-
Экспертиза В Лондоне будет ничья
20.11.07 16:02
Поражение подопечных Гуса Хиддинка в Тель-Авиве явилось настоящим шоком не только для болельщиков, но и для российских специалистов. Большинство из них не верит в благополучный для нас результат в матче Англия — Хорватия. «Спорт» задал экспертам пять вопросов.
Эксперты: Михаил Гершкович, председатель Объединения отечественных тренеров, Игорь Шалимов, бывший полузащитник сборной России, Андрей Канчельскис, генеральный директор новотроицкой «Носты», Игорь Колыванов, главный тренер юношеской сборной России.
В чем причины поражения? И в чем мы уступили сборной Израиля?
Колыванов: Я бы не стал называть какую-то одну причину нашего поражения. В футболе такое редко бывает. Все понимали, что этот матч нужно выиграть, что от этого зависит наш выход на Евро, но, видимо, перегорели. Потому что если сравнивать, с каким желанием наша команда играла против англичан, причем не только в московском матче, но и в лондонском, с тем, что мы видели в Израиле, — это небо и земля. Игру с Израилем мы просто недоработали. Голы нам очень простые забивались: команда, которая претендует на выход на Евро, не должна позволять себе подобных ошибок.
Канчельскис: Думаю, причины прежде всего в настрое. Израиль хотел победить больше.
Шалимов: Говорить о том, что кто-то кому-то уступил, можно, когда играют две равные команды. В данном случае у соперников был разный психологический настрой — для израильтян встреча ничего не решала, россиянам же была нужна исключительно победа. Мы ни в чем не уступили, но то, что требовалось в рамках избранной тактической схемы, не выполнили.
Гершкович: У нашей команды в целом не просматривалась организация игры. Столько провалов в обороне, столько дырок, что просто диву даешься, как можно столь безответственно играть. Взаимодействие игроков в тактическом плане было просто ниже всякой критики.
По этим причинам в первом тайме Израиль имел преимущество. Во втором тайме наши футболисты владели инициативой, хотя это была не столько заслуга игроков сборной России, сколько следствие того, что израильтяне были недостаточно активны.
При этом мы не видели какой-то особенно организованной игры и в матче со сборной Англии. Но там была мотивация, игроки сражались, а здесь и этого не было видно. Может быть, недооценили соперника, а может быть, думали, что Израиль сдастся сам. Хотя каких-то оснований для этого не было.Замены Хиддинка принято считать удачными. На этот раз они не сработали. Вы согласны?
Колыванов: Не сказал бы, что Хиддинк не угадал с заменами. Конечно, после игры с Англией любое сравнение будет уступать по своей эффективности. Семшова Гус меняет уже второй раз — первый был в Лондоне. Мне трудно судить, с чем это связано: может, Семшов здорово выглядит на тренировках, а в игре ему чего-то не хватает. С другой стороны, вряд ли Хиддинк его поменял потому, что игрок был худшим на поле. Это было не так. Если брать среднюю линию, то она вся сыграла неважно. Что касается Сычева, то, мне кажется, он очень прилично вышел на замену и мог переломить ход матча в нашу пользу. Момент с попаданием в штангу, за который его критикуют, — на самом-то деле там не так просто было открыться и пробить. Два защитника по бокам висели. Дмитрий игру усилил, конечно. Разве что времени у него было мало, как и у Погребняка: нападающему, чтобы успеть попасть в ритм игры, бывает 10–15 минут мало.
Канчельскис: Может, тренер и не угадал. Не всегда же можно попадать в цель! Кто знает, может, и имело смысл сохранить тот же состав, что обыграл в октябре Англию, а Павлюченко выпустить на замену.
Шалимов: То, что Торбинский вышел вместо Семшова, объяснимо. Нужно было менять кого-то из игроков середины поля. Хиддинк убрал Семшова, хотя, прямо скажем, остальные игроки центральной оси тоже не блистали. Тренер решил, что впереди не хватает движения, и хотел решить эту проблему, добавив одного ориентированного на атаку игрока. Все это выглядело логично, и после перерыва мы перехватили инициативу, забили гол и могли забить еще. Замена Павлюченко на Сычева тоже предсказуема. Можно было выпустить Кержакова, но мы не знаем, в каком функциональном состоянии сейчас нападающий, в последнее время не попадающий в основной состав «Севильи». Ну а появление Погребняка обусловлено тем, что в концовке нужно было оказывать давление и габаритный форвард мог завершить атаки. В матче с англичанами замены Хиддинка на первый взгляд выглядели неожиданными, но на самом деле они были грамотными. То же самое и сейчас: забей Сычев на последней минуте, абсолютно другие были бы сегодня разговоры.
Гершкович: Я считаю, что замена Павлюченко на Сычева — это хорошая замена. Мы получили более мобильного форварда на передней линии, Сычев действовал острее и мог забить решающий мяч. Что же касается выхода Торбинского вместо Семшова, то это вряд ли что-то дало. Появление же Погребняка, как мне показалось, привело к еще большей скученности в атаке.
Расчет на навал был заранее обречен, потому что два центральных защитника и вратарь очень хорошо справлялись с верховыми мячами. Зато с выходом Погребняка мы потеряли правую бровку, потому что Александр Анюков, игравший на этой позиции, как-то пытался обострять игру.Каковы слабые места в игре сборной России?
Колыванов: Не стал бы выделять какую-то одну линию или тем более игрока. Вот сейчас многие набросились на Игнашевича. Это неправильно. Показательная атака у израильтян прошла еще до первого забитого гола, когда они от своей штрафной площади до наших ворот разыграли комбинацию в несколько передач. Это о чем говорит? О том, что все линии недоработали. Просто в качестве финального аккорда опасность приходила в зону Игнашевича. А где была подстраховка, где были полузащитники, почему не прессинговали в середине поля? Недонастроились, повторю свою мысль. Если бы мы играли с тем же задором, что был в матче против англичан, мы бы выиграли эту встречу.
Канчельскис: Матч наглядно показал, что самым слабым звеном нашей сборной является оборона.
Шалимов: Когда проводятся такие матчи против немотивированных соперников, команды обычно начинают агрессивно, стараются отбирать мяч на половине поля соперника, прессингуют. В этом компоненте нападающие и полузащитники делали все так, как нужно, а защитники не сокращали пространство. В результате в зоне между полузащитой и обороной образовывалось свободное пространство. Израильтяне постоянно отрезали нас одной передачей и переходили от обороны к атаке. К тому же это заставляло нервничать наших футболистов атакующей группы — они идут накрывать, тратят силы, а задняя линия соперника не поджимает. Защитникам нужно было играть на опережение, агрессивнее, плотнее, «съедать» зоны, пусть при этом пришлось бы больше рисковать. Здесь оборона недоработала. Ну и конечно, первый гол — из области фантастики. Здесь Хиддинка винить никак нельзя. Элементарный тактический промах. Игрок середины поля получает мяч, поднимает голову, смотрит и отдает передачу вразрез между тремя нашими футболистами. В результате этот гол на 180 градусов развернул всю игру.
Гершкович: На протяжении всего цикла у нашей команды не было организованной игры. Если рассматривать встречи с сильными соперниками — оба матча с хорватами, с англичанами — то игра получалась лишь местами. Что-то проглядывало эпизодами в матче на «Уэмбли», но мы все же проиграли. Первый тайм домашнего матча против Англии тоже был невнятным. Второй тайм — трибуны погнали команду вперед, и наши смяли англичан, но больше за счет мощи и того, что те в какой-то момент растерялись. При этом организованной игры, поддающейся прогнозированию и описанию — как и за счет чего мы будем играть и побеждать, все равно нет. То же можно сказать и про матч с Израилем: первый тайм просто провальный, и второй тайм — тоже, все спонтанно, за счет индивидуальных «всплесков». Очень большая скученность в середине поля, а фланги практически не использовались. Проблем было достаточно и в обороне, но то вратари выручали, то соперники неудачно действовали. На протяжении всего отборочного цикла какой-то организованной игры у нас не получалось.
Верите ли вы в победу Хорватии над Англией?
Колыванов: Я верю, конечно, потому что оптимист по своей природе. Мне только жаль, что не от нас теперь все зависит. Вот как англичане целый месяц жили с надеждами на Израиль, так и нам теперь предстоит терпеливо надеяться на чудо, не забыв, конечно, про победу над Андоррой, которую нам еще никто на блюдечке не принес. Надеюсь, мы не дойдем до курьезов, которые происходили с главным тренером сборной Англии, — я читал сегодня, что он в туалете игру Израиль — Россия досматривал. В ванной? Ну какая разница. Нам следует быть посдержаннее, потому что шансов, откровенно говоря, мало, к этому нужно быть готовыми.
Канчельскис: Я бы сказал, что шансы англичан и хорватов 50 на 50 и в Лондоне будет ничья.
Шалимов: Чудес не бывает. Англичане играют дома, хорваты тоже уже решили задачу. Не знаю, какой стимул должен быть у хорватов, чтобы рвать жилы.
Гершкович: Я думаю, что невозможно в это поверить. Англичане два раза на одни и те же грабли не наступят. Я не думаю, что немотивированные хорваты будут драться, тем более что англичанам нужно сыграть вничью у себя дома.
Может быть, пора начинать готовиться к следующему отборочному циклу?
Колыванов: Андорру надо побеждать, а все остальное уже не от нас зависит. По поводу того, что бы я изменил в сборной России, я с удовольствием расскажу, когда меня назначат ее главным тренером. Если выпадет такой шанс, ваша газета будет первой, с кем я поделюсь этими мыслями. А пока Хиддинк и Колыванов фигуры в тренерском цехе несопоставимые, я лучше помолчу и поучусь у него.Канчельскис: Мне сложно судить, я не тренер. Когда им стану, обязательно поделюсь своим мнением. Хиддинк и сам знает, что делать, и помощники у него хорошие.
Шалимов: Если есть хотя бы полшанса, нужно бороться. Сейчас главное — обыграть Андорру, а там посмотрим, что получится. Трудно сказать, что нужно изменить, даже если Хиддинк не может вывести нашу сборную… Мне кажется, РФС нужно как можно больше прислушиваться к голландцу, к его пожеланиям, потому что это человек авторитетный, который добивался результата.
Гершкович: Мы должны трезво оценивать ситуацию и начинать готовиться к следующему отборочному циклу. При этом положа руку на сердце нельзя не признать, что в сборной были собраны все лучшие игроки. Поспорить можно разве что о двух-трех футболистах, которые брались на вторые роли. Дай бог, чтобы сейчас кто-то появился, например, из молодежной сборной. У нас есть еще полгода до следующего отборочного цикла.
Мне кажется, что для штаба сборной куда более важным является знание психологии и менталитета игроков, умение настроить ребят. Для этого нужно знание языка, нужно больше времени проводить в стране, больше общаться с российскими тренерами.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»