• Двукратный олимпийский чемпион Евгений Зимин: «Эта сборная на Играх в Сочи могла бы бороться за призовую тройку»

    Экспертиза

    27.05.14 01:19

    Убедительную победу российской сборной на чемпионате мира в Минске по просьбе «Спорта День за Днем» комментирует двукратный олимпийский чемпион, знаменитый в прошлом нападающий московского «Спартака» Евгений Зимин.

    Мы — лучшие на «чемпионате резервов»

    — Евгений Владимирович, как расценивать нынешнюю победу сборной — как большой успех, как нечто само собой разумеющееся или как слабое утешение после провала на Олимпиаде в Сочи?
    — Вопрос в значительной степени риторический. Каждый вправе сам дать на него свой ответ. Мне же кажется, что победу в Минске можно назвать большим успехом российского хоккея. Сборной руководили новые люди, находящиеся в хорошем «хоккейном» возрасте. Они сумели создать команду, в которой каждый выходил на площадку не для того, чтобы себя показать, а ради общей победы. Даже такие опытные хоккеисты, как Овечкин и Малкин, не тащили одеяло на себя, а старались помогать более молодым партнерам. Кстати, вот еще один отрадный момент: в составе было как никогда много молодых игроков. И в этом большая заслуга тренерского штаба, не побоявшегося сделать ставку на этих ребят. При этом молодежь не робела, а выглядела на льду настолько уверенно, будто они уже давно выступают за сборную, и им можно доверять самые серьезные матчи.

    — Не принижает ли значимость этой победы тот факт, что после Игр в Сочи практически все сборные прислали на чемпионат мира далеко не оптимальные составы?
    — Задам встречный вопрос: а у России разве был оптимальный состав? Ну, если сравнивать его с той звездной сборной, которая выступала на олимпийском турнире? Из ведущих игроков приехали только Овечкин с Малкиным да Бобров­ский. Да, у шведов и финнов вообще было мало игроков из НХЛ, но на это можно сказать лишь то, что резервы российского хоккея сильнее, чем у наших конкурентов. Два-три сильных хоккеиста были во всех сборных, и в этом смысле и у Франции, и у Белоруссии имелись свои лидеры. Я не случайно назвал эти команды — они весьма неплохо выступили на этом чемпионате мира. Но в целом нынешний турнир можно назвать «чемпионатом резервов», сегодняшним смотром сил на будущие Олимпийские игры. И мы на этом смотре стали лучшими.

    — Многие специалисты по ходу этого чемпионата отмечали нападающих Тихонова, Плотникова, Шипачева, защитников Белова, Кутузова… Кого из них (или каких-то других игроков российской сборной) вы бы назвали открытием нынешнего турнира?
    — Да всех названных вами назвал бы открытиями! Все они сыграли ярко и полезно, но особенно, конечно, Виктор Тихонов, ставший лучшим бомбардиром чемпионата.

     

    — Тихонов мог бы «выстрелить» еще в Сочи, если бы тренерский штаб той сборной давал ему больше игрового времени?
    — Скажу больше: если бы вся эта сборная Олега Знарока играла в Сочи, она наверняка продвинулась бы дальше по сетке плей-офф и за призовую тройку вполне могла побороться. С таким-то настроем и желанием! Ведь как говорят канадские тренеры своим подопечным: «В чужих воротах лежит кусок мяса — возьми его и съешь!» А наши хоккеисты на Олимпиаде были сытыми и добренькими, потому ничего и не выиграли. Тогда как нынешняя сборная, голодная до побед, могла бы выступить в Сочи лучше.

    Титул MVP — Бобровскому

    — Бобровский в Минске действительно был «половиной команды», как принято говорить о вратарях?
    — Даже больше чем половиной команды. Сергей на чемпионате мира сыграл блестяще, и если бы я был в жюри, которое определяло самого ценного игрока турнира, без сомнений отдал бы свой голос нашему голкиперу, а не финну Ринне.

    — То есть вы готовы признать Бобровского лучшим вратарем не только России, но и всего мира?
    — Единственным конкурентом Сергея был Ринне. Выбор директората IIHF в пользу финского вратаря связываю с тем фактом, что в руководстве Международной федерации хоккея далеко не все в прошлом были профессиональными хоккеистами, а потому больше ориентированы на внешние, чисто зрительные ощущения. Ринне едва ли не в каждом матче вынужден был отражать гораздо больше бросков, чем Бобровский, поэтому сложилось впечатление более эффектной игры финна. Зато вспомните, какой суперсейв сделал наш голкипер в полуфинале со шведами! А ведь это был, возможно, ключевой эпизод не только полуфинала, но и всего чемпионата.

    — Всегда ли «динамовская» манера игры, привитая Знароком сборной, будет приносить ей такой же успех, как в Минске? Или тренерскому штабу необходимо иметь на вооружении альтернативные тактиче­ские варианты?
    — А такие варианты у Знарока с Витолиньшем уже есть! Взять, к примеру, финальный матч. В первом периоде наша сборная уступала финнам в средней зоне, не успевая за быстрыми крайними форвардами соперника. Из-за чего и была пропущена обидная шайба за три секунды до перерыва. Но во второй двадцатиминутке наши тренеры сумели перестроить игру так, что никакой свободы у финских нападающих в середине площадки уже не было. Соперник занервничал, начал допускать нарушения правил и получать удаления, не успевая за нашими игроками. Кстати, при игре в большинстве «пять на три» мы увидели еще одну тактическую новинку тренерского штаба российской сборной — пять нападающих на льду одновременно. Мне это новшество очень понравилось! Желаю Знароку и Витолиньшу и дальше прогрессировать, и уверен, что теперь, получив богатейший опыт чемпионата мира, тщательно его проанализируют и придумают новые тактические варианты.

    Три с плюсом за сезон

    — Адекватным ли было наказание Знарока после инцидента, случившегося в концовке полуфинального поединка со шведами?
    — Не берусь судить, но у Международной федерации есть свой регламент и свои законы. Президент IIHF Фазель все подробно разъяснил по этому поводу, так что обсуждать это решение нет смысла. Но я прекрасно знаю Олега Знарока — он мой ученик, в свое время мы вместе (я как тренер, Олег как хоккеист) выиграли чемпионат Европы среди юниоров. Так вот, чтобы его вывести из себя, не знаю, что нужно сделать. А шведскому тренеру это удалось. Поэтому вина за этот инцидент, на мой взгляд, целиком лежит на помощнике главного тренера сборной Швеции. Впрочем, Знарок — человек умный, на будущее сделает выводы и, надеюсь, больше подобных ситуаций не допустит.

    — Как думаете, может ли нынешняя сборная России считаться неким базисом для олимпийского состава образца 2018 года или она была собрана исключительно в качестве «пожарного варианта» для решения сиюминутной задачи, чтобы добиться быстрого результата здесь и сейчас?
    — Думаю, этот вопрос лучше задать Олегу Знароку. Только он может ответить, по каким принципам он формировал эту команду. Со своей стороны могу лишь заметить, что у нас на самом деле достаточно хороших хоккеистов. Причем речь идет не только о талантливой молодежи, но и о зрелых игроках, которые по каким-то причинам долгое время не были замечены тренерским штабом сборной. Уверен, что Знарок не оставит без внимания никого из тех, кто действительно достоин играть за национальную команду.

    — Министр спорта России Виталий Мутко выставил хоккейной сборной четверку за прошедший сезон. А какую оценку нашим хоккеистам поставили бы вы?
    — Три с плюсом, никак не больше. Мутко, видимо, хочет своей оценкой угодить и вашим, и нашим, предлагая всем поскорее забыть сочинский конфуз. На самом же деле Олимпиада была главным стартом нынешнего сезона, и за Игры в Сочи наша хоккейная сборная заслуживала даже не двойку, а кол. Однако успешный чемпионат мира позволяет слегка приподнять ей оценку за этот сезон.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»