-
Двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Васильев: «Может, это хорошо, что пока нам плохо…»
18.12.10 01:27
В словенской Поклюке стартовал третий этап Кубка мира по биатлону. Пока российским стреляющим лыжникам катастрофически не везет: первые два старта принесли нашей сборной только одну бронзовую медаль.
Своими мыслями о том, что происходит в команде и когда спортсмены наконец-то начнут хорошо стрелять и быстро бегать, с корреспондентом «Спорта» поделился двукратный олимпийский чемпион по биатлону Дмитрий Васильев.
— Сложно сказать однозначно, почему так слабо ребята начали этот сезон. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать их подготовительный процесс. Ведь вроде бы для нормальной подготовки всего хватало.
— Значит, не всего. Или тренеры пошли на какой-то эксперимент?
— Действительно, в этот раз было решено воплотить в жизнь некоторые тренерские задумки — возможно, пока они себя не оправдывают. Но я бы не стал давать резких оценок, ведь сезон только начался. Дело в том, что главная ставка сделана на чемпионат мира, который пройдет в марте в Ханты-Мансийске, вот эти соревнования и покажут, на правильном мы пути или нет. Для биатлонистов чемпионат мира — как вторая Олимпиада, а учитывая, что к Ванкуверу наши ребята подошли не в лучшей форме, хочется подобные ошибки исключить. Ведь до Игр они показывали стабильно высокие результаты. Правда, не могу сказать, что в Ванкувере мы выступили плохо. Во всяком случае, выполнили поставленный перед сборной медальный план. Все почему-то забыли, что именно биатлонисты спасли страну от позора. Но могли выиграть и больше медалей, реально претендовали на четыре золота. Сделай Ваня Черезов на один выстрел меньше в гонке преследования, стал бы олимпийским чемпионом вместо шведа Бьорна Ферри. Женя Устюгов на 10-километровой дистанции промазал на один сантиметр — и он четвертый, а так бы был призером. Это спорт, здесь между известностью и забвением лишь мгновение. В общем, сейчас все идет нормально. Может, наоборот, неудачный старт станет стимулом к победе на чемпионате мира. Если наши ребята и девочки выступят блестяще, то мы забудем про эти гонки.— Может, просто на Кубке мира выступает не самый сильный на сегодняшний день состав, и пора проводить ротацию...
— У нас не так много спортсменов экстра-класса. Конечно, результаты, которые показывает сейчас наша сборная, никого не радуют, но будем надеяться на лучшее. Я уверен, что все будет хорошо, не стоит паниковать раньше времени.— Как получилось, что в биатлоне, одном из самых популярных в России видов спорта, такая короткая скамейка?
— Основная причина — это провал 90-х годов, когда дети не шли в спортивные школы, потому что людям не на что было жить, покупать продукты, уже не говоря о том, чтобы отдавать своих детей в спорт. Но, конечно, ссылаться только на голодные 90-е было бы неправильно. После развала Советского Союза закрылось много спортивных школ, и, что самое печальное, они продолжают закрываться. Мне непонятно, для чего это делается. Например, зачем было разваливать клуб ЦСКА? Армейская школа готовила прекрасных спортсменов не только для биатлона, но и для других сборных. А сейчас это промежуточное звено активно уничтожается. В итоге — огромные проблемы в плане селекции. Тем не менее мы активно пытаемся развивать наш спорт в регионах. Спортсмены обязательно появятся, нужно только время.— Может, пока растут молодые звезды, усилить команду легионерами? Прикупить парочку норвежцев, например...
— Нам такой путь не нужен, у нас есть свои таланты. Да, их сейчас не так много, как хотелось бы, но они есть. Как правило, легионеры выступают за те страны, в которых биатлон не развит, нет своей сильной школы, а показывать высокие результаты хочется всем. Здесь еще большую роль играет вопрос престижа — как можно покупать спортсменов у своих главных конкурентов? Это будет практически то же самое, что расписаться в своем бессилии. А мы не считаем, что мы слабые. Мы можем бороться за медали. В этом смысле мы не видим проблемы. У нас всегда найдется один-два человека, которые смогут сделать погоду. Это нужно тем странам, у которых вообще никого нет. Поэтому они покупают Кузьмину, Домрачеву, Хрусталеву. Их понять можно, потому что у них своих биатлонистов нет, а для того, чтобы взбудоражить национальную команду, поднять ее уровень, они покупают сильных спортсменов в других странах.— Нашим ребятам в Ванкувере не хватило сил. А почему таких проблем нет у сборных Норвегии, Швеции, которые жестко входят в сезон и выигрывают все этапы подряд?
— У них не было перестройки, ничего не рушилось. Наоборот, с каждым годом привносилось что-то новое. Они взяли все то лучшее, что было когда-то у нас. Безусловно, у них есть и какие-то свои секреты. Не исключаю, что они носят различный характер, — это методики, четкая схема подготовки спортсменов, причем на всех уровнях наверняка есть секреты медицинского характера. Но мы можем об этом только догадываться, потому что норвежцы никогда не попадаются на допинге, у них самая чистая команда, их никто не может уличить.— А вот наша сборная этим похвастаться не может.
— Сейчас много допинговых скандалов разгорается в разных видах спорта. О чем это говорит? Наверное, о том, что человеческий организм все-таки имеет какие-то ограничения. И когда у спортсмена возникает кризис — например, не хватает сил, или он никак не может восстановиться, — он начинает искать спасения у фармацевтов. Так вот, позиция СБР в отношении допинга категорически отрицательная. Мы против него. Допинг можно сравнить с раковой опухолью, и если ее вовремя не удалить, это может привести к плачевным последствиям. Мы знаем достаточно примеров, когда допинг приводил даже к смертельным исходам. После случаев обнаружения в крови запрещенных препаратов у наших биатлонистов мы теперь очень внимательно ведем контроль их здоровья, берем дополнительные пробы, делаем тесты на предмет запрещенных препаратов и в дальнейшем будем еще серьезнее работать в этом направлении.— Вернемся к чисто спортивным темам. Глядя на выступление россиян, невольно складывается впечатление, что нашей сборной не хватает лидера.
— К сожалению, я тоже не вижу такого человека в команде. У нас есть хорошие парни: Ваня Черезов, Женя Устюгов, но в силу своего характера они вряд ли могут быть лидерами. Я имею в виду не спортивные результаты, а характер. В принципе, лидером мог бы стать Максим Чудов, который был капитаном команды. Но, к сожалению, у него не получилось, он не совсем правильно оценил приоритеты, и это ему самому встало боком. Он отказался от роли лидера. Вообще такие яркие личности, как, скажем, Константин Чепиков, рождаются очень редко, но ведь их еще надо найти и сохранить, а это задача не из простых.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»