• Допинг на пути в Пекин

    05.07.07 16:01

    На днях Международная федерация плавания (FINA) приняла решение об отстранении россиянина Анатолия Полякова от соревнований на два года за использование допинга. Произошло это после того, как Всероссийская федерация плавания сама предложила FINA дисквалифицировать на два года бронзового призера чемпионата мира 2001 года в Японии. Та, разумеется, согласилась. Запрет в отношении нашего пловца считается вступившим в силу с 25 апреля.

    Случай с Поляковым стал уже вторым допинговым инцидентом, произошедшим с начала года в сборной России по плаванию: в ходе январской проверки запрещенное вещество было найдено у 18-летней чемпионки мира на короткой воде Анастасии Иваненко. Между тем риск не попасть на Олимпиаду-2008 для российской команды достаточно велик. По правилам Международной федерации плавания (FINA) если четыре пловца одной страны, независимо от того, входят они в состав сборной или нет, попадутся на допинге в течение одного года, то всю национальную сборную дисквалифицируют на 24 месяца.

    Однажды наша сборная уже висела «на волоске». В конце 1997 года трое пловцов – олимпийский чемпион Владимир Пышненко, его жена Наталья Мещерякова и Ольга Кочеткова – были уличены FINA в применении допинга. Чиновники обнаружили у спортсменов один и тот же препарат – запрещенный стимулятор метандиенон – и дисквалифицировали их на два года. Все они тренировались у Андрея Зеленяева. Тренер тогда заявил, что допинг в организм спортсменов попал вместе с тортом.

    Не так давно два российских пловца не из состава сборной попались на применении запрещенных препаратов. У Алексея Куценко обнаружили повышенный уровень тестостерона, у Владимира Леонтьева – наличие марихуаны. Куценко дисквалифицировали на два года, Леонтьева – на три месяца. Но это было в прошлом году, и проверка была отечественной, а не международной.

    WADA может проверить спортсменов на допинг в любое время и в любом месте. На соревнованиях «жертв» чаще всего выбирают на основании результатов или по жребию, вне турниров отбор спортсменов обычно проводится волей случая, но проверить их могут также на основе особых решений антидопинговых служб. Перед зимним чемпионатом России (отборочным к чемпионату мира) представители агентства приехали на тренировочную базу «Озеро Круглое», чтобы провести внесоревновательное тестирование российских пловцов. У Иваненко обнаружили фуросемид, который запрещен WADA как препарат, маскирующий применение анаболических стероидов. Пловчиха принимала мочегонное вещество целенаправленно, чтобы похудеть. Анастасия заявила, что о запрещении  фуросемида они с тренером узнали в момент взятия пробы. Перед самым чемпионатом мира Иваненко отстранили от участия в соревнованиях на два года.

     

    В результате той же проверки Анатолия Полякова уличили в применении болденона, одной из разновидностей анаболических стероидов. Правда, об этом в Международной федерации плавания заявили спустя несколько месяцев. Начальник отдела антидопингового обеспечения Росспорта, глава антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России (ОКР) Николай Дурманов сказал тогда корреспонденту «Спорта»: «Скорее всего, дело затянется на полгода-год». Но через две недели после инициативы Российской федерации плавания FINA дисквалифицировала Полякова на два года.

    Тренируют Анатолия и Настю брат и сестра – Людмила Шаляпина и Аркадий Вятчанин-старший, кроме Полякова занимающийся и с собственным сыном. У Аркадия Вятчанина-младшего никаких следов допинга не обнаружили. Хотя оба спортсмена принимали одни и те же препараты, ели одну и ту же пищу. Попал ли болденон в организм Полякова вместе с лекарствами, принимаемыми во время простуды, или нет – неизвестно. Болденон, как и нандролон, – анаболик, который в процессе соединения различных препаратов может вырабатываться в организме человека.

    «Не исключаю, что все это происки недоброжелателей», – заметил тренер.

    Неизвестно теперь, будет ли обжаловано дело Иваненко. Подобная ситуация в 2001 году случилась с двумя нашими гимнастками – Алиной Кабаевой и Ириной Чащиной, также попавшимися на фуросемиде. Но срок дисквалификации удалось уменьшить до одного года. По словам Николая Дурманова, 40 процентов всех допинговых скандалов в отечественном спорте происходит из-за врачебных ошибок. Отдел антидопингового обеспечения Росспорта решил провести сертификацию всех врачей сборных команд страны. В результате проверки выяснилось, что не все врачи в полной мере знают список запрещенных препаратов и все условия Кодекса Международного антидопингового агентства.

    Пора бы уже и самим спортсменам выучить, что можно принимать, а что нельзя.

    Мнение

    Tренер Полякова Аркадий Вятчанин: «Кого хотели убрать?»

    Аркадий Вятчанин-старший поделился с корреспондентом «Спорта» своими мыслями по поводу случившегося.

    – Согласитесь, все это выглядит некрасиво, – рассказал наставник. – Вначале ловят Настю, которую тренирует моя сестра. Теперь – Толика. Что о нас можно подумать? Настя-то, понятно, по глупости выпила фуросемид. Но Толик, опытнейший спортсмен, не мог совершить такой ошибки. Они с Аркадием постоянно у меня под контролем. Единственное, когда Поляков приболел, он пил лекарства. Меня не перестают мучить сомнения: а не подстроено ли все это... Как правило, в таких случаях стараются убрать не спортсмена, а тренера. Меня и отстранили от команды. А главная моя работа – это Аркадий. И нервничаю больше не из-за ситуации с Толиком, а из-за сына. Ведь он один на сборах тренируется. Возможно, метили в Аркадия, а попали в Толю. Перепутали стаканы за общим столом. Завистников и недоброжелателей у нас хватает. Тем более когда спортсмен выходит на высокие результаты.

    Решение нашей федерации отстранить Полякова на два года без суда для меня неприемлемо. Даже если дело затягивается на год, все равно надо бороться до конца. Но это не первый случай, когда во время соревнований дисквалифицируют одного из наших спортсменов и федерация не желает разбираться, в чем суть проблемы.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»