• Экспертиза Кони на переправе

    29.01.08 16:03

    Экспертиза Кони на переправе - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Сообщения о том, что ЦСКА отрабатывает на тренировках тактическую схему с четырьмя защитниками, многих удивили. Неужели Валерий Газзаев решил изменить своей излюбленной расстановке 3–5–2, о преимуществах которой армейский наставник докладывал на заседании элитных тренеров мира и которую в некоторых матчах не без успеха стала применять российская сборная?

    На самом деле, конечно же, схемы как таковые в современном футболе — вещь довольно условная. В зависимости от эпизода или счета все они легко трансформируются по ходу игры. Шаблоны существуют только в теории, практика многократно разнообразнее. Тот же ЦСКА при трех номинальных защитниках в минувшем чемпионате пропустил меньше всех, хотя и был ослаблен отсутствием Акинфеева. Значит, не слабая игра обороны подвигла Газзаева на новшества.

    Тогда что же? «Спорт» постарался найти ответ на этот вопрос с помощью экспертов. 

    Экс-главный тренер «Спартака» и молодежной сборной России Андрей Чернышов: «Удар по сборной — помощь сборной»

    Столкнувшись с большими трудностями в Лиге чемпионов, Валерий Газзаев решил, что необходимо перейти на схемы, взятые на вооружение большинством ведущих европейских клубов. Знаю Валерия Георгиевича давно, он не стесняется учиться и готов отказываться от незыблемых, казалось бы, вещей в пользу новшеств, если они прогрессивны. Газзаев в очередной раз это доказал, продемонстрировав стремление отойти от стереотипов, которые приносили ЦСКА локальные успехи, но не позволяли выйти на новый качественный уровень.

    Матчи Кубка Первого канала и последующие тренировки должны показать, удастся ли армейцам перестроиться. Проблема в том, что игроки привыкли действовать в рамках других моделей, им придется внутренне ломать себя и переучиваться. В любом случае, схема с тремя защитниками у команды отработана, отрепетирована, и она никуда не денется. Не получится новая — ЦСКА всегда вернется к прежней расстановке.

    По одному матчу, тем более первому серьезному, судить нельзя. И все же плюсы самой попытки реконструкции очевидны, даже несмотря на отрицательный исход матча с «Шахтером». Я вижу их в том, что при игре в три защитника крайним полузащитникам приходится выполнять огромный объем работы. Они становятся то нападающими, то защитниками. Жиркову и Красичу, обладающим большим атакующим потенциалом, приходилось слишком много времени тратить на разрушение. При схеме «четыре в линию» они получат больше возможности работать на атаку и равномернее расходовать силы.

     

    Пока Газзаев только пробует и наверняка сделает еще немало рокировок, прежде чем расставит игроков по позициям. В частности, у меня в молодежной сборной Алексей Березуцкий играл левого защитника, а Василий — правого центрального. Возможно, армейцам стоит попробовать в центре не обоих братьев, а одного из них и Игнашевича, переведенного ныне на позицию опорника.

    Перестройка в ЦСКА, естественно, затронет интересы сборной. Ведь Гус Хиддинк стал использовать модель с тремя защитниками, потому что в клубе основные игроки обороны привыкли действовать именно так. Тоже ведь не все получалось, особенно в последних матчах, когда у нас возникали большие проблемы в центральной оси. И тоже мы практически не видели в атаке Юру Жиркова, вынужденного концентрироваться на помощи обороне.

    С другой стороны, если армейские «сборники» в совершенстве овладеют тонкостями еще одной тактической схемы, у Хиддинка будет больше возможностей для маневра.

    Экс-главный тренер «Уралана» Игорь Шалимов: «Терапевтические меры»

    Мне уже доводилось высказываться на эту тему сразу по окончании чемпионата, когда стало очевидно, что ЦСКА придется что-то менять. Если в обороне команда отыграла в целом неплохо, то впереди у нее периодически возникали проблемы. На мой взгляд, это связано с тем, что армейцы на протяжении нескольких лет играли практически одним и тем же составом и по одним и тем же тактическим схемам, которые футболистам приелись. Они выполняли свою работу механически и, соответственно, предсказуемо для соперников.

    Тогда же я предположил два варианта развития событий. Первый назвал «хирургическим вмешательством». Если бы ЦСКА пошел по этому достаточно болезненному пути, то ему пришлось бы поменять большую группу игроков, освежить кровь. Как видим, армейцы избрали другой вариант — «терапевтический». В чем он заключается? В том, чтобы разучить новые варианты построения игры, временно отказавшись от старых, испытанных и приносивших результат. Это позволит немного встряхнуть футболистов, заставить их прогрессировать, расширять свой футбольный арсенал. Совершенно необязательно отказываться от схемы 3–5–2. В каких-то матчах можно играть в три защитника, в каких-то — в четыре. Или менять расстановку в зависимости от результата.

    И все же в большей степени решение Валерия Газзаева, наверное, продиктовано психологическими факторами. Думаю, армейский тренер поступает абсолютно правильно. А вот достаточно ли будет ЦСКА «терапии» или в середине сезона придется прибегать к «хирургии», покажет время.

    Председатель Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович: «Значит, так надо»

    Помню, в школе учителя рассказывали нам, что хотели сказать Гоголь, Чехов или Тургенев, написав то или иное произведение. На мой взгляд, это глупо. Пусть каждый читает и приходит к выводам сам. В ситуации с Газзаевым и ЦСКА все точно так же — не надо додумывать! Валерий Георгиевич опытный тренер и знает, что делает. На вопрос, зачем отрабатывать новую тактическую схему, может дать ответ только он.

    Трудно сказать, насколько приживется этот вариант и как часто армейцы станут его использовать, но вообще-то более широкий спектр тактических возможностей однозначно должен принести команде пользу.

     

     

     

     

     

     

     




     

     

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»