• Экспертиза «Спорта» Холостые пробеги на флангах

    13.05.08 16:04

    Экспертиза «Спорта» Холостые пробеги на флангах - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Вряд ли найдется тренер, сомневавшийся бы в необходимости ведения на регулярной основе атак на флангах, их чередования, достижения численного превосходства на кромках поля с последующими нацеленными передачами, создававшими бы опасные моменты у ворот соперника.

    Но это все — в теории. На практике же дела с фланговыми атаками у подавляющего большинства команд премьер-лиги обстоят не самым лучшим образом. Мы постоянно наблюдаем имитацию игры на флангах, неумение вести основательные атакующие действия на этих участках поля, проблемы с последним пасом.

    Нацеленные передачи

    В середине 1970-х годов спартаковец Евгений Ловчев был вызван в расположение сборной СССР в Киев и по возвращении со сбора поведал следующую историю. Тогда команда состояла в основном из киевских динамовцев, пришлых (как Ловчев) в сборной были единицы. Спартаковский защитник, приехав на базу, подоспел к разбору очередной динамовской игры в чемпионате и был поражен тем, насколько строго спрашивал Валерий Лобановский с игроков атаки, неправильно, по мнению тренера, располагавшихся в штрафной и перед штрафной во время передачи с фланга.

    «Так он же куда передал!» — попробовал возразить кто-то из форвардов, оценивая качество передачи партнера.

    «С него, — сказал Лобановский, — мы спросим отдельно, а вот тебя почему не было в той точке, в какой ты обязан был находиться?»

    Считается, что вина за неточную передачу лежит на том, кто делает пас. Около 80 процентов всех фланговых передач в семи матчах минувшего тура — брак: либо мячи уходили за ворота, либо попадали к вратарю, либо их отбивали игроки обороны. Но не стал бы все 80 процентов взваливать на плечи подававших. Их стоит поделить с неправильно располагавшимися в момент фланговых передач футболистами атаки.

    Коалиционные действия

    Существует несколько путей для того, чтобы атакующие игроки могли попасть на свободное фланговое пространство — чрезвычайно выгодную для продолжения атаки зону.

    Один из них — точные длинные передачи, которыми неплохо, скажем, владеют Широков, Колодин. Но такие передачи из зоны центрального защитника проходят обычно лишь в том случае, если команда противника не успевает при срыве собственной атаки должным образом перестроиться и момент паса «зевает».

    Еще один путь — забегания, которые почему-то принято называть спартаковскими. Достаточно освежить в памяти игру «Аякса» конца 60-х — начала 70-х годов, сборной Голландии образца 1974 года и киевского «Динамо» (1975), чтобы понять: забегать на скорости на фланги стали задолго до того, как этот прием, весьма, кстати говоря, эффективный, стали применять спартаковцы. Они, между прочим, практически перестали им пользоваться, заметно, на мой взгляд, обеднив тем самым собственную атаку.

     

    Третий путь — маневры сразу нескольких футболистов, способствующие проведению фланговой атаки. В этом случае на первый план выходит не внезапность, как в ситуации с длинными передачами или забеганиями, а умелая подготовительная работа, коалиционные действия. В ряде эпизодов успешной эта работа выглядит в исполнении «Сатурна», «Зенита», «Рубина», «Локомотива» и «Амкара». Успеху во многом сопутствует количественный состав коалиционных групп. Не собираюсь, конечно, утверждать, что численность оказывает главенствующее влияние, но когда, допустим, в «Зените» подготовкой атаки с правого фланга занимаются Тимощук, Денисов, Зырянов, Аршавин и Анюков, ясно, что шансов на удачное преодоление обороны гораздо больше, чем при отсутствии в этой группе двух, а то и трех футболистов.

    Роль защитников

    На мой взгляд, в том случае, если Гус Хиддинк остановится на схеме игры в четыре защитника, место на правом фланге по праву должно принадлежать Анюкову. Он футболист современной формации: вынослив, быстр, понимает игру, его нацеленные передачи почти всегда представляют опасность для соперника, он сам угрожает воротам, забивает, для него не составляет никакого труда быстро перейти от атаки к обороне.

    Где найти крайнего защитника такого же уровня на левый фланг? Не стоит, полагаю, забывать о том, что на этой позиции — слева — не раз и не два мы видели в прошлом году Янбаева, ныне из-за отъезда Ивановича в Англию переведенного на правый фланг. Участие в атаках — дело для Янбаева привычное. Он неплохо взаимодействует в «Локомотиве» с теми, кто на его фланге составляет обычно атакующие коалиции (Одемвинги, Самедов, Гуренко). У Янбаева приличная скорость. Особенно хорошо она заметна в ситуациях, когда футболисту, разогнавшемуся было по флангу, приходится останавливаться и, не видя уверенного продолжения атаки, отдавать мяч назад. Основной, по-моему, пробел Янбаева — нацеленные передачи. Они редко находят партнеров (или, если вспомнить предложение по дележке 80 процентов, партнеры не всегда занимают выгодные позиции).

    Участие фланговых защитников в атаках на постоянной основе на усилении атакующей мощности команд сказывается самым положительным образом. Анюков и Ширл (Анюков и Ким Дон Чжин), Ангбва и Немов (весьма, на мой взгляд, недооцененный на данный момент универсальный игрок с огромными возможностями), Сираков и Гаал, Йиранек, Янбаев и Спахич, Ансалди — эти игроки обороны оказывают несомненное влияние на развитие атакующих действий своих команд на флангах. Особенно в тех игровых моментах, когда им удается синхронно взаимодействовать с крайними полузащитниками.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»