-
Драку не заказывали
Тенденция20.04.12 16:14
Нынешний сезон Континентальной хоккейной лиги высветил одну проблему во всей ее неприглядности. Российские игроки крайне редко заступаются друг за друга.
Hет у них такого желания. Когда бьют товарища по команде, они отворачиваются. Рассматривают табло, красивых девушек на трибуне, косятся на тренера. В общем, смотрят куда угодно… Не все ведут себя так, но подавляющее большинство. Синдром опущенной головы.
Невозможно у нас представить ничего подобного тому, что случилось в матче регулярного чемпионата НХЛ «Питтсбург» – «Филадельфия», когда за атакованного (по правилам!) партнера бросилась мстить вся пятерка. Это ведь еще послание на следующий матч. Вызов! С учетом того, что пенсильванское дерби перенеслось в первый раунд плей-офф, послание особенно актуальное. А у нас – мягкотелое рукопожатие после игры и расслабляющий душ в раздевалке, смывающий позор безразличия. Раздевалки сейчас на новых аренах построили большие, в них можно и не встретиться с прибитым партнером, которому доктор оказывает помощь. В общем, совесть берет заслуженный выходной и с удовольствием занимается чтением высказываний экспертов о том, что отвечать бойцам «Витязя» опасно для здоровья.
Чемпион по безразличию – обладатель Кубка континента «Трактор». Началось все с матча в Чехове, где «витязи» распоясались на последних минутах. Закончилось имитацией удара по Кузнецову в восточном финале – на защитника «Авангарда» Антона Белова опять-таки никто не кинулся. С «витязями» тягаться на кулаках, конечно, нереально, но вот, например, рижане попробовали повязать чеховских тафгаев и не дали им развернуться. Все дружно старались упасть на лед – какая-никакая, а стратегия. Это случилось в октябре, и та встреча завершилась победой рижан – 7:1. За происходящим из VIP-ложи наблюдали знаменитые боксеры Константин Цзю, Александр Поветкин и Денис Лебедев. Они болеют за чеховцев, но в тот вечер их лица были грустны не только из-за счета.
То есть даже в рамках КХЛ мы видим разное отношение к тому, что называется командным духом. У зарубежной команды – из Риги – оно одно, у отечественных клубов – другое. Канадский аналитик Дон Черри, славящийся своими русофобскими выпадами в телепрограмме «Угол тренера», наверняка объяснил бы данный феномен национальной особенностью. Черри мог бы использовать слоган к михалковскому фильму: «Он русский – это многое объясняет». Только с негативным смыслом.
Но в том-то и парадокс, что за океаном русские становятся бесстрашными. Они идут в стыки-драки и не жалеют себя. Способны вступиться за партнера и за честь клуба. Илья Ковальчук недавно побаловал публику первым в своей карьере «хет-триком Горди Хоу». В матче с «Филадельфией» он заступился за Зака Паризе. А на чемпионате мира 2008 года в Квебеке именно Ковальчук бросился мстить за Алексея Морозова. И даже получил дисквалификацию за нападение на грубияна Дага Мюррея. Да, нашлись те, кто осудил Ковальчука за несдержанность. Тем более форвард тогда никак не мог забросить шайбу, что опять же вызывало шквал критики. Мол, не забивает, да еще и дерется. Но именно этот мужественный поступок сплотил коллектив, который в итоге одолел канадцев в финале. К слову, в обоих случаях в роли пострадавшей стороны оказывались капитаны. И Ковальчук, как лидер команды, не мог простить соперникам подобного поведения.
В НХЛ дерутся все. Даже звезды, бомбардиры и интеллектуалы. Даже субтильный Александр Семин в свое время повеселил «барабанным боем» с Марком Сталлом. Да, смешно, но ведь не уклонился же! Интеллигентнейший Игорь Ларионов боксировал с Петром Форсбергом, когда «Детройт» и «Колорадо» бились пятерка на пятерку при участии вратарей. Павел Дацюк не уступил массивному Кори Перри. Более того, нанес разящий последний удар в драке. И это человек, который четырежды получал «Леди Бинг Трофи» – приз главному джентльмену НХЛ.
Необходимо найти объяснение такому серьезному преображению соотечественников в рамках НХЛ. Вернее, тому, почему на родине (где человек должен быть раскрепощеннее) они не проявляют те брутальные качества, без которых в хоккее вряд ли возможно добиться серьезного успеха. На международной арене так уж точно.
Выдающийся тренер Владимир Юрзинов недавно назвал россиян самой разобщенной нацией. Имея в виду не только хоккей, но и саму жизнь, повседневность. Горький вывод от специалиста, который всегда играл консолидирующую роль. Достаточно вспомнить его приглашение на пост главного тренера олимпийской сборной в Нагано. После скандалов и провала на Кубке мира – 1996 национальная команда завоевала в Японии серебро. А капитан Павел Буре сказал, что у него в коллективе не один брат Валерий, а двадцать два брата. Не прошло и пятнадцати лет с тех пор, а как все изменилось… И в хоккее, и в стране.
Влияние социокультурных обстоятельств на философию игры, конечно, не стоит отрицать. Но объяснять ситуацию только ими – значит открещиваться от важной темы. Что такое, дескать, КХЛ в сравнении с устоями многомиллионного общества. В подобном взгляде есть нечто кармическое, фатальное. Так и до безысходности недалеко.
Есть объяснение попроще. В НХЛ любой хоккеист может быть обменян с легкостью. Лишь единицы проводят всю свою карьеру в одном клубе и становятся легендами. Но даже тот, кто вынужден менять место работы часто, в новом коллективе мгновенно становится зверьком, способным загрызть любого за эмблему, красующуюся на свитере. Приспособленчество? Ничуть!
В НХЛ игрок мгновенно проникается общностью целей и задач с менеджерами и партнерами. Он знает, что руководители стараются улучшить кадровый состав и не занимаются распилами бюджета. Они всю жизнь в хоккее, они оказались там не потому, что их туда занесла нелегкая номенклатурно-чиновничья судьба. Тренеры не играют в политику, не призывают поддержать нужную партию на выборах и не являются ставленниками губернаторов, то есть они получили свою должность из-за профессиональных качеств, а не из-за симпатий некой особо важной персоны.
И самое главное – довольно снисходительный зритель. Он с легкостью (относительной) прощает поражения, он пришел получать удовольствие от игры, а не выплескивать негативные эмоции на хоккеистов и тренеров. Он простит многое – только не безразличие и не трусость. Безразличие и трусость – приговор.
Можно вспомнить, как игроки «Рейнджерс» «вписались» за Артема Анисимова, который несколько провокационно отпраздновал свой гол в ворота «Тампы». Они легко могли сказать сами себе: заварил кашу – пусть и расхлебывает. Главный тренер Джон Торторелла отметил, что лидеры команды проведут с Анисимовым разъяснительную беседу, но при этом ни на секунду не усомнился в целесообразности коллективной защиты своего игрока. Канал HBO снимал посвященное «Зимней классике» реалити-шоу о жизни «синерубашечников» и поэтому зафиксировал, как в раздевалке «Рейнджерс» игроки улыбнулись Анисимову после матча. И никаких нотаций. Все за одного! Понятно, что после случившегося один просто-таки умрет за всех.
Создание командного духа – первоочередная задача для клубов КХЛ. Причем начать надо, скорее всего, с головы. А уж игроки быстро сообразят, что ветер подул в другую сторону.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»