• Эмблема или проблема

    Тайм-аут

    30.10.14 00:02

    Эмблема или проблема - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    (Фото: РИА «Новости»)

    «Чемпионат мира в России невозможно бойкотировать», — заявил на днях президент ФИФА Йозеф Блаттер. В России облегченно вздохнули. И показали всем эмблему того самого чемпионата мира. До старта уже меньше четырех лет. Пусть люди привыкают.

    Логотип чемпионата мира — 2018 презентовали с космическим масштабом. Участвовали даже космонавты, помахавшие эмблемой с высоты 400 километров над Землей. Одновременно с этим она высветилась на стенах Большого театра. Что же такого особенного в нашем логотипе? Основными мотивами стали космос, иконопись и любовь к футболу. Это официальная информация. Старик Блаттер посчитал, что эмблема показывает душу и сердце России и отражает русскую культуру. Блогеры из разных стран, напротив, разглядели в ней призрака, инопланетянина и даже скафандр космонавта. «Спорт День за Днем» вспомнил другие эмблемы крупных турниров, проходивших в России и, в частности, в Петербурге. И обнаружил, что они вызывали гораздо меньше споров.

    Нельзя без звезды!

    Эмблему московской Олимпиады-80 выбирали всем миром. Основательно. В 1975 году объявили специальный конкурс. Откликнулись восемь с половиной тысяч авторов — художники, архитекторы, представители самых различных профессий. В общей сложности поступило свыше 26 тысяч эскизов. Причем не только из СССР, но и из Венгрии, ГДР, ФРГ, Чехословакии, Польши, Индии, Канады, с Кубы и даже из Мали. Но победил все же наш человек — Владимир Арсентьев, скромный студент Строгановского училища в Москве.

    Даже после окончания летних Игр его эмблема была одним из главных брендов СССР. При взгляде на нее уж точно не возникало споров на тему, а что тут автор собственно нарисовал. Все было понятно даже младенцу — эмблема представляла собой изображение шести беговых дорожек, вырастающих в символическое высотное здание Москвы, увенчанное пятиконечной звездой. Как же без нее в советское время! Не обошлось и без небольшого скандала. Художник Виктор Никитченко обвинил Арсентьева в плагиате, но генеральный прокурор СССР его претензию не удовлетворил.

    Простота — это хорошо или плохо?

    Следующую Олимпиаду наша страна ждала 34 года. На этот раз эмблема потребовалась уже для зимних Игр в Сочи. Конкурс устраивать не стали — разработку логотипа доверили компании Interbrand. Свое детище она презентовала 1 декабря 2009 года в Москве. Злые российские блогеры тут же высмеяли его за примитивность и нечитабельность. А может, просто позавидовали, что сами до такого не додумались. Ведь никакой Америки никто не открыл. Логотип состоит из зеркально отражающихся символов Sochi и 2014, являющихся продолжением друг друга, домена «.ru» и олимпийских колец. Вот и все.

     

    По задумке дизайнеров, зеркальная схожесть «Sochi» и «2014» подчеркивала климатическую полярность города-курорта, в котором заснеженные вершины гор отражаются в водной глади Черного моря. Звучит красиво, но эмблема все равно смотрится простовато. Хотя, может, это и к лучшему?

    — Дизайн сочинской эмблемы благодаря своей простоте, возможно, наметил новое направление развития олимпийских логотипов, — высказал свое мнение Гуо Чаннинг, дизайнер «картинки» для Пекина-2008. — Объединение инноваций и традиций — это вечная проблема, с которой сталкиваются дизайнеры.

    От Пети до Хоккоши

    Петербург еще ни разу не был хозяином Олимпиады. Ни летней, ни зимней. Самым масштабным соревнованием стали Игры доброй воли — 1994. Их еще называли альтернативной Олимпиадой. Спортсменов было много (преимущественно наших и американцев), проходили Игры две недели, а вот эмблема каждый раз была одна и та же. В ее шапке менялись лишь год и название города. Так что единственной отличительной особенностью Игр в Петербурге стал талисман — котенок по имени Петя, в образе которого легко угадывался Петр I.

    Если эмблемы Олимпиад и мундиалей уже давно презентуют с большой помпой, то логотипы хоккейных чемпионатов мира представляют значительно скромнее. Два из них доверили России: в 2000 году хозяином турнира стал Петербург, а спустя семь лет матчи поделили Москва и Мытищи. В обоих случаях эмблемы получились не самые запоминающиеся, впрочем, как и их презентации. Например, логотип ЧМ-2000 удостоился всего нескольких строчек в специально выпущенном по этому случаю пресс-релизе.

    Его разработкой занималось рекламное агентство POSTER. Главным условием было присутствие на эмблеме трех цветов российского флага. Увы, безымянный хоккеист не принес удачи нашей сборной. Вместо обещанного золота российские болельщики стали свидетелями невиданного провала (11-е место). А вместе со всеми грустил талисман турнира — лось по имени Хоккоша. Вот он, кстати, получился очень удачным и запоминающимся. Но это уже совсем другая история.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»