• Двукратный олимпийский чемпион Евгений Зимин: «4 место для российской сборной — это успех»

    18.05.11 16:39

    Наверное, только ленивый не прошелся по выступлению сборной России на чемпионате мира. Что естественно. Кто бы мог подумать, что наша национальная команда с таким мощным составом окажется за бортом — не попадет даже в тройку призеров. Когда я говорила с постоянным экспертом «Спорта», двукратным олимпийским чемпионом Евгением Зиминым, эмоции переполняли его через край.

    Строят из себя патриотов. А в голове другие мысли

    — Сборная России играла безобразно! Хуже, наверное, не бывает. Результаты матчей говорят сами за себя. Допустим, если взять поединок за третье место с чехами. Как можно бороться за бронзовые медали и потерпеть поражение 4:7?! — недоумевает Зимин. — Я понимаю, если бы мы проиграли в одну-две шайбы в обоюдно острой борьбе. Мол, кому-то просто больше повезло. Здесь же просто безвольное поражение. Будто бы бронза нам вовсе и не нужна. Но ведь всегда лучше уехать с медалью любого достоинства, чем без нее. Чехи что, хуже наших, что ли? Они такие же профессионалы, так же относятся к своему делу. Только почему-то совсем по-другому действовали на льду, в отличие от россиян. Это какое-то неуважение к себе и, самое главное, к болельщикам своей страны, которые ждали, что команда вернется хотя бы с бронзой. Но, судя по всему, некоторые игроки даже не думали о тех, кто за них переживает. Им было совершенно безразлично.

    — Неужели, на ваш взгляд, не думал никто?
    — Не могу сказать такого, например, об Илье Ковальчуке, который забросил на турнире три шайбы. Хотя, конечно, мог и больше. Также старались молодые ребята — Тарасенко, Кулемин. Что касается Артюхина… Можно по-разному к нему относиться. Но, на мой взгляд, в ту концепцию игры нашей сборной, которая была, он все же не вписывался. При всем моем уважении к нему как к бойцу, хоккеисту агрессивному, который, кстати, всегда действует с полной самоотдачей. Если же говорить об Александре Овечкине, то он надежд вообще не оправдал. Его все в сборной очень ждали, но судите сами. В шести матчах игрок такого уровня не забил ни одного гола, не отдал ни одной передачи. Это как понимать?! Я не хочу обсуждать, что там у него было — акклиматизация или что-то еще. Но то, что, мягко говоря, команде не помог, это факт. Что касается обороны, то здесь неплохо сыграли Никулин, Куликов и Атюшов. Хоть Виталий хоккеист и возрастной, но действовал в силу своих возможностей. И еще, конечно, отмечу Барулина. Вспомните, сколько раз наши защитники оставляли его буквально на растерзание, и он тащил как мог. Несмотря на то что для него это был дебют на мировой арене, сыграл достаточно надежно. Не зря вратаря «Атланта» признали в КХЛ лучшим игроком плей-офф.

     

    — Это выступление сборной России стало худшим за последние годы. Шутка ли — пять поражений в девяти матчах. Как до такого можно было дойти?
    — Вообще это, конечно, катастрофа. Проблема в том, что у нас не было командной игры. Все действовали как-то разрозненно. Так играть просто нельзя. Должно быть стыдно уходить со льда, не забросив ни одной шайбы. Тем более что в составе сборной России практически все хоккеисты имеют опыт выступления и на чемпионатах мира, и на Олимпийских играх. Мне кажется, что у тех же чехов отношение к работе иное. Они стараются улучшать свое мастерство из года в год. Наши же некоторые игроки достигли какого-то уровня, и им уже хорошо. Мол, денег-то на всю жизнь хватит. Проживем.

    — А зачем тогда вообще ехать выступать на чемпионат мира? Проще же отказаться…
    — Правильно. Будет честнее. Но они же строят из себя якобы патриотов. Мол, смотрите на нас. Мы едем играть за нашу страну. А в голове совершенно другие мысли. Или кто-то не выкладывался по полной программе, боясь получить травму. У кого-то из них, может, есть возможность поменять контракт на лучший. Да и зачем завершать карьеру раньше времени…

    Канадцы должны были рвать нас в клочья

    — Двукратный олимпийский чемпион Борис Михайлов еще до встречи россиян с чехами поставил нашу команду на четвертое место…
    — Я согласен. Это даже, можно сказать, успех. Как говорится, выше крыши. Хорошо, что хоть в матче со сборной Канады повезло и мы победили, хоть и с довольно шатким счетом — с разницей в одну шайбу. Но все равно, хоть какое-то светлое пятно. Хотя... Александр Кожевников правильно сказал, что канадцев наши должны были рвать в клочья. У них ведь в составе было очень много молодых игроков, не имеющих опыта выступлений на мировой арене. Ну да ладно. Все равно канадцы есть канадцы. Давайте лучше вспомним, как в начале турнира мы еле-еле обыграли Словению. В этой же стране в хоккей играет всего тысяча человек!

    — А что случилось с нашей командой в матче за третье место с чехами? Ведь в первом периоде выглядели очень даже неплохо.
    — Все кроется в области психологии. В чем еще беда нашей команды? Не было стабильности. Могли играть на протяжении пяти минут с хорошим настроем, потом же он куда-то улетучивался. Будто бы хоккеисты начинали думать о чем-то другом. Если же вы поставили перед собой какую-то цель, тогда будьте любезны достигайте ее на протяжении 60 минут игры, а не на протяжении 20. Наши же хоккеисты то шевелились, то замораживались. Хотя в целом не могу сказать, что матч за бронзу получился никаким. По крайней мере, россияне в каких-то моментах действовали значительно лучше, чем в начале турнира с немцами, словенцами или словаками. Но зато в поединке с чехами мы позволили сопернику забросить то количество шайб, которое не позволяли в предыдущих. Судя по всему, выводы никакие не делались. Прогресса — ноль.

    — Оборона как была, так и осталась самым слабым местом сборной России?
    — Однозначно. Если брать те семь пропущенных шайб, на мой взгляд, вины Барулина в них нет. Он практически ничего не мог поделать. Чехи разрывали. Хотя россияне соперника тогда и перебросали, но что толку-то. Перебросать — не выиграть. Если статистика у одной из команд и лучше, это еще ни о чем не говорит. Что мне еще понравилось в действиях чехов, так это то, что в отличие от наших игроков они действовали значительно креативнее, более творчески подходили к использованию всех своих моментов. Что позволяло им не просто вталкивать шайбы, а забивать их красиво. В общем, команда у Алоиза Гадамчика очень хорошая. Была достойна большего. Из всех же соперников больше всего мне были симпатичны шведы. Они привезли очень много талантливых молодых игроков. Значит, думают о будущем своего хоккея. И нам бы пора начать омолаживать состав. Надеюсь, когда-нибудь мы к этому все равно придем.

    Захаркин сначала брал кровь у игроков, а теперь — великий

    — Сейчас наш тренерский штаб подвергся жесткой критике. Что скажете вы?
    — Я присоединяюсь. А как иначе?! Кто же еще должен отвечать за результат? Не мы же с вами. Вообще как-то очень странно Быков с Захаркиным вели себя на протяжении всего чемпионата. Что делали на скамейке наставники той или другой сборной? Руководили процессом. Своим подопечным что-то говорили, подсказывали, рисовали какие-то схемы. И были очень эмоциональны. А наш тренерский тандем стоял — руки в брюки. Действовали по принципу «вы все умеете». Выходите и играйте. Но кто, как не они, должны были команду настраивать? Как же можно полагаться на то, что раз все мастера, то они сами все знают, все понимают. Игроку любого уровня, даже самому звездному, лишнее слово наставника никогда не помешает. Получается, что у нас Быков с Захаркиным начали руководить сборной за здравие, а закончили за упокой. Они, как мумии на лавочке, и стояли. Или им уже просто нечего было своим подопечным сказать?! Поставь любого мужика с улицы на тренерский мостик, ничего не изменится. Зато из всех данных Игорем Захаркиным интервью сложилось такое впечатление, что о хоккее знают только одни они. А все остальные — и я в том числе — ничего. Это проходило красной линией. Полное неуважение к хоккейной общественности. Сам же он себя считает очень большим специалистом. А знаете, с чего все начиналось? Однажды Захаркин приехал к Борису Михайлову в Санкт-Петербург проситься работать научным сотрудником в команду мастеров. В свое время он защитил кандидатскую. Надо же было где-то работать. В институте физкультуры тогда платили копейки. И было очень модно организовывать научные бригады при командах мастеров, при сборных. Захаркин в одну из бригад и вошел. Брал у игроков кровь, проверял функциональное состояние. Говорил потом тренеру результаты: «С Сидоровым полный порядок, Петров переутомлен». А сейчас он сам стал великим!

    Контракт должен быть на олимпийский цикл

    — Какие нужно сделать выводы после такого провала? Можно ли ожидать перемен?
    — Все зависит от руководителей федерации. От понимания многих вещей. К сожалению, мы долгие годы после распада Союза и отъезда наших хоккеистов за океан ничего не выигрывали. За исключением чемпионата мира, когда «рулил» Борис Михайлов. Потом вдруг поставили Быкова, хотя уже сменилось не одно поколение игроков. С ним была завоевана бронза, потом золото, затем снова золото и серебро. То есть стали побеждать. И нам казалось, что все идет хорошо. Но сейчас мы же вообще остались без медалей! Я же глубоко убежден в том, что нам надо брать пример с ведущих европейских стран. Как происходит в Чехии, Швеции, Финляндии? Там тренеру дается контракт с прицелом на олимпийский цикл — на четыре года. И за это время его не снимают, но и контракт не продлевают. Даже если он выиграл все четыре чемпионата мира и Олимпиаду, должен уступить место следующему кандидату. Как было с Ружичкой в прошлом году. И это с точки зрения подготовки тренеров для сборной стимулирует других. То есть не происходит безысходности, что если кто-то занял это место, то у тебя шансов нет практически никаких. Разве что теоретические. Так что, если руководители федерации хоккея России задумаются над тем, чтобы такую систему ротаций ввести у нас, тогда станут появляться новые тренеры, которые будут стремиться работать лучше. А с приходом другого человека, естественно, появятся и какие-то другие идеи, мысли. Таким образом идет развитие хоккея.

    — В сборной Швеции в штабе аж 15 человек. Нужно ли такое количество специалистов в одной команде?
    — Может, не обязательно 15. Главное же не в увеличении тренерского штаба, а в том, чтобы каждый человек отвечал за определенный объем работы и, естественно, приносил пользу. Нашему же тренерскому тандему кажется, что они все могут делать вдвоем. Нереально. Вам не кажется странным, что из сборной ушли Борис Майоров, Андрей Назаров?.. Насколько я знаю, сделали это потому, что с ними не считались. Никто же не говорит о том, что нужно обязательно действовать так, как вам посоветовали. Но почему бы не прислушаться? Может, какая-то доля истины в сказанном все же есть...


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»