• Епуряну. Песня про Зайцева

    10.04.10 15:22

    Епуряну. Песня про Зайцева - фото

    Фото: ФК «Динамо»

    Как по одному телефонному звонку определить психотип человека из футбольного мира? Элементарно. Если игрок сам перезванивает по незнакомому номеру, значит, к дедушке Фрейду не ходи: человек хороший. Александр Епуряну, с румынского — «Зайцев», как раз из такого вырождающегося  типа: скромных, искренних, порядочных. Убедитесь сами.

    О капитанстве в сборной Молдавии

    — Получилось, что наш новый тренер, румын Гаврил Балинт, на первую игру назначил меня капитаном. Неизвестно, назначит ли на следующие. До этого капитаном был парень более зрелый, старше меня. Но он, к сожалению, на эту игру не смог приехать. У Казахстана 1:0 выиграли. Можно сказать, что повезло: первый матч с капитанской повязкой — и победа.

    Для меня это было внове,  потому что когда ты выходишь капитаном, на тебе лежит больше ответственности, чем когда ты выходишь просто в числе одиннадцати человек. Чувствуешь ответственность не только за себя, но и за команду. Ты должен выглядеть хорошо, чтобы и ребята к тебе потянулись, и ты своими подсказками смог помочь им.

    Как я так рано стал капитаном — в 23 года? Трудно сказать. У нас страна небольшая, и я не могу сказать, что у нас очень много футболистов высокого уровня. Таких, как Стиви Джеррард, вообще, думаю, нет.

    О начале карьеры

    — Я начинал в школе кишиневского «Зимбру» и до 18 лет пару игр сыграл за основу: так получилось, что контракт с этим клубом у меня уже был. Когда мы обратились к руководству «Зимбру», они начали задумываться, продлевать соглашение дальше или не продлевать, и тут пришло конкретное предложение от «Шерифа» — нормальные условия для нашего чемпионата, нашей страны... Мы решили туда перейти. Я принимал решение со своим братом. Тогда я был очень молод и не знал, что делать. А брат намного старше, успел пройти через все эти моменты. «Шериф» — самый богатый клуб Молдавии и чемпион страны уже 10 лет подряд. Или даже больше.

    О хлебе насущном

    — Да, в чемпионате Молдавии, конечно, совсем другие деньги. Хотя по условиям я скажу, что база «Шерифа» одна из лучших в Европе или даже в мире. Очень хорошая база, красивая, там много талантливых ребят тренируется. Я думаю, еще немало хороших игроков оттуда выйдут. В финансовом плане, чего скрывать, чемпионат Молдавии намного слабее российского первенства. В «Москве» я получал в 10 раз больше, если сравнивать с «Шерифом».

    О «звездности»

    — Мне кажется, это всегда зависит от человека — от характера, воспитания. Не думаю, что это зависит от команды, в которой ты играешь. Если человек всегда был адекватным, он в любой команде будет оставаться таким, а если человек всегда себя звездой чувствовал... Пожалуй, такое поведение свойственно очень самоуверенному человеку: такой везде, даже в команде низшего дивизиона, чувствует себя звездой, думает, что он самый лучший, но просто ему не везет в карьере или еще в чем-то.

     

    Я стараюсь быть уверенным в себе. Хотя можно сказать, что у меня с этим есть какие-то проблемы. Случается, иногда начинаю в себе сомневаться. Но я стараюсь перебороть себя в этом плане.

    О задачах «Динамо»

    — Нам президент объявил задачу: первое место. Как это происходит? Ничего необычного: на собрание команды приходят президент, представители клуба, акционеры и объявляют: мы хотим от вас первое место. Вот так и происходит. А мы, как сказал наш капитан Дима Хохлов: «Будем стараться, будем доказывать на поле». Другого нам и не остается.

    О войне болельщиков «Зимбру» и «Шерифа»

    — Знаю случай, когда забросали камнями автобус с болельщиками «Зимбру», команда тогда в Бельцах играла. Такое бывает: болельщики всегда горячие. У меня были случаи, когда «Шериф» (я уже за эту ­команду выступал), играл с «Зимбру», и в мой адрес болельщики кричали неприятные слова. Но это футбол. Любой игрок, если переходит в стан противоположной команды, попадает в такую ситуацию. Надо идти дальше и не обращать внимания. Что касается перехода Владимира Быстрова, то для него это очень тяжелая ситуация. Я не могу понять болельщиков «Зенита». Он же, когда перешел, кажется, в шести матчах подряд забивал. Он доказывал, что достоин играть за «Зенит». Но, как оказалось, каждый болельщик по-своему видит эту ситуацию.

    О переходе в «Динамо»

    — Мой трансфер произошел раньше, чем у Самедова и Чеснаускиса. Я поэтому и не играл в последнем туре против «Динамо». Тогда я не имел представления, что станет с «Москвой». Перед началом прошлого сезона у меня была договоренность с президентом «горожан» Игорем Дмитриевым, он предложил мне переподписать контракт и сказал: «Саш, если тебе придет хорошее предложение, я тебя всегда отпущу». Просто получилось, что за два-три тура до окончания чемпионата «Динамо» мной заинтересовалось. Они сделали хорошее предложение. Когда я с Дмитриевым разговаривал, он сказал: «Я тебе обещал, я тебя отпущу». Так и получилось. Можно сказать, что повезло.

    В «Динамо» меня все устраивает: хороший коллектив, хорошее руководство. Все на высшем уровне делается. Каждый игрок хочет, ­чтобы клуб ему снимал квартиру или давал машину, — все эти вопросы достаточно быстро решаются. В «Москве» мне, например, было чуть сложнее. Не хочу сказать ничего плохого: все было хорошо. Но в «Динамо» чувствуется: команда более квалифицированная, что ли, более профессионально относится к этим моментам. Так для футболиста удобнее.

    О динамовских благах

    — У меня был свой автомобиль, но в «Динамо» получилось так, что они мне еще один предоставили. Я не отказался. Нормальную  машину дали: Mitsubishi с автоматической коробкой передач. Раньше у нас с женой был один автомобиль на двоих. Стало проще: если и ей, и мне надо ехать, то с двумя машинами легче. Жена ездит на старой, потому что «динамовскую» доверенность только на меня оформили, и в страховку только я вписан, так что другой человек не может машиной пользоваться. А аренду квартиры они не полностью оплачивают, а дают только какую-то часть суммы. Когда я в «Москве» играл, жил в Коломенском, поближе к стадиону, к базе. А сейчас переехал в двухкомнатную квартиру на Ленинградку, поближе к динамовскому стадиону.

    О первой любви  

    — До того, как влюбился в свою будущую жену Аню, я ни с кем другим не встречался. Познакомились мы с ней еще в школе. До 9-го учились в разных классах, а потом как-то получилось, что в одном оказались. Там и познакомились поближе (смеется). Через год стали встречаться. И вот уже семь лет вместе.

    Пленила она меня тем, что была такой недотрогой — загадочная была очень, что для мужчин всегда интересно, хотелось как-то завоевать ее, чтобы узнать. Так и получилось. Если честно, мы даже не ладили поначалу в классе, друг друга просто «травили». За косички не дергал ее, уже слишком взрослыми были для этого. Но если она что-то говорила, я пытался ее чем-то обидеть. Почему мальчики в школе всегда издеваются над девочками, которые им нравятся? Думаю, потому что мужчина хочет привлечь внимание девушки. Почему-то в школе, как я вспоминаю, хотелось больше обидеть, чем понравиться. Хотелось быть более грубым, чтобы она обратила на тебя внимание. Сейчас я взрослее, понимаю, что, может быть, это неправильная тактика. Но раз женаты... Может, и правильная? (Улыбается).

    Помню первый поцелуй с Аней, после Нового года в 11 классе. После школьной вечеринки я проводил ее до дома, тогда и поцеловались в первый раз. Мы еще очень молодые были, и поцелуй, если честно, особо не получился: и зубы, и носы — все мешало. Некоторые говорят, якобы с первого поцелуя ты узнаешь, твой это человек или нет. Мне кажется, что так бывает только в зрелом возрасте. А когда ты еще молодой, целовался-то раза два в жизни и толком ничего не умеешь, да и она тоже... так что у нас прямо так не получилось, как в фильмах показывают.

    Свадьбу сыграли в прошлом году, 20 июня, в Молдавии. У нас все скромно было: 100 человек присутствовали — только близкие родственники и близкие друзья. Детей пока нет, но, надеюсь, будут. Жена вот сейчас забеременела.

    О свадебном пиршестве

    — У нас обычные блюда были: салаты, мясо. Оливье, может быть... Сейчас не помню уже. Было то, что обычно кушают люди в ресторанах. Свадьбу мы отмечали в загородном ресторане. «Танец новобрачных» танцевали под Стинга. Главное воспоминание — это мои друзья, родственники, которые были там. Мы хорошо повеселились. Мне кажется, это даже было больше похоже не на свадьбу, а на день рождения, застолье, когда собираются близкие. Было очень хорошо вместе: все танцевали, пели. Это для меня самое главное было на свадьбе.

    О друзьях-футболистах

    — В «Москве» очень много друзей, трое сейчас перешли со мной в «Динамо». Дружу с Александром Шешуковым, который сейчас в «Спартаке». Мы с ним недалеко друг от друга живем, относительно часто видимся. Свидетелем на свадьбе у меня был Бранислав Крунич. Он сейчас вернулся на родину, там будет играть. С Якубко тоже иногда общаемся, с Кириллом Набабкиным. В «Динамо» тоже очень дружный коллектив. Нет такого, что с этим общаюсь, а с этим не общаюсь. В хороших отношениях со всеми.

    О тренировках Андрея Кобелева

    — Кобелев  иногда шутит на тренировках, разговаривает с ребятами, что-то хочет подсказать. Нет такого: «Я тренер — значит, ни с кем не общаюсь». В этом плане он близок к Божовичу. Может быть, чуть-чуть жестче. Просто Божович, если честно, очень много шутил на тренировках, причем на каждой. Андрей Николаевич не совсем такой, но и он довольно близок к игрокам.

    О сексе Миодрага Божовича

    — Большинство шуток Божовича были про секс. Например, делали упражнения на стабилизацию, где надо было упереться и продержаться определенное время. По ходу этих упражнений он всегда любил пошутить именно на тему секса. Когда он видел, что кому-то уже тяжело, говорил: «Давай, давай, девушка твоя хочет еще, а ты не можешь. Давай, продержись!». Он говорил, что независимо от того, как ты сыграл прошлый матч — а ты мог сыграть очень хорошо, — если в следующем плохо сыграешь, про тебя ничего хорошего не скажут. Надо всегда выдавать результат. Божович и здесь находил параллель с девушками: «Если ты вчера был хорош, а сегодня не очень-то, девушка не будет вспоминать вчерашний день, будет вспоминать сегодняшний, который ты провалил».

    С Божовичем мы связь не поддерживаем. Попрощались на банкете после чемпионата. Я его поблагодарил тогда. За совместную работу, за то, что выпускал на все игры. Он мне пожелал удачи, а я — ему. Думаю, такой хороший тренер, как он, без работы долго сидеть не будет.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»