• Допинг Кверху лапками

    Вспомним голливудские шпионские боевики. Глубоко в тыл врага готовятся заслать разведчика, а то и просто бригаду головорезов. «Запомни, парень, – говорит убеленный сединами мудрый наставник, – миссия твоя чрезвычайно важна и почетна, но попадешь ты во вражеские руки, мы тебя знать не знаем и видеть никогда не видели». Так же примерно обстоит дело с допингом в Европе.

    Кто-нибудь обязательно добавит к слову «Европа» слово «цивилизованная». Ну и пусть. Как ни называй, какую форму ни придумывай – содержание все равно не изменится: исполнители делают вид, что не принимают, ответственные товарищи – что этому верят. Взамен исполнители прикидываются, что верят в незнание ответственных товарищей. Народу под аккомпанемент рекламы спонсора, только что потратившегося на очередную фармакологию, внушают ценности здорового образа жизни – и все довольны. Пока в системе не случается прокол. А проколы случаются. Потому что у WADA (Всемирное антидопинговое агентство) тоже есть свои спонсоры.

    Хорошим парням можно все?

    Как ни жаль профессиональный велосипедный спорт, отданный спортивными чиновниками на заклание WADA, но одна положительная сторона у этого фарса имеется – больно уж показательная получается картина. Замешанными оказываются все: и немцы, и испанцы, и итальянцы, и прочие без исключений. Политики громко клеймят позором докторов, грозя – но и только – сократить государственную поддержку спорта. А уличенные доктора рассказывают про свою заботу о здоровье спортсменов. Забавно, что доктора правы – ни один из участников «Тур де Франс» не добрался бы без допинга до финиша живым. Но допинг ведь вреден, не правда ли?

    Недавно от швейцарцев пришло заключение о том, что вещество, обнаруженное у легкоатлеток Лысенко и Хороших, – допинг. Заключение предсказуемое, трудно было ожидать обратного от аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством лаборатории. В этой ситуации печальных обстоятельств много, но одно печально особенно.

    Имею в виду реакцию российских спортивных функционеров, приветствовавших письмо поднятыми кверху лапками. Напомню, российские ученые утверждали, что пресловутое вещество – не допинг. Одно экспертное мнение против другого экспертного мнения. Оба мнения заинтересованные. Почему мнение швейцарских ученых авторитетнее мнения ученых российских? Кто это решил? Швейцарцы? И на каком основании? На том, что российские специалисты отправили в космос человека и затем вернули его живым обратно, а швейцарские не смогли послать в космос даже дохлую собаку?

     

    Почему «допинговое досье» великого австралийского пловца Торпа всплывает только после его решения оставить спорт? При этом некоторое время спустя короткой строкой транслируется решение австралийского же антидопингового агентства признать Торпа невиновным в употреблении допинга. Мол, проведенное самими австралийцами расследование не выявило никаких нарушений, и дело закрывается. Мало того что дали завершить карьеру, так даже память о «великом герое» решили не омрачать. И почему подобная щедрость не находит никакой реакции? «Хорошим парням» можно все?

    Как остаться «чистым»

    Политика задабривания западного спортивного начальства, чем сейчас наши чиновники занимаются, если и может иметь эффект, то лишь краткосрочный. Сила своенравна, если может прихлопнуть – прихлопнет рано или поздно. И так уже в последние годы сложилась ситуация, когда одни спортсмены, более «грязные», но имеющие «крышу», обыгрывают других, более «чистых», но «крыши» не имеющих. При этом вторых еще и считают более «грязными».

    От того что Россия по принципу «как бы чего не вышло» свернет собственные исследования, ни в одном другом месте в мире допинга не станет меньше. О «цивилизованной Европе» мы уже поговорили. Все знают, что воровать плохо, а воровство не переводится. Нигде. Утверждение, что допинг – вред, вообще сомнительно, рационально не доказывается и может приниматься разве что на веру. И как тут остаться «чистым»? В качестве стимулов добавим тщеславие и огромные деньги. Мало? Вполне достаточно. А для гражданина развивающейся страны спорт зачастую – вообще единственная возможность выйти из нищеты и увидеть свет.

    Тем более не откажется от победы любыми средствами ни одно государство, претендующее на значительную роль в мире. Ни Америка, ни Китай. Почему российских спортсменов тестируют в разы чаще, чем спортсменов европейских? Скажут: их проверяют чаще, потому что чаще попадаются. Отвечайте: они попадаются чаще, потому что чаще проверяют. Требуйте равных прав для всех. Откажутся – ищите выход. Когда в Китай желает приехать внесоревновательная проверка, они неделями ждут визу, потом имеют право ехать только через Пекин, а затем еще ждут билетов к месту назначения. Пока доберутся – контроль можно не проводить. Вот держава, которая и себе цену знает, и за себя умеет постоять.

    За что убрали Куличенко

    Спорт уже давно превратился в битву на выживание и за выживание. Пленных в этой битве не берут, и мелочей тут нет. Британка Кристин Оуругу вернулась в нынешнем сезоне на дорожку после годичной дисквалификации за то, что трижды избежала внесоревновательного тестирования на допинг, успев как раз к чемпионату мира в Осаке, где и стала победительницей. Заметим, со внесоревновательным контролем умудрилась трижды разминуться британка, не жительница глухих регионов Амазонии и даже не китаянка. А не разминулась бы – получила бы два года и пропустила бы и чемпионат мира, и Олимпиаду. В Пекин ей, правда, по английским законам все равно нельзя, но Британская олимпийская ассоциация уже готовит для нее исключение. Убережется от травм – в Пекине мы ее увидим.

    А пока отечественные функционеры пишут письма, так и хочется сказать, на деревню дедушке, чтобы Лысенко с Хороших скостили срок. И чтобы это случилось, в жертву уже принесен самый успешный российский главный тренер в самом медалеемком олимпийском виде спорта – Валерий Куличенко. Именно он виноват, что весь год продавал всей сборной пресловутую пищевую добавку, которая якобы и содержала допинг, найденный однако только у метательниц молота, но не у всех, а лишь у двух, занимающихся – совершенно случайно – у одного и того же специалиста. У вас есть сомнения, каково будет решение IAAF?

    Кстати 

    Жертва из России

    Последний год стал рекордным по количеству допинговых скандалов с российскими легкоатлетами. Дисквалификацию получили двукратная победительница лос-анджелесского марафона Любовь Денисова, барьерист Александр Слепов, бегуньи Екатерина Конева и Олеся Кравченко, метатель молота Илья Коновалов и марафонец Вадим Шмагайло.

    И нам достанется

    Дело по факту употребления допинга Мэрион Джонс коснулось и российских легкоатлетов. Несколько медалей, завоеванных американкой на Олимпиаде в Сиднее, перейдут к нашим спортсменкам. Татьяна Котова, занявшая в Австралии четвертое место, получит бронзовую медаль, тогда выигранную Джонс. А российский эстафетный квартет 4х400 в составе Юлии Сотниковой, Светланы Гончаренко, Ольги Котляровой и Ирины Приваловой бронзовые награды теперь обменяет на серебряные. Чемпионками мира вместо команды США станут бегуньи из Ямайки.

    Он слишком быстро бегал

    На этой неделе еще двое спортсменов оказались в эпицентре допинговых скандалов. Марокканский стайер Адиль Кауш получил двухлетнюю дисквалификацию за употребление эритропоэтина. Положительный результат дала его допинг-проба, взятая после этапа «Золотой лиги» в Риме 13 июля, где Кауш финишировал первым в забеге на 1500 метров. Наличие запрещенного препарата выявили и в организме болгарской бегуньи Теодоры Коларовой. Обе допинг-пробы, взятые у нее еще в июне, выявили наличие тестостерона. До 25 октября спортсменка должна представить объяснения Федерации легкой атлетики Болгарии.

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»