• Это была лучшая футбольная страна мира! Как побывать в гостях у Пушкаша, Альберта и Хидегкути

    Иван Жидков в проекте «Мой Стадион» добрался до Венгрии

    04.05.20 14:01

    Это была лучшая футбольная страна мира! Как побывать в гостях у Пушкаша, Альберта и Хидегкути - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    Венгрия – особенная. Она стала моей первой зарубежной страной, а могла претендовать на большее – фотографии Будапешта мой дядя микробиолог привез из поездок даже раньше, чем Праги. На уровне чувств Венгрия и Чехия шли где-то рядом, но последние сумели добиться спортивных успехов: в 1996-м хоккейная сборная выиграла чемпионат мира, а футбольную лишил титула лучшей в Европе корявый гол Оливера Бирхоффа.

    Ну и, конечно, язык. Перед венгерским опускались руки у многих полиглотов…

    «Нандор Хидегкути», Будапешт (Hidegkuti Nandor)

    В 2000-м «Зенит» участвовал в Кубке Интертото. Первый матч одной из стадий с трудом выиграл у «Татабаньи» дома (2:1), а на ответный меня взяли с командой. Фотографировать я забывал: старался запомнить всю дорогу из аэропорта, записать на самый жесткий в мире диск. И до сих пор, когда еду в Будапешт, помню каждый дом и даже гипермаркет, который больше не называется «Кайзер».

    – Площадь Октогон – она восьмиугольная, – объявил в микрофон гид «Зенита». Он был настоящим венгром, но русский учил прилежно. Что придавало ему виноватый вид. Сидевший на ряд впереди Александр Куртиян понимающе кивнул – да, площадь восьмиугольная…

    Сколько раз я потом огибал эти восемь углов…

    На месте отеля, куда заселили команду, сейчас торговый центр. За ужином гид сам выдавал порции.

    – Кому еще говядИна?

    Вечером пошли гулять. Легендарный фотограф Вячеслав Палыч Евдокимов смеялся, что соседняя улица называется Дрова. Я никогда не понимал, нравится ему страна, куда он приехал, или нет. Не понял и тогда. Мне нравилось. Абсолютно все. Даже советские убогие здания. Ведь красивых было в сотни раз больше.

    – Ну и чего ты все с таким умным видом ходишь, будто че гениальное задумал?! – накинулся на меня Евдокимов со своим фирменным тестом «для молодых». – Чего ты вообще от жизни хочешь?

    Ездить хочу, отвечал я. В такие места.

    Стадион «Татабаньи» (город в 60 километрах от Будапешта) не проходил по критериям УЕФА, поэтому «Зениту» предстояло сыграть на стадионе МТК, названном именем одного из представителя поколения великих венгров – Нандор Хидегкути сделал хет-трик на «Уэмбли», когда его команда учила родоначальников футбола азам этой игры со счетом 6:3. Когда наш автобус подъехал к этому стареющему строению, Хидегкути был еще жив – он умер только в 2002-м, в возрасте 79 лет.

     

    После тренировки я задумался, глядя на обшарпанные стены у входа в раздевалки, и снова получил.

    – Молодой человек! Это мое место! – нынешний тренер «Шахтера» (Солигорск) Юрий Вернидуб не собирался терпеть, что сопливый журналист посягнул на его привычки. Я даже не обиделся: продолжал думать о площади Героев, бульваре Андрашши, вовсе не голубом цвете Дуная и полузаброшенном шикарном отеле прямо у моста со львами. Сейчас с запустением покончено: год назад в этом «Четыре сезона» я встретил 31 декабря Балажа Джуджака…

    «Зенит» удивительно легко по сравнению с первым матчем выиграл ответный. На МТК я последний раз видел Йожефа Киприха. Звезда «Фейеноорда» 90-х был играющим тренером «Татабаньи», но себя выпускать не стал. У него уже был лишний вес и желание заканчивать. Тренировать у Киприха тоже не получилось, в итоге он пошел скаутом для любимого «Фейеноорда». 

    Как и отель у Дуная, преобразился «Нандор Хидегкути». В 2014-м начали снос старой арены (там МТК еще успел врезать «Алании» – 3:0), в 2015-м – возведение новой. Осенью 2016-го МТК открыл стадион, на котором поменяли даже расположение поля, матчем с лиссабонским «Спортингом». Теперь здесь чисто, и так стерильно, что даже нет трибун за воротами. Меня не очень помнят.

    «Групама Арена», Будапешт (Groupama Arena)

    Чуть лучше с воспоминаниями обо мне обстоит совсем неподалеку, на стадионе другой звезды венгерского футбола – Флориана Альберта. Правда, теперь он называется иначе. Нейминг рулит.

    Не секрет, что венгерское правительство серьезно спонсирует футбол. Вместо старых стадионов, где уже тяжело было бороться с прорастающим сквозь трибуны бурьяном, появились современные арены, причем не самые примитивные по дизайну. Новые стадионы выросли не только в Будапеште (последним из столичных клубов в новый дом въедет «Гонвед»), но и в Секешфехерваре, Фельчуте, Мишкольце, Дебрецене, Кишварде. Клубы стараются это ценит, да и стимулы есть. Например, во второй лиге официально нет лимита на легионеров, если хочешь, можешь взять иностранца. Но тогда не будет ручейка от правительства. Отгадайте, что предпочитают.

    На старом «Флориане Альберте» в 90-е успел потерпеть аварию ЦСКА, когда Владислав Радимов не забил пенальти, и москвичи проиграли в серии «Ференцварошу». Стадион встречал всех приезжающих и провожал покидающих Будапешт, так как находится на Юллей – главной магистрали к аэропорту, но уже в черте города. Разница в том, что и здесь изменили расположение поля. Раньше оно было с запада на восток, а теперь – с севера на юг. Да еще и закрыто козырьком со всех сторон. О Флориане Альберте – невероятном футболисте, но сложноватом человеке, делившем всех вокруг себя на своих и чужих – напоминает его огромная статуя. Даже не жалко, что стадион носит имя «Групама». Памяти о Флориане достаточно.

    В прежнем виде стадион навсегда ушел из города в 2013-м, на год раньше, чем «Хидегкути». При сносе даже нашли советскую противотанковую гранату времен Второй мировой – никто не пострадал. «Групама» – комфортная, стильная и, что особенно ценно, аутентична: металлические конструкции крыши отлиты в Кечкемете, а бетон подогнали из Дунауйвароша. Матч открытия тоже получился, что надо: «Ференцварош» принял «Челси», после чего вернулся на грешную землю локального чемпионата, в первом матче которого сыграл с «Ньиредьхазой».

    Пока реконструировали главную арену страны – «Неп» – на «Групаме» играла национальная сборная, ради матча которой с Россией я и приехал в 2017-м, перед самым Кубком Конфедераций в России. Если вам кажется, что все подсолнечные семечки мира съедаются в Краснодаре (разумеется, за пределами стадиона Сергея Галицкого), то это ошибка – подходя к этому стадиону я стал думать, что у каждого венгерского болельщика дома живет по десятку попугаев.

    Мне сложно поделиться впечатлениями от этого стадиона, потому что он идеален. По форме, по удобствам, по обзору. Болельщикам «Ференцвароша» вряд ли понадобится обновление в ближайшие лет двадцать. Но именно для Станислава Черчесова тот матч вышел невеселым, несмотря на то, что Россия выиграла 3:0. Со стадиона, обхватив врачей, ускакал на одной ноге Роман Зобнин. Травма лишила его не только Кубка Конфедераций, но и почти целого года футбола. Чемпионат мира-2018 показал, как много это значило.

    Стадион «Ференц Пушкаш», Будапешт (Puskas Ferenc)

    «Венгерский футбол – это мирно пасущееся, тихонько пережевывающее жвачку животное, которое и глазом не моргнет, каким бы болезненным ни был укус слепня… Вместо соотношения мячей мы стали учитывать разницу голов. Весенне-осенний сезон вновь назвали осенне-весенним, а тайные ранее перерегистрированные дотации – «воспитательной премиальной компенсацией». И невоспитанные и невоспитуемые футболисты стали получать крупные суммы…», – так характеризовал журналист и писатель Антал Вег 70-е годы. 70-е! Далее вам предоставляется свобода мысли.

    Свободе мысли поможет перечитывание материала, который я написал о венгерском футболе перед контрольным матчем Венгрии и России в 2017-м.

    Эти слова из книги Антала Вега помогут понять, почему в 2011-м я застал знаменитый «Неп Стадион» грустной полуразвалиной, где, правда, еще умудрялись проводить официальные матчи – например, финалы кубка Венгрии. Смотрелось грустно – словно ты до последнего присутствуешь в своей квартире, из которой перед продажей вывозят мебель.

    Последние глотки воздуха еще случались, были даже шумные и жизнетворные. В 2002-м, когда клуб «Залаэгерсег» попал в квалификации Лиги чемпионов на «Манчестер Юнайтед», играть велели на огромном старике, который не подкачал, собрав 40 тысяч человек. Справился и «Залаэгерсег» – Бела Копларович забил победный мяч на 92-й минуте. Ответный матч – 0:5 на «Олд Траффорд» – нет смысла помнить. Уверен, автор того гола Бела Копларович поехал туда как на экскурсию. Потом еще проводил в Будапеште свою неожиданную Лигу чемпионов «Дебрецен», принимавший в широченной, как ладонь великана, чаше «Лион», «Фиорентину» и «Ливерпуль». Город цеплялся за один из своих храмов, изначально рассчитанный на 100 тысяч человек, изо всех сил, тем более были идейки превратить «Неп» в торговый центр. Но, к счастью, возникла идея с международным чемпионатом Европы…

    Старый «Неп» должен быть в этом материале, пусть я и обошел его по периметру, через какую-то странную зону отчуждения, в которую превратилась территория вокруг арены незадолго до ее сноса. Я ходил по брусчатке с проросшим чертополохом, поднимался по раздробленным лестницам, заглядывал через ограждения, и вспоминал, как смотрел матч Венгрия – СССР, когда до официального распада Союза оставалось несколько месяцев. Венгры еще были с Детари и Киприхом, дергались, как птички из клетки, стараясь изо всех сил вернуть прошлое, но команда Анатолия Бышовца лучше знала свое дело и победила 1:0 перед 43 тысячами зрителей. Эти люди тоже цеплялись за свой футбол. Им так хотелось этой победы, что оценил даже… Станислав Черчесов, оказавшийся тогда в запасе под Александром Уваровым: «Если я запасной – никогда не отвлекаюсь, готовлю себя, чтобы выйти в любую минуту. А тут такое напряжение было, что просто тянуло (взглядом) к воротам, был весь в игре, очень переживал за ребят»…

    Венгрия проиграла, дальше стало только хуже. От славы Ференца Пушкаша остались только сувенирные футболки со шнуровкой в магазинах Будапешта. Лет на двадцать игра, в которой когда-то венгры выглядели лучше всех, погрузилась в запустение и безразличие. Прошло всего 5 лет с тех пор, как здесь же, на «Непе», Венгрия разгромила Бразилию 3:0, пусть и в товарищеском матче. С теми же Киприхом и Детари.

    Все предыдущие материалы о стадионах мираздесь!

    25 мая 2009-го года еще один иногородний арендатор – «Дебрецен» – провел здесь встречу Лиги чемпионов с «Ливерпулем». После чего пассажиры поездов, следовавших с вокзала Келети, видели по левую руку уже только строительные краны.

    А в январе этого года я видел это вот так.

    Коронавирусная эпопея отложила мои планы увидеть новый «Ференц Пушкаш», который должен был принимать игры Евро-2020, но пока в календаре стоит матч Лиги Наций Венгрия – Россия билеты в Будапешт сдавать не готов. Не поворачивается рука. «Ференц Пушкаш» рано или поздно перестанет быть призраком.

    Использованы фото: Ивана Жидкова, EPA, Wikipedia, Peterjon Cresswell, Dailynewshungary.com



    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»