• Документ из лифта

    01.09.11 03:35

    Документ из лифта - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Испанский чемпионат стартовал на неделю позже из-за позиции профсоюза футболистов, отстаивавшего интересы членов организации.

    Итальянский чемпионат начался в срок, оговоренный календарем, но существовала угроза и его задержки. Она не случилась благодаря твердой позиции, занятой профсоюзом местных игроков.

    Российский чемпионат продолжается, путь «Жемчужины», не исключено, придется пройти «Томи» и, быть может, по завершении второго круга еще одному-двум клубам премьер-лиги и первого дивизиона. Профсоюзные организации в ситуации эти (да и в другие тоже) не вмешиваются. Их, между тем, – организаций – в футболе России становится все больше и больше.

    Школа коммунизма

    Прежде чем попросить у Самюэля Это’О футболки «Анжи» для себя и своих сыновей, опытный в политике президент Камеруна так напутствовал звездного посланца в российскую премьер-лигу: «Ты, Самми, в первые дни не торопись, оглядись, послушай, что люди говорят, и только потом принимай решение о том, в какой профсоюз вступать. Тебя будут прессовать все три. Да-да, у них в футболе три профсоюза – страна огромная, дюжину-другую Камерунов, а то и больше, можно разместить на ее территории. Прессовать будут, потому что один процент взносов от зарплаты, тем более – твоей, на дороге не валяется. Ни при каких обстоятельствах не забывай, Самми, –  пусть даже наступит день, когда тебе не на что будет купить гамбургер в уличном киоске, –  слова вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина: «Профсоюзы – школа коммунизма».

    Неизвестно, встречали во «Внуково-3» чартер с Это’О представители российских футбольных профсоюзов или же не поспели к событию, по антуражу напоминавшему прибытие в Грозный Руда Гуллита. Известно лишь, что профсоюзные лидеры занимаются пока привычным для бюрократических организаций выбором: с кем дружить и против кого дружить на данном историческом этапе.

    После того как российское футбольное профсоюзное сообщество стали представлять сразу две антагонистично настроенные одна к другой группировки, никому и в голову не могло прийти, что появится еще одна. Одну группировку приняли в международную организацию – Федерацию профессиональных футболистов, другую приютил под своим крылышком Российской футбольный союз, для которого первая группировка – словно заноза, приобретенная в результате непрекращающегося ерзания по неотполированной лавочке. Пока обе группы выясняют, какая из них для футбола важнее и главнее, объявилась еще одна профсоюзная бригада. Состоялась учредительная конференция футбольного профсоюза, назвавшего себя Межрегиональным. Название, судя по всему, временное. Действительно, ну что такое – межрегиональный? Непонятно и отдает политикой. В ближайшее время новичка ждет переименование в Российский футбольный профсоюз.

     

    Профсоюз футболистов и тренеров, тот самый, что имеет выход на международную арену, возглавляет Владимир Леонченко, бывший футболист, давно превратившийся в функционера. Общероссийский профсоюз футболистов, приголубленный РФС, пребывает под началом Вагиза Хидиятуллина, лет двадцать, наверное, назад примкнувшего к профсоюзному движению. Президентом новой организации стал Александр Тарханов. И если появление третьего профсоюза, сразу объявившего о том, что он намерен работать в связке с хидиятуллинской организацией, понятно и объяснимо (дополнительная для РФС сила, чтобы справиться с непослушными леонченковцами; «Мы, – уже донеслось из стана номер 3, – хотим быть профсоюзом, который оказывает помощь РФС»), то фамилия его руководителя, признаться, удивила. Александр Тарханов – по-прежнему практикующий тренер, без работы оставшийся, надо полагать, на короткое время: нет сомнений в том, что он уже получает стоящие предложения и тем более будет получать их осенью. И что же, возглавив, скажем, команду А (в премьер-лиге ли, в первом дивизионе – значения не имеет), он не выпустит из рук профсоюзный руль? Выпустит. В России, впрочем, все возможно, и появление в Книге рекордов Гиннеса специалиста, одновременно работающего главным тренером клуба и профсоюзным боссом, вряд ли кого удивит.

    Ожидание окошка

    Если пиво, как известно из бессмертного произведения, «отпускается только членам профсоюза», и все российские футболисты, кого только на сей счет ни пытали въедливые интервьюеры, в один голос говорят, что, когда им хочется выпить пивка, они бегут в ларек только за иностранным продуктом, то трансферные окна открываются и закрываются в полном соответствии с регламентом ФИФА – конторы, ко всем вместе взятым тред-юнионам относящейся скептически.

    Летнее, закрывшееся в день выхода сотого номера еженедельника «Спорт день за днем», исключением не стало. Игроки, дважды в год пребывающие в режиме ожидания открытия-закрытия окошек, делятся на несколько категорий. Одним не терпится поменять клуб внутри страны и стать, скажем, очередным вратарем московского «Спартака», прошедшим через ярославский «Шинник». Другие горят желанием отправиться за границу, но их туда никто не зовет – мини-бум на русских, проявившийся было после Евро-2008, исчез столь же мгновенно, как и возник. Третьи стремятся вернуться из-за рубежа домой, но не всем хватает жирковской воли перебраться из западного далёка в родные пенаты и не всем – это в скобках – предлагают такую, как Юрию Жиркову, компенсацию за сам факт возвращения. Четвертые сообщают о готовности немедленно оставить свои клубы и отправиться в Россию за «северной надбавкой», к которой теперь агенты игроков с удовольствием приплюсовывают то, что Валерий Карпин назвал «надбавкой махачкалинской».

    Существует еще одна, пятая группа футболистов, которые, как кажется окружающим, ни за какие коврижки не собираются сниматься с насиженного годами места, однако с неменьшим трепетом, нежели представители первых четырех, ожидают начала трансферного сезона. Они старательно собирают информацию о финансовых возможностях российских клубов и неназойливо, обычно это происходит за неделю до закрытия окна, принимаются легонько шантажировать своих руководителей, вбрасывая в прессу информацию о якобы поступающих им сладких предложениях. Они, конечно, на эти предложения не зарятся, никуда уходить не собираются, но надо бы, толсто намекают, и дома, – раз так складывается, – прибавить. Те, кто будто бы зовет, сулят семь миллионов евро в год, здесь сейчас полтора, вот до трех-четырех и желательно было бы приподнять.

    Сложно, разумеется, назвать имя первого мастера, придумавшего вместе с агентами простой способ выкачивания дополнительных средств из работодателя. Да и не российское это, не сомневаюсь, изобретение. Скорее всего, выросло оно из общепринятой в мировом футболе практики, когда какому-либо игроку внезапно приписывают интерес, якобы проявляемый к нему сразу несколькими клубами, и этот нехитрый маневр, даже несмотря на то, что все о нем знают, автоматически поднимает цену на футболиста и заставляет задуматься клуб, которому он принадлежит.

    А можно и не вбрасывать информацию в прессу, с которой, стоит заметить, старательно работают нынче – через собственных пресс-атташе (раньше таковых в природе не было, а сейчас появились – умелые дозировщики слухов, выбирающие, кому, когда и что сказать, а с кем вообще не иметь дела) и знакомых репортеров – почти все мало-мальски известные футболисты. Можно поступить гораздо проще. В лифте отеля, например, сообщить в присутствии своего агента клубному руководителю о том, что не исключена в самое ближайшее время возможность перехода, скажем, в «Спартак». Сообщить, выйти из лифта, поужинать, в середине следующего дня получить новый контракт с заметно улучшенными финансовыми условиями, и спустя короткое время перебраться не в «Спартак», а в Лондон, оперируя при подписании тамошнего соглашения документом, фактически выбитым в лифте.


    Колонка «Расстановка сил» Александра Горбунова из еженедельника «Спорт день за днем» №33 (31 августа — 6 сентября 2011 года)


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»