-
Экс защитник «Зенита» Константин Лепехин: «Проблемы команды должен решать тренер»
В гостях у «Спорта»02.02.13 00:19
Фото: ФК «Зенит»
Обладатель Кубка России — 1999, бронзовый призер чемпионата-2001 работает помощником главного тренера молодежного состава «Руси». Константин Лепехин побывал в редакции «Спорта день за днем» и рассказал, как воспитывал питерскую молодежь и обходился без премиальных в «Динамо».
Морозов и Садырин были в чем-то похожи
— Константин, вас пригласил в Петербург Павел Садырин. В дальнейшем вам довелось поработать и с Юрием Морозовым. Об этих легендарных наставниках много говорят и сегодня. Готовы сравнить эти фигуры сейчас, когда вы сами стали тренером?
— Сравнивать Павла Федоровича и Юрия Андреевича неэтично. А себя я тренером пока не считаю. Наверное, это беда нашей страны, что многие, получив какие-то там лицензии, тут же начинают считать себя тренерами. Что касается Садырина и Морозова, то они чем-то были похожи. По крайней мере по человеческим качествам. Оба жесткие, агрессивные люди, но при этом прямые и честные. С точки зрения футбола мне тяжело говорить. С Садыриным я работал всего полгода. Не успел разобраться в нюансах его работы. Но мне очень приятно, что я играл в его команде. Что он мне доверял не только как игроку, но и как человеку.— Был в вашей биографии и Властимил Петржела. О нем, наверное, вспоминать не так приятно. Ведь он отказался от ваших услуг.
— Здесь мне тоже тяжело говорить. С ним я провел всего один сбор. Человек добился с «Зенитом» результата. Значит, он состоявшийся тренер.— Петржела обвинял вас в насаждении «дедовщины» в команде. Вы настолько жесткий человек, любящий командовать?
— Я люблю командовать, я жесткий человек. Но слово «дедовщина» не очень применим к тому, что тогда происходило в «Зените». Если бы у Юрия Андреевича Морозова в команде была «дедовщина», он бы сразу пресек это. Но я действительно мог указать на какие-то проблемы в поведении молодым ребятам. Где-то не по делу, а в основном по делу. Без этого невозможно, особенно когда большая группа молодежи приходит в команду. Основная нагрузка в плане футбола при этом ложится на старших. Молодые обычно не готовы давать результат сразу же. Они часто неправильно понимают свое место в команде. Приходится «не очень популярными методами» им все объяснять. Ничего экстраординарного тогда не делалось. Я сейчас смотрю матчи «Зенита» и вижу такие моменты, которых в те времена точно происходить не могло.Играли за Казаченка
— В эти дни мы вспоминаем ушедшего от нас бывшего президента «Динамо» Сергея Амелина. Этот человек осуществил не все, что задумал. Вы поиграли в «Динамо», среди тех, кто помогал ему воплощать его планы в жизни. Что тогда помешало?
— У «Динамо» были все возможности для выхода в премьер-лигу, не хватило чуть-чуть. Не знаю, чего не хватило. Возможно, сказались тогдашние выборы в Санкт-Петербурге. Амелину перестали помогать власти.— Сезон 2003 года, когда вы играли в «Динамо» и оно едва не вышло в элитный дивизион, оказался последним для команды. Говорят, что всю вторую половину того сезона ребята не получали зарплату, но продолжали играть за выход в премьер-лигу, за своего тренера Владимира Казаченка. Это правда?
— По зарплате не помню, а премиальные мы точно не получали. Я и еще пять человек не получили выплат, положенных нам по контрактам. Мы действительно боролись за выход в премьер-лигу. Хотели выйти. Авторитет Владимира Казаченка тоже сказывался. Многие люди играли, чтобы только не подводить его. Я в том числе.— Вы были близки к приглашению в сборную России. Не обидно, что не сложилось?
— Я играл во всех юношеских и молодежных сборных, но до взрослой не дорос. Обиды нет. Тогда был очень сильный московский «Спартак». Его ребята заслуженно играли в сборной.— После «Зенита» у вас были предложения от других клубов премьер-лиги?
— Конкретно в момент ухода из «Зенита» — не было. Потом, на закате карьеры, определенные предложения были, но не от топовых команд. А вот до «Зенита», когда я выступал за юношескую сборную, меня звали почти все команды высшей лиги.— Не жалеете, что выбрали «Зенит»?
— Нет. Так сложилось, что Питер меня выбрал. Я был на контракте в майкопской «Дружбе», и суммы, запрашиваемые за меня, были заоблачные. Никто не решался выкладывать за молодого футболиста такие большие деньги, какие предложил «Зенит». Садырин, видимо, настоял на этой сделке. Он отслеживал меня несколько лет. За пару лет в Петербурге у меня отпали всякие сомнения в правильности выбора.— Вы сказали, что не считаете себя тренером. Потому что не хватает опыта?
— Возможно, поэтому. Как сказал однажды мой тренер в юношеской сборной Александр Кузнецов: «Чем больше я понимаю эту работу, тем больше понимаю, что ничего не понимаю». Чем больше вникаешь в нюансы, тем больше удивляешься, как ты раньше не знал таких простых вещей.«Русь» себя еще покажет
— Вы работаете в молодежной команде ФК «Русь». Инфраструктура у клуба солидная, но результата пока нет. Команда прибавит?
— Однозначно прибавит. Когда я пришел в «Русь», то меня подкупило, что клуб серьезно развивается. Наш президент Александр Якимец говорит, что клуб должен опережать свою лигу. Если мы работаем во второй лиге, то надо быть на уровне ФНЛ. Думаю, что результаты будут. Клуб серьезно работает.— Вы хорошо знаете Александра Горшкова. Что не получилось у него на посту главного тренера «Руси»?
— Мне его тяжело оценивать. В первую очередь он сам должен сделать выводы. Он допускал ошибки, которые не нужно повторять. Но не надо преуменьшать или преувеличивать роль тренера. Почти ни у кого не было опыта игры даже во второй лиге. Ребята из «Руси» должны понимать, что в футболе существует конкуренция. Сегодня они в «Руси», в хорошей экипировке, на хороших контрактах. А завтра... В Петербурге много невостребованных футболистов, готовых прийти на это место в любой момент.«Зенит» по составу сильнее всех
— Вернемся к «Зениту». Говорят о проблемах внутри коллектива. Звездные новички не могут вписаться. Кто виноват? Питерское ядро команды?
— Мне кажется, что в неурядицах в коллективе виноват в первую очередь тренер. Не знаю, какие сейчас отношения в «Зените», что именно решает тренер. Но вообще наставник на то и нужен, чтобы не допускать таких ситуаций. Петржела меня убрал для того, чтобы не допустить подобной ситуации (улыбается).— Что сейчас делать «Зениту»? Конкуренты — «Анжи» и ЦСКА — усиливаются...
— По составу «Зенит» не уступает никому в России. Возможно, превосходит. Если команда решит психологические проблемы, то сложностей во внутреннем чемпионате не должно быть. Тут надо устранять не саму проблему, а ее причину.— Может быть, отсутствие тренера с российской ментальностью, умеющего поговорить по душам, в данной ситуации — помеха?
— Еще раз скажу, что не стоит преувеличивать роль тренера. Может быть, он важнее, чем самый выдающийся футболист, но уступает по значимости группе футболистов. Думаю, что любой российский тренер не допустил бы нынешних проблем «Зенита». Все-таки у нас в стране люди готовы к такому. Итальянец не виноват, он просто не знал наших нюансов.— Какие ваши личные планы? Расти вместе с «Русью»? У вас есть агент?
— Агента нет (смеется). Когда я был футболистом, у меня агент был только в последний год карьеры. Конечно, хочется расти вместе с «Русью». С одним и тем же клубом развиваться легче, чем искать новую команду. Среди тренеров конкуренция большая. Очень тяжело найти работу.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»