-
Европейские провинциалы
24.11.10 06:11
Настоящая жизнь в городе начинается тогда, когда в него входят военные. А настоящая футбольная жизнь начинается тогда, когда клуб из страны бывшего СССР отказывается играть в Кубке Содружества. Так в свое время поступили киевское «Динамо», донецкий «Шахтер». Затем – «Бунедкор». Отказались и ушли, решительно перерезав советскую футбольную пуповину. Она хоть и не крепко, но худо-бедно связывала бывших соперников по чемпионату СССР.
Этот путь сегодня повторяет тираспольский «Шериф». Пресс-атташе клуба Александр Батак известил футбольный мир о том, что команда отказывается от Кубка Содружества. Причины были указаны не новые, но весьма веские для того, чтобы перейти из разряда бедных родственников в разряд родственников, пусть бедных, но очень гордых и самостоятельных. Вот они, эти причины: насыщенный сезон, четыре турнира, много легионеров-«сборников», усталость, календарное неудобство.
Возразить против этого нечего. Нет аргументов. Они, возможно, существовали бы при ином отношении к Кубку. А так, чего скрывать, в свое время «Переправа» пользовалась гораздо большим уважением, чем нынешний турнир, в котором играет непонятно кто. И главное непонятно зачем…
Почем надеть бутсы?
Впрочем, не об этом речь. Речь – о «Шерифе». Эта роковая для Валерия Газзаева команда любопытна в первую очередь… россиянам. «Шериф» – пример того, как должно себя вести, как следует жить в условиях, когда денег мало, но полнымполно желания развивать футбол в отдельно взятом регионе.
«Шериф» по российским меркам – бедняк из бедняков. Если в России никто меньше чем за двадцать тысяч евро не станет даже бутсы надевать, то в Тирасполе такие суммы никому и не снились.
Здесь все намного скромнее. Молдова (или, если быть скрупулезно точным, ПМР) – очень бедна. Средняя зарплата в этих местах примерно равна размеру подоходных налогов представителя российского среднего класса. Большинство клубов живут за счет отдельно взятых богатых людей.
«Шерифу» в этом плане крупно повезло. Компания с одноименным названием здесь, в Приднестровье, все равно что Газпром в России. Даже больше, чем Газпром. В России есть еще много какого серьезного бизнеса. В ПМР по-настоящему серьезен только «Шериф». И за имиджем тут присматривают не менее строго, чем газовики. Футбольный клуб – одна из главных имиджевых «фишек» «Шерифа». За успехами и неудачами следят внимательно. И если победу в чемпионате Молдовы тут давно не воспринимают как повод для торжеств («Шериф» в Молдове все равно что «Динамо» в ГДР: десять подряд выигрышей национального чемпионата), то в последние пять лет боссы команды жаждут европейского успеха.
Учитесь сдирать скальпы
Европейский успех для «Шерифа» – понятие вполне конкретное. Это выход в групповой турнир Лиги чемпионов. Три года назад на тираспольчанах во втором квалификационном раунде едва не споткнулся «Спартак». Ничья в Тирасполе (1:1), ничья в Москве (0:0). Концовка той встречи в «Лужниках» походила для поклонников «народной» команды на фильм ужасов: «Шериф» буквально вбил «Спартак» в штрафную площадку, и каким-то чудом хозяева отбоярились от европейского бесчестия.
Год за годом «Шериф» набивал лигочемпионские шишки. И заодно набирался опыта. В прошлой Лиге чемпионов чемпионы Молдовы впервые добрались до последней черты, отделяющей избранных от кандидатов в избранные. «Шериф» выбыл из квалификационного раунда только в последнем, четвертом круге, уступив грекам – «Олимпиакосу».
Зато в Лиге Европы не поздоровилось другому крепкому европейскому середнячку. Ирония судьбы: пострадавшим вновь оказался Стив Макларен, на тот момент главный тренер «Твенте». Карма у него, видимо, такая: то хорватам дома проигрывать, то «Шерифу» в Тирасполе – 0:2. Замечу, что ныне «Твенте» в Лиге чемпионов не мальчиком для битья смотрится…
В прошлом году «Шериф» так и не сумел довести сенсацию до логического завершения. Турецкий «Фенер» притормозил наглецов-дебютантов.
Зато спустя год окончательно разрушил киевскую карьеру Валерия Газзаева. Он ушел в отставку именно после гостевого поражения в Тирасполе.
Серьезно потрудились в матчах с «Шерифом» и главные строптивцы группы Е – футболисты БАТЭ.
Покупаемдешево, продаем дорого
Так откуда дровишки? В чем тайна успешного и, что очень важно, последовательного продвижения скромного клуба из одной из самых бедных стран Европы?
Точных рецептов, понятно, никто не назовет. А вот тенденции есть, о них и есть смысл поговорить. И с точ ки зрения понимания достаточно удивительного феномена «Шерифа», и с точки зрения того, что опыт этот мог бы пригодиться обитателям российского футбольного «болота». Или руководителям ряда регионов, откудавремя от времени несутся в Кремль мольбы о финансовой помощи, с пометкой «не лишайте социально сложный край (область, республику) последней радости».
Если говорить просто, то политика «Шерифа» заключается в ведении бизнеса по принципу «покупаем дешево, продаем дорого». Самые яркие примеры этих дей ствий – продажа в Россию, в Москву, Чиди Одиа (ЦСКА) и Резвана Кочиша («Локомотив»). Одиа появился в Тирасполе 17-летним юнцом. Отыграл четыре года, здорово «засветился» на Кубке Содружества, после чего оказался в армейском клубе. Кочиш был постарше, когда оказался в «Шерифе», – 21 год. Два удачных сезона, вновь Кубок Содружества, после чего прямым ходом он перебрался в «Локомотив». За очень приличные (а для Молдовы/ПМР и просто огромные) деньги.
Или вот еще один убедительный пример – Станислав Иванов. Оказался в «Шерифе» в 18 лет. Отыграл пять сезонов – и... в Москву, в «Москву».
Очень показательно и, на мой взгляд, поучительно: в Тирасполе не передерживают сильных игроков, продают тогда, когда они в соку, пока не начинают безобразничать в отместку за нежелание расставаться с солью земли «шерифовской». Как показало время, это полезно для всех: и для футболистов, и для самого клуба. Он стал привлекательным для молодых, голодных до большого футбола и немаленьких денег новичков. Стало ясно, что лишнего времени тут никого мариновать не станут, будет достойное предложение – с удовольствием и обоюдным интересом продадут.
«Шериф» образца осени 2010 года – зеркальное отображение этой методы. Все игроки – издевательски молоды. Жозе Надсон, защитник из Бразилии, просто до безобразия стар, ему аж двадцать шесть лет. Правда, есть в «Шерифе» Важа Тархнишвили – 39 лет. Но это отдельная история. Вернее, отдельная страница в истории клуба. И тоже весьма примечательная: заслуженных ветеранов в «Шерифе» берегут, ценят и хранят как зеницу ока.
Что еще бросается в глаза при просмотре паспортных данных футболистов «Шерифа»? Подавляющее большинство игроков «основы» – футболисты из бывшей Югославии, разбавленные бразильцами. Все они опять же молоды и наверняка мечтают о европах.
При этом еще одна особенность «Шерифа»: в клубе хватает своих воспитанников. Они рядышком, под «основой», под рукой.
Свои – особый разговор. То, что в Тирасполе выстроен прекрасный, даже по строгим европейским меркам, стадион, известно не первый год. То, что в Тирасполе есть самая современная база – тоже не секрет, сюда в межсезонье с удовольствием наведываются даже российские топ-клубы.
Но мало кто знает, что «Шериф» строго следует примеру «Аякса». Или «Барселоны». Это о том, что в Тирасполе вот уже шесть лет работает Академия футбола. Это своего рода колледж. Или традиционный спортивный интернат, коими славился Советский Союз. Сколько и было по всей стране: Луганск, Кишинев, Львов, Ростов. Упоминать все – места не хватит. И ведь брали не только количеством, брали качеством. Юношеские и молодежные сборные СССР тех лет, они же всю Европу пугали…
В этом колледже учатся 160 талантливых пацанов. Не только местные. В Тирасполе охотно берут учиться всех, кто привлек к себе внимание тренеров-селекционеров. Заметьте – без денег! Был бы талант…
Понимаю, что все это может вызвать скептическую улыбку у москвича или петербуржца. Имеют право, вот только пусть они учтут, что все это происходит в одном из самых бедных регионов Европы. Там, где пенсия не превышает ста долларов в месяц…
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»