• Эх, ох, ах и даже ух

    Россия — Аргентина — 2:3. Наблюдения

    14.08.09 22:59

    Эх, ох, ах и даже ух - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Несмотря на поражение, впечатления от матча с именитым соперником носят большей частью позитивный характер. Возможно, всего лишь потому, что сама по себе встреча получилась живой, веселой, противоречивой и содержательной. Взаимные потери и обоюдные находки, переменчивый сценарий, совершенно разные по игровому наполнению отрезки — матчи такого характера, как правило, обеспечивают полноценную отдачу.

    Они отвечают своему назначению и позволяют тренерам делать не только выводы, но и прямые коррективы в своей работе. А сторонним наблюдателям — этих самых коррективов ожидать.

    В ритме танго

    Первое и главное наблюдение связано с тем, что ритм и темп матча диктовали гости. Нельзя сказать, что сборная России сплясала под чужую дудку, но факт тот, что гости сделали результат в течение ограниченного отрезка времени, нарастив командные скорости и избавившись на время от комплекса собственного величия.

    Пока Аргентина играла в ритме танго, Россия никакого дискомфорта не ощущала и, более того, владела инициативой. Но стоило гостям перейти к разным там самбо, фокстротам и прочим ламбадам, как картина сразу же менялась. Скоростная работа с мячом — преимущество, данное южноамериканцам от природы. Так уж устроена их футбольная сущность, что, оседлав этого конька, они сразу уходят в отрыв. На фоне нескольких подряд «взрывов», учиненных командой Марадоны, действия россиян смотрелись словно бы в замедленной съемке. Оба гола, забитые гостями в дебюте второго тайма, как раз из этой фирменной серии. Группа обороны, загнанная в ограниченное игровое пространство, не успевала ни за перемещениями оппонентов, ни тем более за мячом. Наши защитники по ходу развития акцентированных атак раз за разом оказывались в неблагодарной роли статистов. Поскольку о физической усталости говорить не приходится, значит, будем говорить о понимании позиции и умении читать игру в условиях созданного соперником экстрима.

    Понятно, что ошибки эти носят вполне обыденный характер, они свойственны любой команде, поскольку играют в футбол не роботы, а живые люди. Зато тренерский штаб, наблюдая подобного рода игровые коллизии, всегда получает не только пищу для размышлений, но и дополнительный объем работы.

    «Гол в раздевалку»

    Пропустив ответный мяч перед самым свистком на перерыв, сборная России угодила в классическую психологическую ловушку, у которой есть название — «гол в раздевалку». Такие мячи всегда, без исключений оказывают на состояние любой команды негативное воздействие. Они туманят относительно ясные перспективы, вынуждают в пожарном порядке пересматривать планы и корректируют уровень возможностей. Примеров из этого ряда не счесть. Самый свежий — гол в исполнении МакДоналда (45-я минута матча квалификационного раунда «Динамо» — «Селтик», итог — 0:2). А любители футбола со стажем легко припомнят, что такие мячи ломают даже сценарии решающих матчей чемпионатов мира (навскидку: 1970 год, полуфинал Бразилия — Уругвай, 44-я минута, гол Клодоалдо, итог — 3:1).

     

    Хлесткий удар Агуэро, имевший место на 45-й минуте, несомненно, аукнулся нам в полном объеме. Даже с учетом того, что результат любого товарищеского матча вторичен и угроза поражения не особо давит людям на психику. Вместе с началом второй половины матча возникло стойкое ощущение, что сборная России не совсем понимает, что ей делать теперь, когда добытое материальное преимущество вдруг испарилось, а тот, кто напротив, включил пятую передачу и давит педаль акселератора в пол. И как часто бывает в таких случаях (что называется, «деньги к деньгам»), сопернику улыбнулась фортуна: Аргентина провела две результативные замены, давшие мгновенный результат, а России пришлось перестраиваться дальше, уже с учетом критического отставания. И это скорее получилось, чем нет. Времени, правда, не хватило…

    Аршавин вместо Месси

    Суперзвездный Лионель Месси на поле «Локомотива» не вышел (примем за истину версию о полученной на тренировке травме). Зато полный матч провел его российский прототип Андрей Аршавин, находящийся на пике карьеры и, похоже, испытывающий от осознания этого факта самое настоящее наслаждение, граничащее с эйфорией. Аршавин — носитель креатива, и содержание игры сборной России зависит от него в очень высокой степени. Есть люди, которые уверены, что в такую же зависимость успел впасть и «Арсенал», но это, мягко говоря, спорный вопрос.

    Аршавин не показал выдающейся игры. Он не блистал, не феерил, не исполнял привычных сольных номеров. И тем не менее сумел подтвердить, что не напрасно считается важнейшим элементом схемы Гуса Хиддинка. Показалось, что Аршавин и вправду, как обещал перед многосерийным уходом из «Зенита», освежил свой взгляд на футбол, его восприятие. Трудно объяснить это наблюдение словами, оно складывается больше из ощущений. Оно дарит надежду, что к решающим матчам отборочного цикла чемпионата мира сборная получит именно того Аршавина, который ей нужен: рвавшего на куски Швецию с Голландией, сотворившего невероятный покер в игре с «Ливерпулем» и всегда имеющего свой взгляд на происходящее вокруг.

    Взгляд голодного до игры и свежих впечатлений Аршавина неизменно придает картине новые краски.

    Ноша Акинфеева

    Когда команда пропускает три гола, ее вратарь по определению не может чувствовать себя человеком, до конца выполнившим свой долг. Тем более если зовут этого вратаря Игорь Акинфеев и у него репутация профессионала, способного решать нерешаемые, казалось бы, проблемы.

    Три аргентинских гола с точки зрения вратарского искусства оставляют ощущение недосказанности. Ни в одном из них нет прямой вины Акинфеева, ни один из них не поставишь ему в упрек. Но сам Игорь, проводя внутренний разбор, скорее всего, найдет в своих действиях читаемые неточности.

    Во-первых, вратари никогда не прощают себе мячи, оказавшиеся в сетке после ударов из-за пределов штрафной, — какими бы сильными, неожиданными и точными ни были эти удары. Прервать полет мяча, пущенного Агуэро, Акинфеев, по большому счету, мог. И почти сделал это, дотянувшись до линии удара кончиками не пальцев даже, а ногтей. Все решили тысячные доли секунды, которые были отняты у вратаря и приплюсованы форварду.

    Примерно такие же характеристики свойственны второму аргентинскому голу: мяч, проскользнувший в «домик», в любом случае унижает вратарское достоинство, даже если удар стал логическим продолжением классного финта, был нанесен из-под игрока и времени для оценки ситуации у голкипера просто не оставалось. В третьем случае Акинфеев мог в идеале уповать только на везение и выбрать наудачу несколько иную позицию: безответственные действия группы обороны, в сущности, не оставили ему иных шансов. Но Игорь действовал строго по ситуации и пытался закрыть максимально возможную площадь обстрела. А коварный низовой удар удачливого дебютанта Датоло пришелся точно в дальний угол, и выручить команду Акинфеев не смог.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»