• Экс-чемпион мира Анатолий Карпов: Кручусь как белка в колесе

    13.09.06 15:58

    Экс-чемпион мира Анатолий Карпов: Кручусь как белка в колесе - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Не так давно самые знаменитые российские шахматные гроссмейстеры Гарри Каспаров и Анатолий Карпов вышли победителями турнира по быстрым шахматам, организованного в Цюрихе в честь 150-летия со дня основания банка Credit Suisse, разделив первое место. К слову, для Гарри Каспарова соревнование в Швейцарии оказалось первым после официального объявления о завершении карьеры в апреле 2005 года. Как выясняется, играть он пока не разучился. Что касается Анатолия Карпова, недавно отметившего 55-летие, то корреспонденты «Спорта» попросили его изложить свои взгляды на завершение карьеры некогда непримиримого соперника и на современные шахматы в целом.

    О Каспарове

    Честно говоря, я не думал, что он исполнит свою угрозу и оставит спортивные шахматы, но действительно уже полтора года Каспаров не играет. Однако от показательных выступлений он не отказывается, встречается с другими шахматистами, хотя и не часто. На мой взгляд, с Каспаровым сыграла злую шутку его энергетически затратная, нервная манера игры. Пресса ведь может по-разному преподносить события: например, на чемпионате России, который Каспаров выиграл с отрывом, он мог даже в тройку призеров не попасть. Я просто видел, как он играл. Чувствовались громадное напряжение и тяжесть буквально через полчаса после начала партии. Обычно шахматисты до такого состояния доходят после четырех часов игры. Если бы Цешковский нашел правильное решение и сделал решающий ход, то Каспаров не только не стал бы лидером, но и откатился бы на четвертое место. После этого не факт, что он выиграл бы чемпионат России. На своем последнем турнире в Линаресе Гарри Кимович был в несколько лучшей форме, но все равно там была трудная борьба. В последней партии с Топаловым случилось то, чего никогда с Каспаровым не происходило. Он допустил грубую ошибку и вместо ничьей и «чистого» первого места получил дележ его с Веселином. Каспаров заявил, что именно перед последней партией в Линаресе он решил уйти из шахмат. Наверное, почувствовал, что требуется все больше и больше затрат, да и другие планы возникли.

    Об открытии новых шахматных клубов

    Слава богу, что появляются новые клубы. Тому подтверждение – недавнее открытие шахматного клуба в городе Аша Челябинской области. Я считаю, что в России невозможно отказаться от социальных программ, так как страна находится в тяжелых климатических и хозяйственных условиях. Производства не могут ограничиться только производством. Они должны что-то делать для того, чтобы не уходили кадры. В Москве, может быть, жить легче и зарплата выше, но страна-то не живет одной столицей. Значит, надо создавать какие-то условия для людей по всей стране. Важно сохранять интерес, особенно у подрастающего поколения. Я не ставлю сверхзадачу, чтобы было много гроссмейстеров. Но если человек прикоснулся к шахматам, то они пройдут с ним через всю жизнь и во многом помогут.

     

    О творчестве

    В общей сложности мной выпущено 56 книг. Из них 53 шахматные и 3 иной тематики. Одна из последних – «Основа и методики независимых судебных экспертиз». Совсем недавно в соавторстве с профессором Сорбонны я написал книгу «Философия и психология ведения переговоров». В ней говорится о шахматах, экономике, политике, бизнесе и прочем. Очень интересная тема, которая, я думаю, будет развиваться. Шахматные книги я обычно писал следующим образом. Я играл в турнире. Заканчивалась партия, и я вечером в течение часа-полутора обязательно делал записи, работал над комментариями. Впоследствии тяжелее вспоминать и восстанавливать. Бывали у меня турниры, когда я, сыграв 15 партий, мог спокойно «вчерне» выпустить книгу об этих соревнованиях. Такая жесткая организация работы.

    Об участии в турнирах

    Турниров становится все меньше и меньше. Это связано как раз с раздвоением чемпионатов мира, с неясностью, в том числе и для спонсоров, и, конечно, это является большой проблемой. Сегодня даже шахматисты с трудом вспоминают имя чемпиона мира или вообще не могут ответить на вопрос, кто же сейчас им является. Из-за этого мы потеряли много турниров. Нокаут-систему я не воспринимаю категорически, в открытых шахматных турнирах по швейцарской системе тоже не играю. Поэтому резко снизилось количество моих выступлений в соревнованиях. Надеюсь, что рано или поздно мы получим турниры по классическим шахматам. А пока приходится довольствоваться тем, что есть. И если говорить о самом серьезном соревновании, которое у меня было в этом году, то это матч с одним из ведущих гроссмейстеров мира Петером Леко. В конце августа мы играли матч из восьми партий по быстрым шахматам в Венгрии (Леко выиграл 4,5:3,5).

    О Марадоне

    Я приехал в Аргентину в тот момент, когда Марадона начал вести на телевидении ток-шоу «Вечер с десятым номером». В прямом эфире мы поговорили с ним о спорте и попытались сыграть символическую партию. Роли фигур исполняли воспитанники местной шахматной школы. В нашей игре Диего не силен, но с уважением относится к ней. На память я подарил Марадоне шахматы-неваляшки, дизайн которых разработал сам и назвал их «Непобедимые». Ни одну фигурку этих шахмат нельзя уронить, что символизирует несгибаемость и упорство русского характера.

    Об Илюмжинове

    С профессиональной точки зрения у меня к Илюмжинову был всего один вопрос о несерьезности тех соревнований, которые мы имели как систему чемпионатов мира. Идеальной системы нет, есть приемлемая и неприемлемая. В годы моего чемпионства каждый матч за шахматную корону длился 70 дней. Это безумно много! Напряжение колоссальное! Я сыграл в 11 матчах на первенство мира – в общей сложности, со дня открытия до закрытия, более 760 дней. Получается, что за чемпионский титул я бился два с лишним года. Это абсолютный рекорд суммарной продолжительности матчей, и вряд ли мы можем рекомендовать такое достижение нынешним претендентам. Но мне думается, что все равно нужно вернуться к матчевой системе и играть от 14 до 18 партий. Тем более что у нас отменены откладывания, доигрывания. Надо матч проводить от 20 до 25 дней. Тогда можно сохранять интерес СМИ и любителей шахмат.

    О миссионерстве

    Я занимаюсь развитием шахмат в школах уже давно. Мои первые школы появились еще в 80-е годы. Одна из них – в Воронеже – создана в 1988 году. Существует школа для детей «чернобыльских» областей России, Украины, Белоруссии. Одна из новых программ нашего благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца, которая очень бурно развивается, – организация обучения шахматам школе-интернату для детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями.

    Начало этого тура было положено в Уфе, где мы передали шахматный инвентарь и методики для школы-интерната для глухих и такого же учреждению для слепых детей. Подобные акции мы провели в Челябинской и Свердловской областях. Я открываю школы только при условии, что мы подписываем договор с губернатором области или мэром города, на территории которых создаются школы Карпова. Для них должны выделяться помещения. У меня нет коммерческих школ. Я не верю в коммерческое шахматное обучение. В школах моего имени дети не платят за обучение. Они должны участвовать в соревнованиях, а педагогам должна выплачиваться зарплата. Без этого никак нельзя. Третье или четвертое – должен быть энтузиаст, который возьмется за это дело. Если все эти составляющие складываются в каком-то месте, то мы открываем там школу Карпова, и я с удовольствием готов шефствовать, помогать и развивать.

    О занятости

    Я живу в Москве, но в столице бываю три-четыре месяца в году. От кочевой жизни немного устаю, в последнее время начал это чувствовать, но, с другой стороны, нахожусь постоянно в тонусе. Если дать послабление нервной системе, то затем трудно собраться. Наверное, шахматы научили меня экономно и внимательно относиться ко времени. Свободного практически нет. Конечно, страдают семья и родственники. Для общения с ними совсем мало времени, но я вошел в этот ритм, кручусь как белка в колесе. С 1984 года, как начались эти безумные матчи с Каспаровым, я больше десяти дней подряд не отдыхал.

    Где шахматы, там и карты

    Одним из увлечений Анатолия Карпова является игра в карты. Однако никогда гроссмейстер не позволял себе сражаться с соперниками на деньги. «У меня на первом месте всегда был спортивный азарт. Мне этого компонента хватало, и его не требовалось подкреплять какими-то финансовыми соображениями», – говорит Карпов. В свободное время он любит собираться с друзьями за партией в бридж или белот.

    Диплом о мечте

    Анатолий Карпов закончил экономический факультет Ленинградского государственного университета. Причем его дипломная работа была посвящена проблеме свободного времени, которого самому Карпову, как он признался «Спорту», катастрофически не хватает. Она попала на рецензию к академику Леониду Абалкину, который написал о работе положительный отзыв, но высказал один упрек: будущий выпускник слишком мало внимания в ней уделил шахматам. Несмотря на это, Карпову удалось удачно защититься. А выбор необычной темы чемпион мира впоследствии объяснил тем, что очень ценит свое свободное от любимой игры время.

    Карпов – рукодельник

    Анатолий Карпов владеет собственной мастерской, изготавливающей ювелирные костяные шахматы из бивней мамонтов. По словам гроссмейстера, он всегда
    был неравнодушен к историческим шахматам, красивым фигуркам. А несколько лет назад в кругу знакомых Анатолия Евгеньевича появился человек, который мог доставать для изготовления шахмат сырье. Стоимость набора шахмат «от Карпова», как правило, составляет от 45 до 600 условных единиц.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»