• Джек Воробей и Кубок Корюшки

    Алые паруса и танцы, вызывающие ветер, в преддверии Кубка конфедераций
    Джек Воробей и Кубок Корюшки - фото

    В акватории Финского залива, прямо у подножья стадиона «Санкт-Петербург»   стартовал первый этап Кубка Ассоциации. Это парусная регата для класса SB-20 — популярнейшей разновидности килевых яхт в мире. Всего в России состоится пять кубков. Два пройдут в Санкт-Петербурге, еще два в Москве и один в Петрозаводске.

    Футбол и яхты — не пара?

    В мае по морской столице ходили страшные слухи. Яхты, катера и морские трамвайчики отменяются на месяц! Утверждали, что из-за Кубка конфедераций акваторию Финского залива закроют на весь июнь и кусочек июля. Реальность оказалась менее кусачей. Водные маршруты подрежут в дни футбольных матчей на одном участке Невской губы. 12 экипажей-участников парусного Кубок Ассоциации спокойно стартовали в разгар июньских праздников прямиком с Петровской косы. Погода 10 июня — идеал яхтсмена. Нежное солнце, легкий ветер, ни дождевого облачка. Запретить регату в такой день — преступление против морских традиций. Потрепанный жизнью и сценаристами Джек Воробей не заменит живых моряков, которые вынуждены ловить момент не хуже киногероя.

    «На Балтике сезон парусных гонок очень короток, — посетовала Наталья Федорова, исполнительный директор Ассоциации класса яхт SB-20. — Соревнования идут с июня по сентябрь. Дальше становится холодно... Поэтому у нас процветают зимние парусные соревнования на льду. К сожалению, класс  SB-20 на лед не встает, но используются другие виды яхт».

    Пока мелководье Финского залива не замерзло,  мощные SB-20 могу резвиться, сколько судьям угодно. Арбитры следят за регатой с катеров и набитых аппаратурой судов, определяя ветер и решая, продлить, либо сократить время гонок. Судья на парусных турнирах так же важен, как, например, в боксе, или как стюарды Гран-при «Формулы-1». Исход гонки может зависеть от судейского решения. Яхты рисуют петли на воде по заковыристым правилам, которые считаются одними из сложнейших в спортивном мире. Все должны соблюдать нормы регламента при обгонах и маневрах. По окончании гонки экипажи собираются и... громко кричат, апеллируют, доказывают свою правоту. «Чтобы выиграть регату, нужно уметь не только ходить под парусом, но и спорить, отстаивать свою точку зрения», — признаются участники гонок.

    Зато с допингом здесь куда проще, чем в боксе. Скандалы бывают, но до повального увлечения «химией» далеко. «На Олимпийских играх в Рио-2016, – сообщила Наталья Федорова. – Обвиняли тех, кто на медали шел. Обвинения абсолютно беспочвенные. С двух человек обвинения в итоге сняли».

     

    Наблюдать за гонкой, конечно, лучше изнутри, но можно и с берега через мониторы. В любом случае, работа экипажей с яхтой скрыта от глаз. Каждая команда настраивает судно под себя, как автогонщики или бобслеисты. Матчасть — это важно!

    Добрый залив для новичков

    Химия, судьи, нюансы правил  — это для специалистов, чтобы было, что анализировать. Зритель видит одно: парусная регата безумно красива. Изящество бегущей яхты трудно передать. Понятно, почему моряки всегда считали корабли живыми существами. Гоночный болид при всей мощи не умеет танцевать, а яхты именно пляшут на воде. С первых же секунд определяется лидер. Нам объясняют, что удачный старт – это 50% победы: впереди чистый ветер без помех. С другой стороны, пара неверных движений экипажа, и он отброшен далеко назад. Кто-то другой вырывается из ниоткуда и отыгрывает громадное отставание.

    Помните, как во время Олимпиады-2016 тысячи российских зрителей, не отличающих грот от галса, следили за гонками сенсационного бронзового призера Стефании Елфутиной? «Ничего не понимаю, но интересно», — стереотипный комментарий с ночных и утренних олимпийских бдений. Конечно, доска с парусом Елфутиной (по-научному «класс RS:X», по-обывательски «виндсерф») отдаленно похожа на настоящую яхту. Однако ощущения те же. Если долго смотреть на регату, хочется самому влезть на борт и перевеситься через борт, чтобы сверху небо, а снизу — море.

    Каждое судно индивидуально, словно отпечатки пальцев. На полном курсе яхты распускается цветастый дополнительный парус — спинакер или более мелкий генакер. Помимо того, что его появление красочно, как залп салюта, он позволяет «сделать форсаж». Если, конечно, распустить правильно, а не свинтить парус в восьмерку (точнее, в гигантский лифчик). Даже опытные экипажи допускают ошибки, хотя Финский залив как раз благодушен ко всем, включая новичков.

    «Здесь достаточно мелко, а потому условия приближены к озерным, — объяснила Наталья Федорова. — Это полезно для новичков. Они не пугаются громадных волн, что очень часто мешает в бурных морях. Таким образом, наша регата позволяет неопытным экипажам включаться в дело, хотя, в целом, предназначена для опытных, известных команд. В Кубке Ассоциации участвуют именитые гонщики, победители многих престижных стартов. Свои сложности в Финском заливе есть. Например, неустойчивый ветер. А для начинающих у нас сделан специальный зачет, чтобы никому не было обидно. Новички соревнуются между собой, ветераны друг с другом. Каковы призы для победителей? Помимо кубков и медалей, это сертификаты от наших партнеров на яхтенное оборудование».

    Кубки красивые, жаль, что не в форме дельфина. Впрочем, организаторы думают над созданием призы в виде корюшки. Единственная проблема — можно перепутать с селедкой. Это поправимо. Гравируем сверху «корюшка», а дальше имена победителей. Согласитесь, Кубок Корюшки звучит по-питерски!

    В тему

    Двенадцать бортов

    В соревнованиях Кубка Ассоциации принимают участие 12 бортов: 8 команд из Санкт-Петербурга и 4 из Москвы. Экипаж состоит из 3 человек. Кубок Ассоциации проходит с 2014 года в Санкт-Петербурге, Москве и с 2016 года в Петрозаводске. Победителем Кубка Ассоциации класса SB20 считается экипаж — участник Кубка, набравший наибольшее число очков по сумме всех этапов Кубка, также в конце сезона будут подводиться итоги по итогам всех рейтинговых регат в классе SB20 в классификациях лучший рулевой, лучший шкотовый и лучший экипаж в классе SB20. В качестве призов победители получают традиционные кубки, медали, а также сертификаты от спонсоров на различное яхтенное оборудование.

    Сколько спонсоров нужно яхтсмену?

    Парусный спорт требует больших вложений, поскольку каждый год требуется практически полная замена оборудования. Об этом «Спорту День за Днем» рассказал известный российский яхтсмен Артур Котляров, который намерен выступить на Олимпиаде в Токио-2020.

    — За лодкой нужно очень хорошо следить. Каждый год менять оборудование.

    — То есть с течением сезона от лодки остается только корпус, остальное все менять нужно?
    — Да.  Вообще, я один на весь Петербург гоняюсь на олимпийском классе Finn. Думаю, это связано с финансовым положением людей. Но есть те, кто финансирует.

    — Каждому яхтсмену нужен спонсор?
    — Да, и не один.

    Как утверждает президент Санкт-Петербургского союза парусного спорта Сергей Алексеев, приехавший поприветствовать яхтсменов, практически каждый желающий может заняться этим видом спорта: «Основная категория людей из 5000 человек, состоящих в Ассоциации, – это люди работающие, живущие на зарплату, — сообщил Сергей Алексеев. — Люди приходят и осваивают лодки. У нас здесь 70 яхт. Нужно добиться того, чтобы люди не потребительски относились к оборудованию. Это технический вид спорта. Человек, который приходит на яхту, должен уметь работать руками для того, чтобы её подготовить. Никому никогда не дадут даже за деньги подготовить свою яхту, – всё сами. Потому что, когда ты выходишь в море, есть такая поговорка у старых моряков, – выходишь в море — готовься к шторму. Что такое шторм? Ветер 25 м/с, 5-метровые волны, двигателем бесполезно работать. Все сами».

    Экс главный тренер сборной России по парусному спорту Наталья Федорова: Суеверные яхстмены гладят мачту!

    Наша собеседница Наталья Федорова, помимо всего прочего, возглавляла российскую парусную команду на Олимпийских играх в Рио-2016. Под ее началом «Белая Акула» из Ейска, виндсерфер Стефания Елфутина принесла стране первую олимпийскую медаль за 20 лет!

    — Как сейчас с яхтенным спортом в Петербурге?
    — Гораздо лучше, чем десять лет назад.

    — Предыдущие годы многие жаловались, что все разваливается, ничего нет.
    — Да, во времена перестройки на самом деле все сильно развалили. Оборудование не закупалось, спортсмены не выезжали никуда, клубы закрывались. На настоящий момент новые клубы практически не открываются. Но, по крайней мере, пошёл приток финансирования к парусному спорту: новая материальная часть. Проводятся десятки соревнований в сезоне.

    — Кто финансирует парусный спорт в Петербурге?

    — Много кто на самом деле. «Газпром» финансирует академию парусного спорта, которая расположена в Лахте. Кстати, у них сине-бело-голубые паруса, но «Зенитом» называться, вроде бы, не хотят. Наша Ассоциация финансируются за счет спонсорских и членских взносов. В школах также взносы. Множество меценатов. Особенно в Петербурге.

    — Кто создал Кубок Ассоциации? Кто его поддерживает?
    — Ассоциация класса. Внешные спонсоры тоже есть. IT-компании, например. Реклама на парусах — это эффектно. Динамичный, красивый спорт у нас на самом деле. Есть на что посмотреть.

    — Яхтсмены, наверно, как и все спортсмены, суеверные?
    — Конечно, еще как! Кто на что горазд: кто не бреется, кто не моется (смеется).

    — А что-нибудь, связанное с яхтой?
    — Свистят и мачту гладят, когда ветра нет. Могут танец ветра станцевать. Когда ветра нет, надо же что-то делать!

    Результаты

    Первый этап Кубка Ассоциации класса яхт «SB20».  По итогам девяти гонок

    1. Гинзбург/Басалкина/Попов

    2. А. Чугунов/Сысоев/О. Чугунов

    3. Мушкат/Мартемьянов/Шацков

    4. Сабирзянов/Михайлов/Коновалова

    5. Ю. Шувалов/О. Шувалова/Савоськин...


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»