• Елизавета Туктамышева: «Стесняюсь плакать даже под российский гимн»

    Елизавета Туктамышева: «Стесняюсь плакать даже под российский гимн» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    14-летняя россиянка Елизавета Туктамышева, недавно выигравшая Гран-при в Канаде, рассказала о своей победе, тренировках в одной группе с Плющенко и переезде в Санкт-Петербург к легендарному тренеру Алексею Мишину.

    Елизавету Туктамышеву уже давно называют вундеркиндом российского фигурного катания. Уже в возрасте 12 лет она взяла серебро на взрослом чемпионате России. А в этом году выданные авансы начали отрабатываться еще быстрее. На престижном этапе Гран-при в Канаде россиянка завоевала золотую медаль. Для сравнения, это то же самое, что выиграть Гран-при в «Формуле-1». Но если в Королевских гонках за сезон таковых набирается 19, то в фигурном катании – всего семь.

    Плющенко называю Женей

    — Осознание победы на Гран-при в Канаде уже пришло?
    — Да, я уже поняла, что сотворила тогда. Причем, много времени на это мне не потребовалось. Сразу после того, как вернулась в Санкт-Петербург и включила российский телефон, получила кучу поздравлений, эсэмэсок. А мама сразу после этого поехала в наш родной Глазов, где чуть ли не каждый человек на улице подходил, передавал мне привет. У нас в городе не так много спортсменов – знаю только пару неплохих биатлонисток из сборной России.

    — Этим летом ты переехала с семьей в Санкт-Петербург. Этот момент стал переломным в твоей карьере?
    — Считаю, что да. Это кардинальные перемены. Ведь последние несколько лет я моталась туда-сюда: из Глазова в Питер на две недели в месяц и обратно домой. Из-за этого страдала хореография. В Глазове я больше работала над прыжками, и как только приезжала в Петербург, тренер по хореографии бралась за меня с новыми силами. Теперь все по-другому. Я на одном месте и занимаюсь по одной программе.

    — Стало сюрпризом, что начала заниматься в одной группе с Евгением Плющенко?
    — Когда впервые поехала в Питер, то знала, что в группе у Алексея Мишина, который меня пригласил в свою школу, занимается Женя Плющенко. Как раз года два-три после Олимпиады в Турине он пропустил и только начал готовиться к Ванкуверу. Но когда увидела живого Женю… Просто «Вау! Слов нет!» С таким человеком на льду.

    — Ты так и называешь его – Женя?
    — Да, у нас очень дружная группа. Все мы в равных условиях – нет никакого деления на старших и младших. Но я по натуре очень стеснительная девочка и сама бы ни за что не подъехала к Плющенко первая, не познакомилась бы. Но Женя очень простой в общении парень.

     

    — Кстати, как на тебя вышел Алексей Мишин?
    — Мне было лет десять, когда поехала на турнир в Белгород. Там после соревнований он и подошел ко мне, представился, предложил попробовать покататься у него в Питере. Я, конечно, не стала отказывать. Помню, приезжаем домой с соревнований с моим тренером Светланой Веретенниковой. Я захожу, говорю: «Мам, я в Питер к Мишину собираюсь». Та чуть не упала.

    — Переход с юниорских соревнований на взрослые происходил для тебя тяжело?
    — Да я вообще этого перехода не заметила! До этого ведь выступала всего на двух этапах Гран-при в юниорском фигурном катании. Не успела привыкнуть к нему. А сейчас вдруг взяли уже на взрослый в Канаду. Все с такой калейдоскопической быстротой происходит, что я уже не обращаю внимания – какой турнир, где. Просто выхожу на лед и делаю свое дело. Мне все равно.

    — Мишин после выступлений в Канаде хвалил?
    — Да, Алексей Николаевич сказал, что у меня появилась такая необходимая уверенность и, главное, я вижу свою цель.

    Мишин подарил билет на балет

    — В одном из интервью твоя мама рассказывала, что в детстве ты никогда не плакала…
    — Это правда. Я очень стесняюсь плакать. Даже не представляю, что с собой сделаю, если кто-то увидит меня плачущей.

    — Даже под российский гимн?
    — Да, все равно стесняюсь.

    — Как ты начала заниматься фигурным катанием?
    — Когда мне было пять лет, в нашем родном Глазове тренер Светлана Веретенникова искала девочек в секцию фигурного катания. И вышла на моих родителей. А я до этого даже на коньках стоять не умела! Пришла на первое занятие и поехала. Синяков себе сначала понабивала… А мама с папой только были рады. Ведь мне натурально некуда было девать энергию в детстве. Я из спортивной семьи, и дома всегда стояла шведская стенка. Так я на ней целыми днями крутилась.

    — Когда выполнила первое серьезное упражнение?
    — Мне было лет восемь или девять, когда я впервые прыгнула двойной аксель. Тренер аж руками всплеснула – до этого у нас в группе никто и близко не вытворял ничего подобного.

    — После провинциального Глазова ты не растворилась в таком гигантском мегаполисе, как Санкт-Петербург?
    — Наоборот, я просто счастлива, что теперь живу в Питере! Здесь столько крутых мест. И каждый день видишь что-нибудь новое. Какое-то здание или канал. Вообще я очень люблю балет. Мне эту любовь Алексей Николаевич Мишин привил. Когда я только ездила к нему из Глазова, он частенько водил фигуристок из нашей группы на балет в Мариинский театр. В Глазове таких театров и в помине нет. Так что теперь рада, что могу сама ходить на все представления.

    — А добираешься до дворца спорта быстро?
    — Конечно, некоторое время привыкала к здешним пробкам. У нас в Глазове мама сажала меня в машину и уже через десять минут мы были на катке. А здесь лучше не рисковать. К тому же такие лихачи на дорогах иногда попадаются, что аж жутко становится. А я люблю все рассчитывать по минутам и ненавижу опаздывать. Поэтому больше всего люблю добираться до арены на метро. Это хоть и занимает 45 минут, но зато точно знаю, что приеду на тренировку вовремя


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №44 (16-22 ноября 2011 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»