-
Два тайма режиссера
04.02.09 02:20
Исполнилось 110 лет со дня рождения создателя знаменитых картин о футболе
За свои неполные шестьдесят ленинградский режиссер Семен Тимошенко успел снять почти двадцать фильмов. Но, пожалуй, лишь три из них — «Вратарь», «Запасной игрок» и «Небесный тихоход» — накрепко врезались в зрительскую память. Коробку с последней лентой я бережно отложу — она лирична, тепла, однако из нашей тематики выпадает — и сосредоточу внимание на двух футбольных картинах Семена Алексеевича, снятых на «Ленфильме».
Первый тайм
«Эй, вратарь, готовься к бою!»
Фильм «Вратарь» по повести Льва Кассиля вознесся на вершину славы не сразу. Накануне его выхода на экран состоялся общественный просмотр, после которого одна «команда» — журналистов и критиков — яростно обрушилась на «противника» — творческую группу с режиссером во главе. Рецензии становились все резче, грубее и уже походили на порицание, грозившее перерасти в травлю: «Картина скучна, неинтересна…», «Вратарь» — далеко не шедевр…», «Надо делать картины серьезнее, лучше, культурнее…».
Но у публики оказалось прямо противоположное мнение — ее фильм буквально восхитил. К тому же он оказался забавным, расцвеченным восхитительной музыкой Исаака Дунаевского. У героя картины Антона Кандидова появилась масса подражателей, и многие наши известные голкиперы позже признавались, что их любовь к футболу вспыхнула в зрительном зале. Песенный призыв «Эй, вратарь, готовься к бою…» отныне они воспринимали буквально…
«Вратарь» напоминал сказку, а в ней, как известно, намек — добрым молодцам урок: пора уже не в мечтах, а наяву одолевать западных профессионалов. И казалось, что такое время уже не горами…
От любви до ненависти, как известно, недалеко. И наоборот. Так случилось и с «Вратарем»: яростный хор сменили славословия. Возможно, журналистам указали на ошибки, и те, конечно же, их осознали.
Перерыв
Расстояние от одного до другого футбольного фильма у Тимошенко вышло длинным — в 17 лет. За это время Семен Алексеевич снял уже упомянутый «Небесный тихоход» и несколько картин, нынче известных разве что киноману. Правда, за это время он испробовал себя — с подачи Сергея Эйзенштейна — в роли актера. В «Иване Грозном», поставленном знаменитым режиссером, Тимошенко сыграл ливонского посла, исполнив это колоритно и, как полагалось по сценарию, пронзительно, даже зловеще. Потому образ зрителям запомнился…
Второй тайм
«Не только ноги нужны в футболе…»
В «Запасном игроке» — между прочим, в нынешнем году фильму исполняется 55 лет — Тимошенко выполнил двойную работу: написал сценарий и осуществил постановку. Эту комедию можно считать… продолжением его известной работы. Сюжеты и 1937-го, и 1954-го — незатейливы, однако актуальны для того времени: вперед, к победе сквозь невзгоды и неудачи! Во «Вратаре» к ней мчится со всех ног Антон Кандидов, в «Запасном игроке» — Вася Веснушкин, сыгранный Вициным. В этой картине Георгий Михайлович, кстати, блеснул впервые…
Конечно, Тимошенко подсобили и другие замечательные исполнители: Татьяна Конюхова, Николай Рыбников, Павел Кадочников, Сергей Филиппов, Марк Бернес. И, конечно, Дунаевский с его задорными песнями про то, что «не только ноги нужны в футболе — нужна в футболе, между прочим, голова!», и о том, что «нам года — не беда, если к цели стремишься большой».
Стоит вспомнить, что Вицин сыграл футболиста вполне достоверно и «моложаво», хотя ему было в ту пору тридцать семь, а его герою — вдвое меньше. Кстати, в кино и театре лицедей часто и непринужденно взваливал на себя десяток-другой лет и так же легко этот «груз» сбрасывал.
Кто тренировал Вицина и других футболистов? Это осталось за кадром, известно только, что перед съемками Георгий Михайлович ходил на стадион сбрасывать, как он сам выражался, лишний жирок.
Остался и другой вопрос: а за кого, интересно, болел режиссер Тимошенко? Есть подозрение, что Семен Алексеевич симпатизировал киевскому «Динамо», звезды которого — Антон Идзков ский, Константин Щегодский, Иван Кузьменко и другие — по-красовались во «Вратаре».
Что же касается «Запасного игрока», то там известных футбольных фигур замечено не было…
Дополнительное время
Как часто бывает в кино, фильмы Тимошенко затмили фигуру его создателя. А он слыл — сначала в театральном, а потом в кинематографическом мире — человеком заметным. Начинал с эстрады, потом перешел на серьезные подмостки. Затем пришла пора фильмов: немых и звуковых — трагедий, комедий, документальных лент. После «Запасного игрока» Семен Алексеевич лелеял замысел создать образ бесстрашного авиатора Уточкина. Увы, не довелось…
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»