвольте, чемпионат мира (второе в мировом спорте событие) обойдет стороной Томск и Нальчик, Владикавказ и Пермь с Новосибирском, другие города. А значит, футбольным властям деваться некуда — надо учить, помогать и требовать создания условий для болельщиков во всех городах, где у нас живет «большой футбол». То есть организовать досуг высокого качества по доступной цене.
О чем говорят сегодня
А пока... Пока многие приходят на стадион лишь ближе к началу матча и стараются его покинуть как можно скорее. Темно, холодно и неуютно. А еще надо на пути к своему законному месту несколько раз вскидывать руки вверх и показывать содержимое сумок с пакетами. По лужам обходить стоящие в ряд фургоны, привозящие на матч сотни сотрудников полиции. Которые, если вы зазеваетесь после матча, взбодрят словами: «Вам пора на выход!» А на самой трибуне приходится «сворачивать уши трубочкой», чтобы не слышать всего того, что говорят, и гадать, какой же пакет взорвут над твоей головой.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»