-
Евсеев снова сделал Это!
06.12.15 13:53
«Тот мяч был ничейный, мы шли к нему одновременно. Что показательно, и главный судья, и его помощник были рядом, и оба нарушения не увидели. Да, Райан меня опередил, а я ему поверх мяча попал в ногу. Мяч улетел в аут. Я посмотрел на Гиггза. Вид у него был остервенелый. Понял, что это ему не понравилось»….
Российским спортивным журналистам приходится жить в зависти к своим западным коллегам. Для нас повода решиться на собственную книгу — например, о футболе — приходится ждать десятилетиями. Те стреляют очередями. Психологический портрет Моуринью, как у англичанина Патрика Баркли? Пожалуйста. История рурского дерби страниц на 400? Только заикнись.
Десять лет назад лично встречал в Москве первую книгу Игоря Рабинера, и это было, несомненно, событие. На презентацию пришли звезды спорта, журналистики, как-то совершенно по-новому, с изумлением, явно опустошив все резервуары внутреннего уважения, смотревшие на автора. Тот и сам слегка ошалел от неизведанности чувств, еще не догадываясь, что словосочетание «Как убивали…» спортивный люд по всей стране к 2015-му уже затрет до дыр, а он, Игорь Рабинер, выдаст такое количество книг, что не каждому западному коллеге под силу. Пока многие из нас по сотому разу перерывают внутренний багаж, сомневаясь и бракуя одну идею за другой, этот автор формулирует тему, выжимает ее до сухого остатка и превращает в книгу. Он берется за сложные и неочевидные для всех задачи, сталкивая самые противоположные мнения, используя весь огромный опыт журналистской работы, который сейчас просто так не получить ни одному начинающему автору. Неудивительно, что Игорь Рабинер продолжает…
«…Влад Радимов потом вспоминал, как это было. Он в первом матче не играл, спустился с трибуны в раздевалку — и тут Георгий Саныч заходит. Видит все эти похоронные лица, поднимает брови и говорит: «А что случилось? Как они играли — десять человек в обороне, все сегодня видели. А теперь посмотрим, что будет, когда им придется немножко атаковать». И все сразу головы приподняли, повеселели. Это ведь очень важно, что тренер в такие минуты говорит. И как».
Через десять лет после «Как убивали «Спартак»-1 Игорь представил книгу, которой он, знаю, ждал уже давно. Ждал, спотыкаясь о пороги чисто практических проблем, с которым сталкиваются все, кто ради своей творческой профессии привык выходить из зоны комфорта. Рано или поздно книга от человека, пославшего осенью 2003-го в телевизионную камеру все эмоции начавшей привыкать к комплексу неудачника стране, должна была выйти в свет. И, как тот самый первый «Спартак», вызвала невольное объединение вокруг себя большого количества людей из футбольного мира, многие из которых друг с другом общаются не каждый день.
Сообщая друзьям и коллегам, что занимается литературным редактированием автобиографии Вадима Евсеева, Рабинер до последнего дня перед презентацией (она прошла 1 декабря в одном из московских салонов Porsche) не утратил способности смеяться вместе с теми, кто пытался угадать название. Хотя таких «юмористов» было несколько сотен и шутку заездили не меньше, чем «убитые» российские клубы. Вот вам и еще одно неоспоримое доказательство вечной актуальности того самого гола в Кардиффе.
Знаменитые «…вам!» все же появились на обложке совместного труда, но, поверьте, не только ради этого стоит его прочитать. Подумайте только, сколько моментов из новой футбольной истории, которые нам не так давно казались важными, неумолимо растворяются во времени. Не все из нас уже помнят, как в ворота сборной России забивались голы на чемпионате мира 2002-го года, не говоря уже о том, каким образом формировался тогда ее состав. Сейчас молодые российские футболисты не боятся «дедушек» на тренировках, получают на карточку «чистую» зарплату и едут в любое комфортное заведение, не задумываясь о том, как протащить на базу ящик пива. («Учился я у него всему. Безобиднейший в жизни, на поле он становился сумасшедшим. Бутс на тринадцати шипах у него не было, только на шести — как и у Юры Ковтуна. Злющий, неуступчивый. Встает в квадрат, вроде благодушен, хи-хи да ха-ха. Но начиналось упражнение, и, если его кто-то обидит или начнет возить, мог так вставить, что мало не покажется», — это, если что, о Сергее Горлуковиче)
Все меньше людей, который помнят, что в «Спартаке» играл Сергей Чудин — футболист редкого таланта. И еще меньше тех, кому есть дело до того, почему он так и не заиграл в футбол по-серьезному. Наконец, мало кто может себе представить, что Вадим Евсеев — вовсе не персонаж из анекдота про двух нормальных братьев и третьего футболиста. Цитаты из книг и кино сопровождают автобиографию почетным кортежем — почему-то кажется, из Вадима, как и из многих его сверстников, прошедших становление в 90-е, получится крепкий тренер.
«В 2005 году, по ходу отборочного цикла Евро-2006, я возглавил сборную России. Последний, решающий матч мы проводили в Словакии. Евсеева на него я, конечно, вызвал, но за несколько недель до игры он получил серьезную травму...
Это была очень тяжелая потеря. В тот период внутри и вокруг национальной команды большого энтузиазма я не замечал. А Вадик был одним из немногих, кто мог ее встряхнуть. Да и фланги атаки у нас в тот момент работали не очень здорово, и он мог там ситуацию здорово обострить.
В общем, мне Евсеева не хватало, и, хорошо его зная, я понимал это лучше, чем кто-либо. В Словакии у команды не было огня, а соперник оказался в полном порядке. Сыграли 0:0, и могло быть только хуже, но не лучше. И я не раз вспоминал, что Вадик особенно хорош, когда играет против всех…».
Так развеял все сомнения на страницах автобиографии Юрий Семин.
Евсеев так же уверенно и прямо, как обошелся с объективом в Уэльсе, рассказывает в книге и том, как ему предложили «заказать» ограбившего его человека, и о том, кто из игроков в «Локомотиве» бегал к руководству с просьбой убрать из команды партнера, с которым вышла ссора на тренировке. Узнаете и имя игрока, обладателя самой толстой визитницы.
Более насыщенным фактурой, чем «Футбол без цензуры» (именно так называется автобиография, не старайтесь быть оригинальными) может быть только живой разговор с Вадимом Евсеевым. Поэтому рекомендация одна — непременно читать! Ведь за вас все сделал Игорь Рабинер.
«Смородская потом говорила в интервью: «Дала Евсееву стадион, все организовала, а он через месяц начал нас поливать». Во-первых, «все организовала» — это некоторое преувеличение, а во-вторых, никого я не поливал. Просто через некоторое время она сказала про «десять лет лузерства» — и еще про то, что знает, каким путем добыты два наших чемпионства. И я просто отреагировал, как и должен был».
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»