-
Эммануэль Адебайор завершил карьеру. Он мог погибнуть в январе 2010 года
Автобус сборной Того обстреляли сепаратисты из Кабинды23.03.23 13:26
Во вторник утром Эммануэль Адебайор объявил о завершении игровой карьеры. Он обратился к болельщикам со словами: «Моя карьера профессионального спортсмена была невероятным путешествием со взлетами и падениями. Спасибо моим фанатам за то, что были рядом на каждом шагу».
В течение своей карьеры Адебайор успел поиграть за несколько европейских топ-клубов. Среди них были «Монако», «Арсенал», «Манчестер Сити», «Реал», «Тоттенхэм». В первые два десятилетия 21 века он был единственной звездой сборной Того.
Впрочем, в жизни Адебайора был момент, когда он едва не погиб. Давайте вспомним, как это произошло.
Как сборная Того отобралась на Кубок Африки 2010
Отбор на Кубок Африки того года был совмещен с отбором на ЧМ 2010, который проходил в ЮАР. Чтобы попасть на Кубок африканских наций нужно было пройти два групповых этапа.
Во второй части отбора сборная Того попала в одну группу с Камеруном, Габоном и Марокко. Для того, чтобы отобраться на Кубок Африки, нужно было не занять последнее место. А вот на чемпионат мира попадали лишь те команды, которые заняли первые места в своих группах.
В результате на мундиаль в ЮАР тоголезцы не пробились, поскольку Камерун уверенно занял первое место с 13 очками. Но на Кубок африканских наций сборная Того всё-таки отобралась (3 место с 8 очками в группе).
В ходе обстрела погибли водитель автобуса, помощник тренера и комментатор. Игроки прятались от пуль под сиденьями автобуса
Сборная Того попала в одну группу с Кот-д’Ивуаром, Ганой и Буркина-Фасо. Первый матч тоголезская команда должна была провести 11 января против Ганы.
8 января 2010 года сборная Того ехала на автобусе в Анголу, где и проходил Кубок Африки. После пересечения границы республики Конго с ангольской провинцией Кабинда автобус начали интенсивно обстреливать.
Водитель Марио Аджуа погиб на месте. На следующий день в больнице скончались еще два человека: помощник главного тренера Амелете Абало, а также пресс-аташе сборной и комментатор Станислас Оклоо. Еще несколько человек получили ранения.
Полузащитник «Астон Виллы» Мустафа Салифу описал для клубного сайта подробности произошедшего:
– Наши сотрудники службы безопасности спасли нас. Они были на двух машинах, всего их было около 10, и они открыли ответный огонь. Стрельба длилась полчаса, и я слышал, как мимо меня свистят пули. Это было как в кино. Всего через 15 минут после того, как мы пересекли границу с Анголой, мы попали под шквальный огонь. Водитель был застрелен почти сразу и умер мгновенно, поэтому мы просто остановились на дороге, и нам было некуда ехать. Я знаю, что мне действительно повезло. Я был позади тренера с Эммануэлем Адебайором и одним из вратарей. Вратарь Коджови Обилале Додо, один из моих лучших друзей, был ранен в живот и отправлен в Южную Африку для операции по спасению жизни. Это было ужасно. Все плакали. Я не понимаю, как кто-то может такое сделать.
Эммануэль Адебайор так описал последствия теракта:
– Я один из тех, кто относил травмированных игроков в больницу, именно тогда я понял, что происходит на самом деле. Все игроки звонили своим мамам, плакали по телефону, говорили свои прощальные слова, потому что думали, что они могут умереть.
А вот как про эти события рассказывал Томас Доссеви, на тот момент игрок «Нанта»:
– Мы были окружены полицией, и все было в порядке. Потом была тяжелая стрельба, и полиция открыла ответный огонь. Можно было подумать, что мы на войне. Мы были в шоке. Когда мы вышли из автобуса, мы спросили себя: почему мы?!
Доссеви уточнил, что игрокам приходилось прятаться под сиденьями автобуса, чтобы спастись от пуль.
Помимо вратаря тяжелые ранения получили еще два игрока сборной Того – Серж Гакпе и Абу Диабу.
После снятия с турнира сборную Того отстранили от двух следующих розыгрышей Кубка Африки. Но за тоголезцев заступился тогдашний президент ФИФА Зепп Блаттер
Ответственность за теракт взяла на себя организация «Фронт за освобождение анклава Кабинда» (сокращенно ФЛЕК). С 1975 года она ведет борьбу за отделение Кабинды от Анголы. Руководитель сепаратистской организации Родригеш Мингаш заявлял: «Это совершили мы. Сожалеем, что тоголезцы стали жертвами. Это было нападение на ангольские оккупационные силы».
Представитель Африканской футбольной конфедерации (КАФ) Сулейман Хабуба неодобрительно высказался о решении сборной Того приехать в Анголу наземным транспортом: «Правила CAF ясны: команды должны летать, а не ездить на автобусе».
Впрочем, с финансовой точки зрения такое решение было вполне обоснованным: самолет мог обойтись тоголезцам в приличную сумму.
Премьер-министр Анголы Пауло Кассома пытался убедить сборную Того остаться на турнире, но все его усилия оказались напрасными. Тоголезцы официально снялись с Кубка Африки после заявления представителя правительства Того Паскаля Боджона: «Мы не можем в таких драматических обстоятельствах продолжать соревнования Кубка африканских наций. Это необходимо, потому что игроки в шоке».
Эммануэль Адебайор так прокомментировал это решение:
– Многие хотят вернуться домой, к своим семьям. Никто не мог заснуть после того, что случилось с нами.
Парадоксальным образом пострадавшая от теракта сборная Того была серьезно наказана. В конце января того же года КАФ исключила ее из двух следующих розыгрышей Кубка Африки. Кроме того, на сборную был наложен штраф в 50 тысяч долларов. Такое решение объяснялось вмешательством государства в решение футболистов покинуть турнир (да-да, спорт вне политики).
На помощь пришел тогдашний президент ФИФА Зепп Блаттер. В мае 2010 после переговоров с КАФ было принято решение отменить санкции в отношении сборной Того. «Очень рад, что мы достигли решения, удовлетворившего обе стороны, — сказал тогда Блаттер. — Сегодня вся мировая футбольная семья празднует победу».
Трагедия с автобусом сборной Того до сих пор остается одной из траурных страниц в истории африканского футбола.
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»