• Двукратная чемпионка мира Людмила Бодниева: «Мы побеждали вопреки»

    Гандбол. Итоги

    21.08.12 01:40

    После серебра Пекина сборная России отступила далеко назад — в Лондоне наши девушки сложили оружие уже в четвертьфинале. А со слов главного тренера Евгения Трефилова, это лишь начало падения — настолько, по его мнению, плачевны дела в нашем гандболе. Что думает об этом самый опытный игрок команды и как вообще можно оценить выступление на Олимпиаде? Людмила Бодниева без малейших попыток сглаживать острые углы рассказала об этом в беседе со «Спортом».

    В Лондоне было шесть фаворитов

    — Женская сборная уже давно приучила к максимальным ожиданиям, сколько бы о проблемах ни говорили. Четвертьфинал был потолком на Олимпиаде?
    — Уверена, что нет. Надо признать, что ожиданий мы не оправдали. В том числе и своих собственных. Должны были и могли бороться за более высокие места. Но расклад сил на Олимпиаде оказался такой, что примерно шесть команд имели основание рассчитывать не просто на медаль, а на победу. Это, конечно, не объяснение, но все же одна из причин такого результата. Хотя лучшего гандбола мы все равно не показали.

    — Равные шансы у стольких соперников говорят о том, что сдали свои позиции норвежки, которые в последние годы выиграли все что можно?
    — Итоговый результат — золото выиграла сборная Норвегии — говорит о том, что эта команда остается сильнейшей в мире. Да, они проиграли несколько матчей в группе, но кому? Тоже очень сильным сборным, которые дошли до полуфинала. Поэтому проблемы Норвегии на групповом этапе можно объяснить очень сильным составом — проходных матчей там не было вообще. Хотя… Возможно, норвежки как-то просчитывали дальнейшую турнирную ситуацию, чтобы попасть на более слабого соперника в плей-офф. Но утверждать этого не могу.

    — Разговоры о попадании на «легких» соперников актуальны и в волейболе с баскетболом, и в других видах. В таком случае приходится признавать несовершенство олимпийского регламента, который создает почву для манипуляций...
    — Мы точно этим не занимаемся, мы же не футболисты (смеется). Да и вообще не хочется верить, что на таком уровне кто-то так поступает. Ведь раз уж начали разговор об этом, то надо признать — что-то подгадать на деле гораздо сложнее, чем на словах. Ты можешь в теории рисовать выгодный для себя путь, но это все равно остается лишь предположением. Окончательно расклад зависит не только от тебя. Как сыграют остальные — предугадать невозможно. Поэтому, на мой взгляд, вероятность нечестных игр со стороны той же Норвегии крайне мала. Но окончательно этого я не исключаю.

     

    — Реально ли было пройти Корею?
    — Надо говорить прямо — это был самый лучший, желанный для нас соперник. И сыграй мы в свой лучший гандбол, должны были обыгрывать эту команду. Но, увы, многое не получалось, особенно в защите — можно сказать, сами предоставили кореянкам дополнительные шансы. С другой стороны, встречи с азиатскими командами всегда вызывают большие проблемы.

    — Почему?
    — Играем против них мы очень редко — или раз в два года на чемпионате мира, или раз в четыре года на Олимпиаде. И то если наши пути пересекутся. А стиль у этих сборных очень своеобразен, в том числе и потому, что в габаритах они значительно уступают европейским сборным. Для привыкания нужно время, а когда его нет, это чревато проблемами.

    Трефилову виднее, но я себя загнанной не чувствовала

    — Справедливо замечание, что сборной России не хватило свежести?
    — Я же не тренер и потому говорить, глядя со стороны, не могу. Но, опираясь на свои ощущения, с этим не соглашусь. Ведь мы играли на Олимпиаде через день, и суток для полноценного восстановления вполне хватало. Допускаю, что нам не хватало именно игровой свежести, но с физическими кондициями проблем точно не было. По крайней мере на мой нетренерский взгляд.

    — А Трефилов говорит, что загнал команду.
    — Ему виднее.

    — Еще главный тренер жаловался на недостаток мощи у наших игроков. По его словам, соперницы работают на тренажерах с многократно большими весами, чем россиянки. Потому и броски слабее у нас, и в борьбе часто уступаем.
    — Почему-то об этом не говорилось, когда мы выигрывали один за другим чемпионаты мира. И если уж говорить об этой проблеме, то заранее. Так же как и решать это надо заранее. Чтобы к Олимпиаде мы могли подтянуться к соперникам в данном компоненте. А рассуждать об этом во время Игр просто неактуально. И уж точно такие вопросы не в компетенции игроков.

    Организация в российском гандболе — на любительском уровне

    — А вообще насколько серьезное внимание в Европе уделяют силовой подготовке?
    — Огромное! Это касается и работы с тяжестями, и фитнеса, и специальных упражнений для профилактики травм. Отдельно надо сказать про восстановление игроков во время крупных турниров. К сожалению, в сборной России столь важный аспект просто отсутствует. Ведь за короткие паузы между играми нужно восстанавливать гандболисток таким образом, чтобы они к следующей встрече могли подойти в оптимальном состоянии. По ходу турнира актуальна проблема восстановления от травм — для этого тоже нужны специальные и своевременные мероприятия, лучшие специалисты в этой области, нужно необходимое оборудование и медикаменты. Но для создания такой системы нужно время и большие вложения. А гандбол в России, к сожалению, небогатый вид спорта. При этом конкретно ни к кому из руководителей претензий нет, люди делали все что могли и ни в чем нам не отказывали. Но от констатации такого положения дел никуда не деться.

    — А как обстоит с этим в других сборных?
    — Я специально не интересовалась, но больше чем уверена, что в ведущих командах мира отношение к этому очень серьезное. Достаточно посмотреть, сколько разных медицинских сотрудников ездит с этими сборными и сколько они возят технического оборудования. Я вовсе не утверждаю, что именно это приносит соперникам победы, а нам, в свою очередь, мешает выигрывать. Нет. Но мелочей сегодня в профессиональном спорте не бывает, и все должно быть на высочайшем уровне. А у нас же так интересно получается — когда мы добиваемся хорошего результата, добываем титулы, то вопреки всему происходящему. Так как остаемся по большому счету любителями.

    — Перед Олимпиадой действительно были проблемы с экипировкой. В частности, Трефилов жаловался, что ему приходилось отвлекаться на подобные вопросы.
    — Еще раз подчеркну — отказано нам ни в чем не было. Но все должно происходить вовремя. Нам выдали Bosco, выдали Adidas — это хорошо. Форма оказалась нужного размера — тоже здорово. Но только в моем понимании это должно происходить заранее, а не за день до Олимпиады. Так же как игровые кроссовки надо начинать разнашивать за месяц до турнира, а не в последний момент. Признаюсь, мне неизвестно, как организация работы сборной должна выглядеть в идеале. Но все же думаю, что должны быть люди, которые от и до отвечают за конкретные аспекты, узкие специалисты по разным вопросам. Еще раз подчеркну, что это не причина поражений. Просто хочется, чтобы таких проблем не возникало.
    Роль главного тренера не должна быть размыта. По моему мнению, все надо выстроить так, чтобы он мог заниматься только работой с командой на площадке. Случались и еще моменты, с которыми я была не согласна категорически.

    — Например?
    — Давайте не будем это озвучивать. Дело не в желании лишний раз избежать острых углов, а в том, что я уже высказала свою позицию лично и оказалось — проблема легко решаема. Скажу только, что касалась она не игровых, а бытовых моментов.

    — Вернемся на площадку. В четверть­­финале чувствовалась предвзятость со стороны судей?
    — Мое субъективное мнение — да. После драки кулаками не машут, но я не помню ни одной спорной ситуации, чтобы мяч отдавали нам. Причем это касается не только матча с Кореей. Можно ли это назвать тенденцией? Не уверена, но тем не менее такое отношение арбитров мы уже давно замечаем.

    — C чем это связано?
    — Могу только предполагать. Возможно, причина в отсутствии авторитетных российских  представителей в международной федерации гандбола. А может быть мы просто уже надоели своими победами, и на это счет кто-то получает определенные установки. Но отмечу, что это не моя позиция — я просто слышала об этом. А как на самом деле — не знаю. Нет у меня ответа.

    — А что скажете о безразличных в составе сборной России? По мнению Евгения Васильевича такие были, что его неприятно удивило.
    — Категорически не согласна! Если даже говорить не применительно к нашей команде, а вообще — я никогда не поверю, что такое может быть. Немыслимо представить, чтобы кто-то приехал на Олимпиаду и не желал отдать все силы для победы. А также не переживал за результат. Этот праздник в жизни многих спортсменов бывает лишь раз. Впрочем, по поводу нашей команды я могу точно сказать — такого не было.

    — А правда, что молодежь приходит вам на смену слабенькая? С большими проблемами даже в элементарной технике.
    — Тоже не согласна. Наши молодежные команды показывают хороший гандбол, по-прежнему занимают высокие места. И девочки, приходящие в сборную, вполне способны в ближайшее время выйти на лидирующие позиции. Поэтому опасаться за перспективы сборной России не стоит.

    — Но результаты, которые продолжают снижаться, говорят об обратном.
    — Любая, даже самая великая команда, не может побеждать всегда. У всех случаются временные откаты с завоеванных позиций. Да, на последних трех главных турнирах мы оказались далеко от пьедестала, но я уверена, что вскоре мы снова будем в лидерах. И авторитет сборной России никуда не делся. Поверьте, нас по-прежнему боятся и хотят избежать встречи на турнирном пути. Не хотят с нами играть норвежки, Черногория в восторге от ничьи с Россией, для Хорватии победа над нами стали едва ли не национальным праздником.

    Из сборной ухожу — пусть растут новые лидеры

    — По вашему мнению, Трефилов должен остаться во главе сборной?
    — Это вопрос не ко мне. Знаю только, что в начале сентября должен состояться исполком, где будет решаться вопрос с тренером. Но я не в курсе сути этой проблемы, так же, как и о разногласиях Трефилова с федерацией слышала лишь отдаленно. Потому комментировать ничего не могу — мне просто нечего сказать (улыбается).

    — А вы в сборной остаетесь?
    — Думаю, я закончила в ней свои выступления. Надо создавать новую команду и ставить на молодых.

    — Но им же тоже кто-то должен передавать опыт.
    — Поймите, команда создается на весь олимпийский цикл. То есть уже первого сентября надо начинать подготовку к Играм в Рио. Возможно, на ближайшем чемпионате Европы не получится занять высокое место, но к этому надо отнестись терпимо. Девчонки нуждаются в терпении и доверии. Тогда у нас появятся и новые лидеры, и большие победы. Но это должна быть уже новая команда. Я же не вижу ни одной причины, по которой мою фамилию стоит включать в список кандидатов. Мне к следующей Олимпиаде будет почти 38 —  вы много видели спортсменов, кто в таком возрасте там выступал?

    — Но бывают же исключения.
    — Я им точно не стану (смеется). Через четыре года у меня будут другие приоритеты в жизни. И в гандбол я играть уже не захочу.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»