-
Экс зенитовец играл в одной команде с Кранклем и Паненкой. История единственного советского футболиста-профессионала
Первый советский легионер07.04.20 11:11
Как известно, все советские спортсмены были любителями. До тех пор, пока оставались советскими. Футболисты – не исключение. За одним, простите эту тавтологию, исключением. «Советский футболист-профессионал» звучит таким же режущим слух диссонансом, как, скажем, «советский фабрикант» или «советский помещик».
И тем не менее, экс зенитовец Анатолий Зинченко в 1980-м году, в разгар развитого социализма стал первым отечественным легионером. То есть, профессионалом, уехавшим играть за границу, да еще в капиталистическую Австрию. Естественно, об этом по сей день слагают легенды. Но легенды о нем слагать начали значительно раньше. Ими обросло его появление в «Зените».
Не ищите женщину
В 1969 году связка Анатолий Зинченко – Владимир Проскурин в ростовском СКА наводила панику на сильнейшие команды Советского Союза. За забивным дуэтом устроили подлинную охоту. Звали в Москву. Проскурин перешел в «Спартак», Зинченко выбрал «Зенит», у которого по бедности своей никаких материальных аргументов в борьбе за результативного плеймейкера не было и быть не могло. Так появился слух, что за Анатолием в Ростов посылали красавицу-ленинградку... Та быстренько окрутила его и привезла в «Зенит».
Некоторые «знающие люди» утверждали, будто красавицу послали охотиться за Зинченко руководители ЛОМО – оборонного завода, финансировавшего «Зенит». Красивая, романтичная версия, но только Анатолий прибыл в Ленинград с женой-ростовчанкой. Слухи о подосланной красавице до него доходили и очень забавляли.
Играл он здорово, быстро стал одним из лидеров команды, в которой блистали Павел Садырин, Владимир Голубев, Владимир Казаченок, Георгий Хромченков. В год зенитовского дебюта Анатолия команда, бурно финишировав (четыре победы подряд с разницей мячей 17–2, разгром тбилисского «Динамо» 5:0), заняла высокое для нее по тем временам седьмое место.
В специальном выпуске Ленинградского телевидения хор кукол исполнял песню, где были такие слова: «Нам Эйсебио заменят Зинченко и Гончаров». Анатолия пригласили в сборную СССР.
Жаирзиньо и Жаирзинченко
Болельщики сразу полюбили свою «десятку», и к старому прозвищу Зина добавилось почтительное Жаирзинченко. Кстати, 21 июня 1973 года Зинченко и Жаирзиньо встретились в очной дуэли сборных СССР и Бразилии, единственный гол на счету чемпиона мира.
Зинченко любил Ленинград и даже когда покидал «Зенит», поругавшись с Германом Зониным, приглашениям от столичных клубов предпочел ленинградское «Динамо». Впрочем, вскоре Юрий Морозов вернул Зинченко в «Зенит». К 1980-му Анатолий решил заканчивать, ему стукнул 31.
Он успел несколько месяцев отдохнуть от футбола и… ко всеобщему изумлению всей страны оказался в Австрии, в венском «Рапиде». Поползли слухи и версии, одна диковиннее другой.
Коммунистическая пиар-акция
А на деле было так. У КПСС были тесные связи с австрийской компартией, которую, естественно, финансировали из Москвы. Журналист австрийской коммунистической газеты Курт Частка и задумал эту историю с приглашением советского футболиста… в заводскую команду. Да, в «Рапид» (Вена), суперклуб по тем временам, но не в главную команду, а в заводскую, игравшую в любительском первенстве города.
Частка задумывал вариант с появлением советского футболиста как пиар-акцию. Пролетарский интернационализм. Зинченко становился легионером, но пока еще не профессионалом. Им он стал неожиданно даже для Москвы.
Пророчество Казаченка сбылось
Приглашение было сказочно манящим, но Зинченко не хотел ехать. «Я и немецкого не знаю», жаловался он другу Владимиру Казаченку. «Тебе и не надо», успокаивал Казак Зину. – Прилетишь, к тебе подойдет какая-нибудь женщина, ты, главное, не забудь ей сказать: «Гутен морген, фрау Марта».
Сначала отметили бронзовые медали «Зенита». После чего Казаченок на своей машине повез Зинченко в Москву. Рейсы на Вену – только из столицы. В аэропорту, напомнив о фрау Марте, Владимир еще раз успокоил друга: «Станет невмоготу – звони, я подъеду в Москву, перевезу тебя с вещами обратно».
Из аэропорта Вены легионера сразу же повезли в небольшой домик, снятый ему клубом. С крыльца спустилась пожилая дама-хозяйка и вежливо поздоровалась: «Гутен морген». После чего представилась: «Фрау Марта». Зинченко оторопел, вспомнив шутки друга, оказавшиеся вещими.
И тут вмешался Кранкль
Как и предполагалось, Анатолий начал играть за рабочую команду «Рапида». Вот тут-то и приключилось непредвиденное, то, чего в Москве, где решался переход футболиста в Австрию, и вообразить себе не могли. Примерно в это же время в «Рапид» из «Барселоны» вернулся обладатель «Серебряного мяча» и «Золотой бутсы» Ханс Кранкль – суперзвезда мирового футбола. И посетил матч рабочей команды. Он пришел в ужас от того, что такой футболист, как Зинченко, вне главного «Рапида». Так возникла связка Зинченко – Кранкль. Играл дуэт блистательно, Анатолий стал двукратным чемпионом Австрии и выиграл Кубок.
Но по документам никакого футболиста-профессионала Зинченко не было. И быть не могло, времена не выбирают. Был техник по электронному оборудованию в советском торгпредстве при Посольстве. И зарплату Зинченко «Рапид» переводил в Посольство. А оно выплачивало «технику» «долю малую».
В честь кого назвать сына
Уже в наши дни Анатолий Алексеевич рассказывал мне, что «Рапид», руководители которого все знали и понимали, премиальные выплачивали ему лично. Три года Зинченко отыграл за главный «Рапид», действуя в той же манере, что в молодости в ростовском СКА с Проскуриным. Кранкль на острие, а питерец чуть в оттяжке, щедро раздавал австрийцу голевые передачи, да и сам забивал немало. К этому дуэту прибавился и третий звездный ветеран – чех Антонин Паненка, с которым Зинченко особенно сдружился.
В Австрии у Анатолия родился сын. У Зинченко особый дар стимулировать появление легенд, с ним связанных. Одна из них тут же появилась: якобы Анатолий назвал сына Антоном в честь Паненки. Но Зинченко в личном разговоре разъяснил, как обстояло дело: «Это байка. Простое совпадение, хотя Кранкль на меня обиделся. Когда у меня родился сын, назвали его Антоном по инициативе жены. В СМИ просочилась информация: Анатолий Зинченко стал отцом. Мы собираемся на тренировку, Ханс Кранкль заходит в раздевалку и со мной не здоровается. Все футболисты – люди прикольные, а Кранкль – отдельная статья. Человек с колоссальным чувством юмора. И когда ребята спросили, почему он не поздоровался с Анатолием, последовал ответ: «А я его видеть не хочу. Вместо того, чтобы назвать своего сына Хансом, он назвал его Антонином. В честь Паненки». Отсюда и родилась эта байка».
Еще больше историй о советском футболе
Из «Зенита» в «Спартак»: история одного предательства
«Зенит» обвиняли в договорном матче. Это было задолго до Газпрома
Фото: новокузнецк400.рф
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»