• Эликсир свободы

    Юбилей

    10.12.10 17:00

    Эликсир свободы - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Сегодня у Анны Владимировны Дмитриевой юбилей, и я впервые в жизни могу написать о ней правду. Впервые, потому что теперь она не является моим начальником. Ведь когда кто-то пишет о начальнике по-доброму, то подозреваешь его в неискренности — подхалимство, увы, одна из наших национальных черт, которую не получается топором вырубить и пером вычеркнуть. Дмитриева подхалимов не любит, но терпит. Меня всегда поражало то, что она успевает не только комментировать и руководить, но еще и общаться с огромным количе­ством людей, желающих получить совет, под­держку или просто попасться на глаза. Приемная всегда была полным-полна.

    Хоть поверьте — хоть проверьте

    Однажды я попытался для себя выделить черту, которая наиболее симпатична мне в Анне Владимировне. И понял, что это трудоголизм. В современной нам действительности человека оценивают прежде всего по умению отдыхать, расслабляться, развлекаться. Способность уклониться от труда, не испортив отношения с окружающими, считается высшей доблестью. А теперь я расскажу вам сказку. Сказку, потому что вы не поверите.

    У нас на «НТВ-Плюс» зарплаты всегда были незначительными и, самое главное, фиксированными. Сотрудник получал вне зависимости от того, какая загрузка и сколько репортажей, передач он провел. Если кто-то серьезно нарушал дисциплину, то его отстраняли от работы на месяц, но при этом оставляли зарплату в неприкосновенности или вычитали сущие копейки. То есть самым суровым наказанием считалась невостребованность. А поощрение сотрудника — это больший объем работы, чем прежде. Увольняла Дмитриева редко — даже лютых лентяев жалела.

    Знакомые, когда я рассказываю им о такой системе, реагируют по-разному. Есть те, кто считает всех нас сумасшедшими. Есть те, кто недоумевает: а как же возможен прогресс без материальных стимулов? Но находятся и те, кто с доброй завистью говорит, что это, наверное, счастье — работать в коллективе, где культивируются столь необычные ценности.

    Очень важная персона

    В 90-х я дважды выезжал на Олимпиады в составе творческих бригад нашего телеканала. И в Атланте, и в Нагано Дмитриева была в офисе каждый день без выходных — с утра и до вечера. Контролировала процесс, планировала, направляла, озвучивала. И в итоге ни разу не попала на стадион. Наверное, ей хотелось куда-то сходить, только она не могла оставить дело. Помню, в 96-м теннисные корты находились совсем рядом с нашим загородным домом, но… А у всех остальных в графике значились выходные.

     

    Представляете, какой контраст с нынешними менеджерами, которые надувают щеки, высокомерно приказывают подчиненным (на ходу и не вникая в ситуацию) и, конечно, обедают в дорогих ресторанах. Анна Владимировна зачастую обходилась фастфудом и жила на Олимпиадах в тех же условиях, что и все остальные сотрудники. Дмитриева не VIP. К VIP-деятелям она относится с легкой иронией. А они, мне кажется, ее побаиваются. Понимают, что интеллектуально проигрывают, и боятся острого языка Анны Владимировны. Я не знаю другого такого человека, который всего одним предложением способен изничтожить чересчур вознесшегося товарища.

    Если высокопоставленным начальникам на НТВ нужно было убрать какую-то спортивную передачу из эфира, это делалось в отсутствие Дмитриевой — когда она уезжала в командировку. В противном случае на ее аргументы в защиту программы вершители телевизионных судеб ответов не находили.

    «Выпей меня!»

    Дмитриева всегда ставила личность выше технологий. Тут она абсолютно несовременна. Анна Владимировна считала, что интересный человек в кадре самодостаточен. Как руководитель она прощала таланту все! В советские времена необычность взглядов и суждений на ТВ приравнивалась к бунту против строя. Дмитриева, напротив, сняла все запреты. Представляю, сколько разгневанных и уязвленных спортивных руководителей позвонило ей за 16 лет, что она правила нашей редакцией. Жаловались на нас, молодых, нахальных, лишенных тормозов и политкорректности, но принимать удар приходилось ей.

    Симптоматично — она покинула кресло директора именно в тот момент, когда мелочная цензура живо стала напоминать о брежневской эпохе. Дмитриева, естественно, ушла не из-за этого. Но, наверное, все происходящее ее тяготило. Ведь она дала возможность свободно высказываться целой плеяде комментаторов и журналистов, а сейчас этой свободы не стало. Теперь уже мы сами должны отстаивать свое право на яркое, смелое слово — хватит прятаться за ее спину!

    И вот здесь я хочу сказать о главном… Кто такие я и мои коллеги по работе? Объективно говоря, в большинстве своем маргиналы. Один пил, другой кололся, третий не закончил институт, четвертый взвыл от респектабельной перспективы стать банковским белым воротничком. Меня школьные учителя хотели упрятать в психиатрическую лечебницу за своеобразие взглядов на жизнь. В педагогический университет приняли со скрипом, ведь я не был комсомольцем, а педагогика в 80-е годы считалась партийной наукой. В общем, сплошные конфликты и разобщенность с реальностью. В нашем обществе, полном стереотипов, у всех у нас не было шанса не то что на успех, но даже на элементарную работу, обеспечивающую достаток и комфортное существование. Не было бы!.. Если бы не спортивная редакция, которую организовала Дмитриева вместе с Алексеем Бурковым на НТВ в далеком 94-м году.

    Впрочем, и правильные люди у нас на канале встречаются, и бывшие спортсмены — всяким людям находится место… Но, по-моему, чудаковатые персонажи в духе кэрролловской «Алисы в стране чудес» Дмитриевой больше нравятся. Они веселят и забавляют. Вокруг таких «эксклюзивов» куча волшебных пузырьков, на которых написано: «Выпей меня». А в пузырьках эликсир вечной молодости. Посмотрите на Анну Владимировну, послушайте ее репортажи, и вы поймете, о чем я.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»