• Долгая дорога в ад

    14.02.12 16:14

    Долгая дорога в ад - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Аргентинский «Ривер Плейт» выбрал нестандартный путь возвращения утерянных позиций. Вместо режима экономии, «мильонариос» сохранили всех своих звезд, добавив  к ним экс-спартаковца Фернандо Кавенаги и экс-рубиновца Алехандро Домингеса, а также чемпиона мира француза Давида Трезеге.

    Унижение гранда

    Прошлым летом Аргентина принимала важнейшее соревнование континентального масштаба, каковым является Кубок Америки. Однако для самих аргентинцев событием № 1 стал исторический вылет во второй дивизион «Ривер Плейта» – одного из двух местных суперклубов.

    Начиная с 27 июня, полосы всех центральных газет пестрели новостями о «Ривере», телеканалы давали в эфир эпизоды из фатального матча с «Бельграно», а любой разговор рано или поздно сводился к теме краха «мильонариос». Для того, чтобы лучше ощутить масштаб катастрофы и всю глубину падения гранда, российскому болельщику достаточно представить себе, что то же самое произошло бы с московским «Спартаком» полтора года спустя после прихода на пост президента клуба Олега Романцева. Такая аналогия уместна хотя бы потому, что аргентинская «трагедия века» случилась во времена президентства Даниэля Пассареллы – одной из культовых фигур в клубной истории, насчитывающей 110 лет. К тому же незадолго до этого Пассарелла пробовал добиться успеха с «Ривером» как тренер, но в отличие от начала 90-х, когда за три года были выиграны три титула, на этот раз был вынужден расписаться в собственном бессилии.

    Крах «Мильонариос»

    Впрочем, падение второго по популярности клуба страны началось не при Пассарелле-тренере, а во второй половине 2008 года. Тогда «Ривер Плейт» в ранге действующего обладателя чемпионского титула, завоеванного под началом Диего Симеоне, финишировал последним, чего никогда ранее с ним не случалось. В Аргентине неудачники определяются по отношению суммы очков, набранных за три сезона, к числу проведенных за это время матчей, а потому «моментальная смерть» ему не грозила. Тем не менее вектор движения был задан, и в следующих четырех «коротких чемпионатах» команда, сменившая за это время четырех тренеров, выступила на редкость неудачно.

    На старте Клаусуры-2010/11 «красно-белые» еще как-то пытались держаться на плаву, но затем пошли ко дну, теряя очки в матчах даже с откровенно слабыми соперниками. Безвыигрышная серия достигла семи матчей, включая поражение 0:2 в суперкласико с «Бока Хуниорс», а неудача в заключительном туре с «Ланусом» (1:2 дома) отправила «Ривер» в переходные матчи с «Бельграно». Завершились они форменным позором «мильонариос», причем вторую встречу пришлось прекратить за несколько минут до финального свистка из-за массовых беспорядков, которые устроили разъ­яренные поклонники «Ривер Плейта». Стадион «Монументаль» даже хотели закрыть на реконструкцию и отменить проведение на нем финала Кубка Америки, но потом отказались от этой идеи.

     

    Финансово-экономическая ситуация в клубе также ухудшалась с каждым сезоном, и к концу 2010 года долг достиг астрономической для Аргентины цифры – 55 млн долларов. Больше половины (35 млн) пришлось на время правления Хосе Мария Агилара, а остальную часть «нажил» Даниэль Пассарелла. Трансферная политика велась из рук вон плохо, и целесообразность продажи или приобретения игроков во многом зависела от того, можно ли было получить с перехода «откат». По этой причине в команде так и не появились Пабло Аймар, Андрес Д’Алессандро и Хавьер Савьола, а трансфер Мауро Каморанези сорвался из-за конфликта Пассареллы с агентом игрока.

    С другой стороны, вместо того чтобы выручить за футболистов реальные деньги (как, например, 8,5 млн евро за Фунеса Мори), цена на них взвинчивалась до небес. В итоге они либо оставались в коман­де, чей штат был непомерно раздут (в аренду каждый сезон отдавалось пол­то­ра-два десятка игроков), либо потом уходили «по дешевке». А деньги в размере 6,5 млн евро, выплаченные «Олимпиакосом» за Фернандо Бельюсчи (этот трансфер имел место при Агиларе), и вовсе не дошли до клубной казны…

    Спасите, кто может!

    Если в подавляющем большинстве случаев вылетевшая из элитного дивизиона команда резко теряет «в весе», либо продавая своих «звезд», либо отпуская их на все четыре стороны, то «Ривер Плейт», наоборот, усилился! Прежде всего, на место невзрачного Хуана Хосе Лопеса – тренера с полным отсутствием «полета тренерской мысли», пришел Матиас Альмейда. Бывший капитан «Ривера» не оставил парт­неров в беде, а решил помочь им выбраться из выгребной ямы. Но уже не на поле (все-та­ки в 38 лет довольно трудно  показывать футбол экс­тра-клас­са), а в качестве наставника. В тренерский штаб также вошли известные в прошлом футболисты Хосе Антонио Чамот, Габриэль Амато и вернувшийся из небытия последователь секты адвентистов седьмого дня экс-гол­ки­пер сборной Аргентины Карлос Роа.

    Главной же и очень символичной трансферной операцией стало воссоединение атакующего дуэта в лице Фернандо Кавенаги и Алехандро Домингеса, блиставшего на аргентинских полях в первой половине «нулевых». В дальнейшем оба этих форварда перебрались в российскую премь­ер-ли­гу, и если Кавенаги снискать славы в «Спартаке» не сумел, то Домингес не только стал чемпионом в составе «Зенита» и «Рубина», но и был признан лучшим футболистом России по итогам 2009 года. Правда, освоившись в «Валенсии», куда он перешел из «Рубина», Чори повел разгульную жизнь – в барах и ночных клубах он проводил несопоставимо больше времени, чем на зеленом газоне, и очень скоро перестал попадать в состав.

    Не найдя понимания у одноклубников и столкнувшись с резкой критикой со стороны болельщиков и журналистов, аргентинец впал в депрессию и был вынужден обратиться за психологической помощью. Вскоре после возвращения в Буэ­нос-Ай­рес Чори вновь начал принимать антидепрессанты, и Альмейда был вынужден освободить своего подопечного от всех видов нагрузок. Пока все остальные футболисты «Ривера» тренировались, Домингес возлежал на травке и вел задушевные беседы со штатным психологом. В итоге Домингес,  о котором недавно вспомнили в «Рубине», отличился всего лишь трижды, что не идет ни в какое сравнение с вкладом Фернандо Кавенаги, который, получив капитанскую повязку, оказанную ему честь оправдал сполна – на его счету 13 голов в 18 матчах.

    Во время зимней паузы ряды «мильонариос» пополнили Леонардо Понсио и Давид Трезеге, решивший на закате карьеры вернуться на свою историческую родину. Но и без них коман­да выглядела конкурентоспособной, подтверждением чему стало второе место, на котором она идет после половины дистанции. И для того, чтобы вернуться наверх, будет достаточно это место за собой сохранить.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»