• Эрик Кантона: С футболом не расставался

    11.09.07 16:02

    Эрик Кантона: С футболом не расставался - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    За последние десять лет, с тех пор как он ушел из «Манчестер Юнайтед», Эрик вроде бы и не изменился. Кантона все такой же статный, подтянутый. Быть может, чуть-чуть более небритый. Да и волосы стали немного подлиннее. Но в остальном – почти такой же. Ну нет же. Совсем другой взгляд! Раньше чувствовалось, что на вас смотрит забияка, хулиган и бузотер. А теперь… Посмотришь иногда на человека, и появляется ощущение полной надежности. Именно такое чувство возникает, когда видишь Кантона. Последние годы он возглавляет сборную Франции по пляжному футболу, и наш разговор состоялся в Марселе во время недавно закончившегося чемпионата Европы. – Вы хотите поговорить со мной? Хорошо! В семь в холле гостиницы, – сказал как отрезал знаменитый француз.

    МЮ проигрывает, потому что меня там нет

    Беседа началась необычно. Первым вопрос задал Кантона:

    – В вашей команде нет Александра Мостового?

    Я объяснил, что Мостовой получил травму и поэтому не выступает в Марселе.

    – Нам будет легче играть против вас. Он сильный футболист.

    – В пляжном футболе?
    – А о каком же футболе мы говорим? Другой меня не интересует!

    – Эрик, вы знаете, что до сих пор остаетесь в России одним из самых популярных иностранных футболистов?
    – Приятно. Только не могу понять почему. В российских клубах никогда не играл. Выступал в Англии. Впрочем, красивый атакующий футбол, в который играет «Манчестер Юнайтед», нравится везде. МЮ – очень сильный клуб, в каждом матче руководители и тренеры ставят задачу обязательно победить. Наверное, это нравится не только в Англии, но и в России.

    – Ваша жизненная философия – атаковать, так же как и на футбольной площадке?
    – Интересный вопрос и в то же время очень сложный. Наверное, вы правы, мне нравится идти вперед, быть на острие атаки – как в жизни, так и на площадке. Хотя, как вы понимаете, это не всегда легко, и далеко не всегда все удается.

    – Как вы относитесь к тому, что вы самый популярный иностранный игрок прошлого века в Англии?
    – Горжусь этим, но это было давным-давно. Нельзя жить только прошлым. Если я буду почивать на лаврах, ни к чему хорошему это не приведет. В 1997 году я завершил карьеру в большом, или классическом, футболе, как вам будет угодно.

    – Из-за скандала…
    – …Скандала? Мне надоел тот футбол. Сейчас я занимаюсь другим, который называется пляжным. И мне нет дела до другого. Мои мысли связаны не с зеленым газоном, а с песком.

     

    – В этом году ваш «Манчестер Юнайтед» начал сезон не совсем удачно. Чем это можно объяснить?
    – Это не мой клуб, я в нем давно не играю. Они проигрывают? Это потому, что меня там нет. Шутка!.. Скажите, что, у них на самом деле все неладно? Да можете и не говорить. Что было на старте, две ничьих и поражение? Действительно, хуже некуда. Может, выйти и показать им, что можно сделать с мячом?.. Кстати, хочу заметить, что я не расставался с футболом, просто я полюбил другой его вид. В мае 1997 года я в последний раз сыграл за «Манчестер Юнайтед», а в сентябре уже выступал в своем первом турнире по пляжному футболу. И с тех пор я вообще не пропускаю ни одного турнира, в котором участвуют мои соотечественники. Вначале я был просто игроком, а затем мои функции расширились: я стал тренером, промоутером, менеджером. В последнее время сосредоточил свое внимание только на тренерской работе. Я люблю все, что связано с этой игрой, обожаю рассказывать о ее прелестях, участвовать в промоакциях. В общем, делаю все для популяризации этой игры.

    Болеть только за Францию никому не обещал

    – Говорят, что во время чемпионата Европы 2004 года и первенства мира 2006-го вы болели за Англию, а не за Францию. Это так?
    – Не помню, что бы я обещал кому-нибудь болеть только за сборную Франции!

    – В свое время был выпущен рекламный плакат: «1966 год – великий год для Англии! В этот год родился Кантона!».
    – А разве что-то неправильно? Я родился именно в 1966 году, и Англия выиграла чемпионат мира тоже в 1966-м!

    – О таких как вы говорят: если он сказал «да» – это «да». Если «нет» – это «нет». Считаете, что вы на самом деле такой или только производите впечатление?
    – Не думаю об этом. Всегда сконцентрирован на том, что я делаю. И если люди думают обо мне, что я такой, то я не собираюсь их переубеждать. Пускай так и считают.

    – Где сложнее играть, в большом футболе или пляжном?
    – Ответьте мне: что сложнее – карате или дзюдо?..

    – Тогда скажите, где правила проще.
    – И там, и здесь правила простые – по сравнению с американским футболом… А играть в обоих видах, о которых мы говорим, тяжело. Надо тренироваться. Причем упорно.

    – В последнее время вы работаете вместе со своим братом Жоэлем, кстати, в прошлом тоже известным футболистом. Как распределены роли в вашем дуэте?
    – Мы работаем в одном направлении, но каждый отвечает за свой участок. Мое дело – сама игра и все, что связано непосредственно с ней. В самую первую очередь – подбор футболистов, тренировочный процесс, тактика. Жоэль отвечает за все, что вокруг игры: организацию, рекламу, развитие, связь со средствами массовой информации, общение с прессой.

    – Вы сказали, что Жоэль общается с журналистами…
    – …Предвижу ваш вопрос. Да, сейчас я разговариваю с вами, но делаю это только с теми, кого знаю, кому я обещал и кто мне симпатичен…

    – Спасибо за комплимент…
    – Да, у меня нет времени на общение с журналистами. В основном все контакты с прессой – прерогатива Жоэля. Я стараюсь делать это как можно реже, чтобы не отвлекаться.

    – Вы считаете себя профессором пляжного футбола, вам все о нем известно?
    – Если я почувствую, что знаю все в пляжном футболе, то уйду на пенсию. Я говорю это совершенно откровенно. Если такое произойдет, мои подопечные обязательно это увидят и все поймут, и мне невозможно будет их настроить на игру. Пляжный футбол меня не перестает удивлять. Мне надо еще учиться и учиться, чтобы идти вперед. И я тренируюсь.

    – Но сами вы перестали играть. Почему?
    – Я вполне доволен тем, что я тренирую, мне это очень нравится. Конечно, мне приятно играть, но сама игра стала слишком быстрой для меня. Мои мысли не успевают за моими ногами.

    – В чемпионате мира 2005 года вы приняли участие…
    – …Как игрок. Но только в одном матче. Да, я забил один гол. Но это была моя последняя игра.

    – Может быть, вам стоит организовать прощальный матч и провести его в торжественной обстановке?
    – Нет, у меня уже была, как говорят музыканты, последняя гастроль.

    Писарев – великий!

    – Если однажды вам скажут: «Эрик Кантона, вы главный тренер сборной мира», – кто войдет в вашу команду?
    – Один раз я уже был наставником сборной Европы. Это было в мае нынешнего года в Испании. У меня была отличная команда: португалец Маджер, испанцы Амарелль и Нико, французы Самун и Баскез. Если в ближайшее время меня удостоят чести и предложат возглавить и укомплектовать сборную мира по пляжному футболу, то три футболиста сборной России однозначно будут приглашены в команду: вратарь Андрей Бухлицкий, а также Илья Леонов и Егор Шайков. За короткий промежуток времени ваш пляжный футбол добился огромного прогресса. В этом очень большая заслуга тренера команды Николая Писарева. Поверьте мне: у вашей команды великий тренер!

    – Вы хорошо знаете Писарева лично?
    – Скорее нет. Я знаю, что он хорошо говорит по-испански и по-итальянски. Мы пару раз перебросились несколькими ничего не значащими фразами.

    – Что бы вы добавили, если бы были наставником сборной России?
    – У вас уже есть прекрасный тренер. Поэтому считаю, что это некорректный вопрос.

    – Команде Эрика Кантона трудно играть против сборной России?
    – Россия вошла в пятерку лучших команд Европы. Против любой из них трудно играть.

    – Вы до сих пор являетесь лицом пляжного футбола. Люди идут именно «на Кантона». И журналисты получают задание: «Надо поговорить с Кантона, а не с Маджером или с Амареллем…».
    – Сейчас это уже переменилось. По крайней мере во Франции. Может быть, это в России не ходят на пляжный футбол, потому что для вас это новый вид спорта. Но посмотрите на эту игру! Нет ни одного человека, который бы в нее не влюбился. И через несколько лет ваш зритель будет разбираться в пляжном футболе не хуже, чем в классическом.

    – Но когда корреспонденты «Евроспорта» берут послематчевые интервью, то в первую очередь подходят к вам.
    – Ничего подобного. После встречи вашей сборной с командой Швейцарии брали интервью не у меня, а у одного из самых больших энтузиастов развития пляжного футбола в России. Он отлично говорил по-английски. Кстати, как его зовут?

    – Сергей Анохин, президент клуба «Строгино», который делегировал семь человек в сборную. Анохин, кстати, сам выступает в своей команде, забивает голы.
    – Еще одно яркое доказательство, что пляжный футбол не оставляет равнодушным никого. Но вернемся к вашему вопросу. В следующем сезоне будут интервьюировать не Кантона, а ваших – Бухлицкого, Леонова, Шайкова.

    – В сборной России в нескольких этапах Евролиги играл Александр Мостовой…
    – Понял ваш будущий вопрос. Мостовой не тот человек, которого взяли за имя. У него есть опыт, он может многому научить молодых, но прежде всего он отлично выглядит на песке. Вспомните, с чего мы начали нашу беседу. Кстати, вы знаете, сколько идет матч по пляжному футболу?

    – Три тайма по 12 минут.
    – А общее?

    – Со всеми перерывами и остановками почти час.
    – Посмотрите, мы с вами проговорили целый матч! Причем с овертаймом и серией пенальти!.. – улыбнулся Эрик и, не дожидаясь благодарности, растворился в толпе болельщиков…

    Марсель – Москва

    Кстати

    Эрик Кантона, как и Джорж Бест, и Альфредо ди Стефано, никогда не участвовал в финальных турнирах чемпионатов мира. В 1986 году Кантона еще не входил в сборную Франции, в 1998 году уже не входил, а в 1990 и 1994 годах французы не попали в мировой финал.

    «Подвиги» Кантона

    Оскорбил наставника сборной Франции Анри Мишеля, за что был отстранен от игр в национальной сборной.

    После товарищеского матча против московского «Торпедо» в январе 1989 года в сердцах бросил футболку.

    Год спустя в Монпелье подрался в раздевалке с помощником главного тренера.

    Уже будучи капитаном «Марселя», был удален с поля. В знак протеста швырнул мяч в судью. Был вызван на дисциплинарную комиссию, где его приговорили к месячной дисквалификации, но Эрик обозвал членов комиссии идиотами, и срок дисквалификации увеличили до двух месяцев.

    В матче чемпионата Англии с «Лидс Юнайтед» Кантона плюнул в болельщика этого клуба, и ему пришлось заплатить крупный денежный штраф.

    Будучи удален в матче Лиги чемпионов с «Галатасараем», обозвал судью жуликом и тут же подрался с турецким полицейским.

    В сезоне-1993/94 установил рекорд: за четыре дня был дважды удален с поля.

    И, наконец, апофеоз: 25 января 1995 года в ответ на поток расистских выкриков со стороны болельщика «Кристалл Палас» Мэтью Симонса Кантона перепрыгнул через рекламный щит и ударил Симонса ногой, за что едва не схлопотал пожизненную дисквалификацию.

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»