• Экс полузащитник «Зенита», чемпион СССР — 1984 Дмитрий Баранник: «Часть эмоций в Штутгарте растратили на автодроме»

    Еврокубки 30 лет спустя

    13.08.11 04:49

    Экс полузащитник «Зенита», чемпион СССР — 1984 Дмитрий Баранник: «Часть эмоций в Штутгарте растратили на автодроме» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    1989 год смело можно назвать пиком смутных времен, которые случились у «Зенита» в конце 1980-х. Перед началом сезона сине-бело-голубых подстерег уход главной ударной силы в лице Олега Саленко и Сергея Дмитриева. Команду также ждали перестановки на тренерской скамейке и отчаянная борьба за сохранение прописки в высшей лиге. Борьба, которая на этот раз завершилась не в пользу ленинградцев. Как в такой обстановке футболисты готовились к матчам в Кубке УЕФА, чем для них были поездки в Европу? Об этом вспоминает бывший полузащитник команды Дмитрий Баранник.

    В Ленинграде заслужили победу

    — На фоне тяжелой ситуации, которая сложилась тогда в «Зените», матчи в Европе для нас были отдушиной, — рассказывает Дмитрий Петрович, ныне директор по развитию РФС. — А когда вышли во второй раунд и узнали, что предстоит играть со «Штутгартом», восприняли это как интереснейшее событие. Немецкий клуб занимал ведущие позиции в чемпионате ФРГ, поэтому очень хотелось проверить себя в матче с такой командой.

    — Как складывались эти матчи?
    — Первый мы проводили дома и по игре превзошли немцев. У нас было территориальное преимущество, создали несколько очень хороших моментов, но, увы, забить так и не получилось. А соперник за считаные минуты до финального свистка реализовал штрафной. По-моему, автором гола стал Аллговер. Правильно? Видите, даже такие подробности помню (улыбается).

    — Что же произошло в ответной игре?
    — В Штутгарте против нас вышла совершенно другая команда. Я был потрясен атмосферой на стадионе, которая была накалена по максимуму. Заполненные трибуны, куча плакатов, организованные кричалки — все это вместе давало мощнейшую поддержку хозяевам, которые готовы были при своих болельщиках разорвать соперника. В итоге мы оказались полностью «раздеты», проиграли с разгромным счетом 0:5. Интересное совпадение, что обстановка на стадионе мне близко напомнила ту, что была за два года до этого в Брюгге, где мы проводили ответный матч Кубка УЕФА. И результат оказался точно такой же.

    Ходили группой не менее трех человек

    — В то время такая атмосфера для вас была в диковинку?
    — Что-то подобное я видел только однажды — на последней игре чемпионата 1984 года, когда мы завевали золото. СКК имени Ленина тогда тоже сиял флагами и плакатами, гам не прекращался ни на секунду, и все напоминало кипящую сковородку. Кстати, допускаю, что на поле «Штутгарта» на нас повлияли впечатления от мероприятия, которое мы посетили перед игрой.

     

    — Что за мероприятие?
    — Нас отвезли на завод, где изготавливают автомобили «мерседес», на которых мы прокатились там со скоростью около 200 километров в час. После «жигулей» пятой и шестой моделей, которые были у многих из нас, впечатления были незабываемые. Возможно, что на автодроме мы и оставили часть эмоций, которых не хватило в игре.

    — Возможность выехать за границу тогда тоже была манящей перспективой?
    — На тот момент уже нет. Я ведь начал выезжать за пределы СССР еще с 1982 года и к концу 1980-х уже успел объездить много стран. Да и не видели особой «заграницы» мы во время выездных матчей. Маршрут был ограничен: аэропорт — гостиница — стадион.

    — Тогда вас еще сопровождали в поездках сотрудники КГБ?
    — С нами ездили какие-то люди, но мы не знали, какую конкретно структуру они представляют. Их называли руководителями делегации, но откуда они, нам не сообщали. Никаких проблем не было, нам они не мешали. Единственное требование было — ходить группой не менее трех человек.

    Советским футболистам мешала закрепощенность

    — Вернемся к матчам осени 1989 года. Опыт участия в еврокубках тогда помог в чем-то «Зениту»?
    — Учитывая проблемы, которые накопились тогда у команды, сложно говорить о каком-то опыте. «Зенит» раздирали внутренние трудности, и он тогда был просто не способен реализовать свой потенциал, который был несоизмеримо выше наших результатов. Но, к сожалению, это было продолжение того падения, которое началось еще за несколько лет до того сезона. Все надеялись, что после чемпионства мы будем становиться все сильнее, многие футболисты того «Зенита» были классными мастерами. Но, увы, происходящее вокруг команды сводило на нет ее возможности.

    — Чем запомнились игры с датским «Нестведом»?
    — Мы знали, что сильнее их. Дома выиграли, но счет уже не помню («Зенит» победил 3:1. — «Спорт»). К тому моменту у нас уже был опыт противостояния скандинавским ­командам: мы играли с «Волеренгой», с другой северной командой — «Куусюси». Но опыт — это одно, а вот спортивной наглости нам тогда не хватало. Ведь несмотря на высокий потенциал игроков, в Советском Союзе не приветствовалось быть самостоятельной личностью — отличаться от других, чем-то выделяться, ярко себя проявлять. Все это касалось и футбола.

    — Премиальные за победы в Кубке УЕФА полагались?
    — Да, как, впрочем, и в прошлые годы, когда мы выступали в Европе. Но размеры сумм сейчас не помню.

    Голубеву было сложно управлять той командой

    — Как к тем матчам готовил команду Владимир Голубев?
    — Подробностей сейчас не припомню, но насчет Владимира Евгеньевича скажу так: многие ребята знали его как игрока, который вместе с ними выходил на поле. И воспринимался он в большей степени все же как игрок, бывший партнер. При этом Голубев обладал великолепными человеческими качествами. Но такого авторитета, чтобы определять направление той команды, эффективно ею управлять, у него на тот момент не было. Это вообще было главной проблемой «Зенита» того времени — отсутствие человека, способного помочь команде реализовать свой потенциал. Ведь после ухода Садырина в команде за три года пять раз менялись наставники!

    — Чья это была вина?
    — На мой взгляд, точно не вина тренеров и футболистов. Это скорее была их беда. А вот виноваты были, наверное, те люди, которые тогда руководили «Зенитом». Но конкретизировать сложно, так как мы многого не знали из того, что происходит вокруг команды, так же как далеко не все нам известно и по сей день. Могу только констатировать, что после ухода Павла Федоровича начался бардак.

    — Могли тогда представить, что пройдет 18 лет и «Зенит» станет обладателем того самого Кубка УЕФА?
    — Вполне. В период с 1975 по 1986 год советские клубы выиграли три еврокубка, а Ленинград всегда был футбольным городом, где люди любили команду и хотели побед. Так что представить такое было реально. И, вспоминая о проблемах тех лет, сегодня вдвойне радуюсь возможностям, которые «Зенит» имеет сегодня.

    Кубок УЕФА — 1989/90

    1/32 финала

    Матч № 9 (5). 13 сентября 1989 года

    «Зенит» — «Нествед» (Дания) — 3:1

    «Зенит»: Бирюков, Подпалый (Б. Матвеев, 32), Степанов, Долгополов, Афанасьев, Ларионов (Попелнуха, 71), Баранник, Желудков, Чухлов, В. Иванов, Воробьев.

    «Нествед»: Кьер, Б. Нильсен, Йохансен, Овесен, Юлиусен, Йоргенсен, Хоугорд, Хансен, Юел, А. Нильсен (Енсен, 76), Кристенсен

    • Голы: Йоргенсен, 19, с пенальти (0:1); Чухлов, 22 (1:1); Степанов, 59 (2:1); Попелнуха, 72 (3:1)

    • Предупреждены: Бирюков, 17; А. Нильсен, 37

    • Судьи: Ахо, Руононен, Херва (все — Финляндия)

    Ленинград. Стадион им. Кирова. 8200 зрителей

    Матч № 10 (6). 27 сентября 1989 года

    «Нествед» — «Зенит» — 0:0

    «Нествед»: Кьер, Б. Нильсен, Йохансен, Овесен (Меллер, 60), Фриманн (Енсен, 75), А. Нильсен, Хоугорд, Хансен, Юел, Йоргенсен, Кристенсен

    «Зенит»: Бирюков, Подпалый, Степанов, Попелнуха, Афанасьев, Ларионов, Баранник, Желудков, Чухлов, Долгополов, Воробьев

    • Предупреждены: Ларионов, 3; Воробьев, 56

    • Судьи: Ларссон, Штольц, Ризен (все — Швеция)

    Нествед. Стадион «Нествед». 4000 зрителей

    1/16 финала

    Матч № 11 (7). 18 октября 1989 года

    «Зенит» — «Штутгарт» (ФРГ) — 0:1

    «Зенит»: Бирюков, Подпалый, Степанов, В. Иванов, Афанасьев, Ларионов, Баранник, Желудков (Долгополов, 60), Чухлов, Радченко, Воробьев

    «Штутгарт»: Иммель, Шеффер, Фронцтек, Штремель, Хартманн, Бухвальд, Аллговер, Вальтер, Басуальдо, Сигурвинссон, Хотич

    • Гол: Аллговер, 87

    • Предупреждение: Афанасьев, 89

    • Судьи: Кинг, Гифорд, Иванс (все — Уэльс)

    Ленинград. Стадион им. Кирова. 18 000 зрителей

    Матч № 12 (8). 1 ноября 1989 года

    «Штутгарт» — «Зенит» — 5:0

    «Штутгарт»: Иммель, Фронцтек, Штремель, Хартманн, Бухвальд, Аллговер (Юптнер, 70), Вальтер, Басуальдо (Пошнер, 60), Сигурвинссон, Хотич, Н. Шмеллер

    «Зенит»: Бирюков, Подпалый, Степанов, В. Иванов, Афанасьев, Ларионов (Желудков, 46), Баранник, Долгополов, Чухлов, Радченко, Воробьев

    • Голы: Вальтер, 27; Сигурвинссон, 41; Аллговер, 43; Сигурвинссон, 45; Бухвальд, 49

    • Судьи: Туре, Какар, Гицель (все — Турция)

    Штутгарт. «Неккерштадион». 30 000 зрителей


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»