• Если тяжело — зовите Кисурина!

    Специальный проект «Спорта День за Днем»

    19.06.15 23:30

    Если тяжело — зовите Кисурина! - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Петербург — специфический город. Не терпит полутонов. В него либо влюбляются без памяти, либо категорически отвергают. Третьего, как правило, не дано. Баскетболист Евгений Кисурин приехал в город на Неве (тогда еще Ленинград) только в семнадцать лет, но настолько прикипел к нему, что оказался гораздо большим его патриотом, чем те, кто дышал невским воздухом с самого рождения. Сам Кисурин скромно говорит, что пустил здесь корни — встретил жену, завел ребенка. И еще от себя добавим, что он дважды боролся за спасение родного «Спартака» и выиграл с ним три медали: две в качестве игрока (союзное серебро — 1991, золото СНГ — 1992) и одну уже как главный тренер — бронзу чемпионата России в 2013 году. Причем эта награда стала для «Спартака» первой с 1993 года.

    Жаль только, что после этого Кисурина все равно убрали из команды. В Петербурге часто не ценили людей, которые приносили ему славу. Но Кисурин не сильно обиделся, и когда «Спартаку» стало по-настоящему плохо, он первым бросился ему на помощь. Равнодушие — это не про него. Точно так же Кисурин всегда мчался в сборную России, забыв про свои травмы и болячки. Увы, до золота мировой или европейской пробы он так и не дотянулся, но зато оставил о себе добрую память. Тем, что никогда не ныл, не качал права, а честно бился на площадке за свою страну.

    Миллион за правильные кроссовки

    Несмотря на поздний приезд в Ленинград, Кисурин всегда считал себя выпускником ленинградского спортинтерната. Легендарный тренер Владимир Кондрашин высоко ценил своего форварда и даже придумал ему уважительное прозвище Профессор. Вместе они выиграли чемпионат СНГ (первый и последний в истории), а когда настала пора расставаться, Кондрашин просил об одном: «Только не в ЦСКА!» В 1992 году армейцы активно переманивали игроков «Спартака», предлагая им зарплату 500–600 долларов, а со временем и квартиру в Москве. В Петербурге Кисурину платили только сто долларов. Этих денег хватало лишь на неделю, чтобы закупить необходимые продукты. Выручали заграничные поездки, откуда везли все, что можно было продать. «Был тихий ужас! И продолжался он не месяц-два, а все десять», — вспоминал Кисурин. В такой ситуации его вряд ли бы кто осудил за переезд в Москву. Но разве мог Евгений подвести своего тренера и учителя?! Вместо ЦСКА он уехал в американский колледж, где учился и играл за местную команду.

    Был в карьере Кисурина и европейский след: итальянские «Варезе» и «Удине», хорватская «Цибона», польский «Анвил» и скромный французский «Антиб». Любопытно, что уже в восемнадцать лет ему сделали хорватское гражданство. Так было удобнее ездить за границу — не требовалось никаких виз. Хитрые хорваты обхаживали Кисурина, чтобы он играл за их сборную, но Евгений категорически отказался. Даже не стал брать время на размышление.

     

    — В Загребе было российское посольство, — рассказывал Кисурин корреспонденту «Спорта День за Днем». — Я пошел туда с вопросом: «Если мне дадут хорватское гражданство, российское не отнимут?» И только когда мне дали гарантию, что все будет нормально, я согласился на получение второго паспорта.

    В спортивном плане Кисурин бы тоже ничего не выиграл от этого перехода. Сборная России середины девяностых — это была реальная сила! Два раза подряд наша команда доходила до финала чемпионата мира, но оба раза терпела поражение: в 1994-м попала под американскую «Дрим Тим» во главе с Шакилом О’Нилом (91:137), а спустя четыре года уступила всего два очка грозным югославам (62:64). На этом турнире произошла любопытная история. Игрокам сборной России запретили надевать найковские кеды. Мол, если выиграете медали в обуви от «Рибока», то получите миллион долларов на всю команду. Никто, понятно, не возражал. Хотя, например, размер ноги Кисурина — 15,5, а у «Рибока» были только 15-й и 16-й. Или пальцы подгибай, или играй в пустом кеде. Кисурин выбрал второе, о чем потом сильно пожалел. В финале запнулся на ровном месте и схлопотал пятый фол. В результате баскетболисты сборной России остались и без золота, и без обещанных денег. Будь на их месте футболисты — непременно случился бы скандал. Кисурин со товарищи оказались выше этого. Им было гораздо обиднее, что безумно талантливое поколение так ничего и не выиграло. Хотя и вернуло российским болельщикам гордость за наш баскетбол.

    Дошел до Матвиенко

    Золото Кисурин добывал вместе с ЦСКА, будучи одним из любимых игроков армейских болельщиков. В Питере на него не затаили злобы. Все понимали, что в «Спартаке» середины девяностых ловить было нечего. Ни денег, ни перспектив. В «Спартак» Кисурин вернулся в 2001 году, когда ему уже исполнилось 32 года. Хотелось определенности для себя и своей семьи. Увы, но Кисурина приняли без должного уважения. Спустя пару лет один из деятелей Федерации баскетбола Петербурга даже заявил: «А чего вы платите Кисурину? Выгоните его из “Спартака“». Пройдет еще три года, и этот самый правдолюб палец о палец не ударит, чтобы помочь погибающему «Спартаку». А в это время Кисурин вместе с Александрой Овчинниковой (вдовой легендарного Сергея Белова) собирал подписи почетных граждан города. Акция имела успех, раз откликнулись даже те, кто вообще не интересовался баскетболом. Кисурин дошел до губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, которая помогла «Спартаку» встать на ноги.

    Прошлым летом красно-белым снова стало туго. На этот раз Кисурин уже вряд ли мог чем-то помочь, но ему позвонила Евгения Вячеславовна Кондрашина: «Женя, помоги!» Другой на его месте нашел бы тысячу отговорок и спокойно уехал на дачу. Кисурин так поступить просто не имел права. «Я все-таки отдал шестнадцать лет «“Спартаку“ — одиннадцать как игрок и уже четыре в качестве тренера», — объяснил он потом свой поступок. К сожалению, на этот раз спасти «Спартак» не удалось — легендарный клуб потерял профессиональный статус. Однако совесть Кисурина была чиста. Он до последнего сражался за родной клуб. Точно так же, как раньше, в майке сборной России. Достаточно привести один пример. На чемпионате Европы — 1999 Кисурин играл с травмой колена. Наша команда завоевала путевку на Олимпиаду, а воспитанник Кондрашина после этого еще пять месяцев восстанавливал спортивную форму.

    Сейчас Евгений Кисурин готовит кадетскую сборную России U16 к чемпионату Европы, который пройдет с 6 по 16 августа в Каунасе. Как наши мальчишки выступят в Литве, пока неизвестно, ясно только, что рядом с таким тренером за них можно быть спокойным. Мало того, что Кисурин подскажет какие-нибудь баскетбольные хитрости, так еще и научит быть вожаком и патриотом.

    Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»