• Формула-1? Дайте 2!

    13.12.13 21:41

    Формула-1? Дайте 2! - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В Формуле-1 грядут очередные изменения. Среди прочих — двойное начисление зачетных баллов за последнюю гонку сезона.

    Пятикратный чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио за всю карьеру в 1950-х набрал в Ф1 277 очков, Клей Регаццони, отдавший «королеве автоспорта» 11 лет (с 1970 по 1980) — 212... Нынешний лидер «Лотуса» Роман Грожан за 3 года неоднозначных выступлений уже собрал урожай в 228 очков, а выгнанный из «Макларена» за неуспеваемость Серхио Перес — 129. Чемпионы мира Алонсо, Феттель, Хэмильтон и Баттон уже разменяли первую тысячу(!) зачетных баллов.

    С 1950 по 2002 годы система начисления очков в Ф1 практически не менялась. Вернее, кое-какие изменения в нее вносились, но выражались они в разнице +/- 1 очко. Так, в 1991 году победителю гонки вместо 9 очков стали присуждать 10, а в 1960-м отменили одно очко, полагавшееся обладателю лучшего круга.

    В XXI веке в надежде вернуть интригу искусственными методами Международная автомобильная федерация (FIA) занялась «очковой системой». С 2003 года «зачетную зону» расширяли до восьми мест, а с 2010-го и вовсе до десяти, параллельно установив победителю гонки бонус в размере 25 очков — все это больше напоминало «Индикары» или, в лучшем случае, младшие европейские формулы. Ценность одного балла в Ф1 снизилась.

    А ведь были времена, когда за первую шестерку боролось до четырех десятков гонщиков! В конце 80-х в Ф1 был такой аншлаг, что для формирования стартовой решетки из 26 болидов приходилось проводить не только квалификацию, но и предквалификацию, в которой отсеивались наиболее медленные участники. А значит, Ф1 была доступной да и на зрелищность никто почему-то не грешил.

    А что значило для дебютанта завоевать хотя бы очко в первой же гонке?! Это ж практически прямой билет в топ-команду! Достижение, о котором гонщик с гордостью вспоминал до конца карьеры! Нынешняя молодежь таких радостей лишена. Конечно, в первой гонке в жизни даже добраться до финиша почетно, но при начислении очков доброй половине пелетона, попадание в десятку во многом становится исключительно вопросом уровня автомобиля.

    И вот FIА собралась еще дальше! А давайте, мол, в последнем Гран-при сезона присваивать двойные очки! Зачем? Интрига! Якобы нет ее в нынешних гонках благодаря стараниями «бэйби-Шумми» (в российском футболе есть тот, кто «все купил», а в Ф1 «Феттель все убил»). То есть за один-единственный этап можно будет сократить отставание в 50 очков!

    Данное решение (которое, кстати, мгновенно попало из разряда законопроектов в уже утвержденные и обязательные к исполнению) вызвало у гонщиков бурю негодования. Самым остроумным оказался, пожалуй, как раз Себастьян Феттель, который сравнил это нововведение с присуждением 6 очков за победу в последнем туре бундеслиги.

     

    Кстати, о футболе. Никаких сомнений — введение 3-очкового бонуса за победу в 1994 году тоже переписало книги рекордов «спорта номер один». Но во-первых, оно было своевременным и выстраданным, а во-вторых, в футболе потрясения такого уровня случаются раз в полвека: размеры поля и ворот никто не меняет, руками играть не разрешает, а численный состав соперников как остановился в незапамятные времена на числе 11, так и здравствует поныне. И даст Бог, проживет еще сотни лет.

    В Ф1, которая, кстати, вечно силится сравниться с футболом по части телевизионной аудитории — все наоборот. Технический регламент меняется ежегодно, а порой, когда в середине сезона становится ясно, что в прошлый раз напридумывали нечто совсем несусветное, то и по ходу сезона! То-то команды такому положению дел радуются...

    Впрочем, вразумить FIA — дело безнадежное. Куда более авторитетные товарищи много раз пытались — да все не выходит. А раз не получается бороться, нужно смириться. Ниже приводится список из трех гениальных рацпредложений, которые еще не поздно ввести уже со следующего года. Главное — вовремя доставить их в Париж, в штаб-квартиру FIA.

    Введение балласта. По итогам каждого Гран-при пилотам начисляются не только зачетные очки, но и дополнительные килограммы, с которыми участник должен выступать на следующем этапе. Конечно, придется создавать специальную комиссию по точному расчёту этих самых кг, но стремиться надо к формуле 1 очко = 1 кг. Т.е. победитель каждой гонки получает 25 очков + четверть тонны лишнего веса на следующий этап. Было бы пикантно. Кстати, в последней гонке сезона «балластную систему» можно как раз отменить. Это хотя бы отчасти оправдает начисление двойных зачетных очков. Все же будут в равных условиях!

    5 очков за самый красивый обгон этапа. Номинантов определяют судьи (уникальный шанс добавить «очочков» именно тому, кому надо), а окончательный выбор делают болельщики путем интернет-голосования. После налаживания системы в тестовом режиме голосование можно сделать платным. 1 голос — 1 доллар. Поклонников Ф1 в мире миллионы, а Берни, как известно, по зернышку клюет.

    Ужесточение допинг-контроля с одновременным расширением списка запрещенных препаратов и обязательным включением в него алкоголя. Это ж какая кладезь потенциальных скандалов и дисквалификаций! Обязать гонщиков в течение всего сезона докладывать о своем местоположении, врываться к ним в дома и гостиницы, принудительно сдавать допинг-пробы! А главное — поставить «наркополицейских» на выходе с подиума (там много шампанского) и создать специальную группу для отслеживания Кими Райкконена.

    P.S. В перспективе ввести обязательные допинг-пробы для механиков, ибо от скорости их реакции на пит-стопе напрямую зависят результаты гонки.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»