• Формула белого порошка

    07.07.07 16:01

    В начале года два инженера «Феррари» были осуждены за технический шпионаж в пользу «Тойоты» и получили условные сроки заключения. Нынешний скандал, в котором задействованы высокопоставленные сотрудники двух ведущих команд чемпионата, грозит более серьезными последствиями...

    Не претендующие на оригинальность британские журналисты уже окрестили происходящее «Степнигейтом». Аналогии со знаменитым Уотергейтским делом, стоившим карьеры американскому президенту Никсону, всплывают каждый раз, как только в Ф-1 происходит что-то необычное (например, гонка-фарс с участием шести машин на Гран-при США 2005 года вошла в историю под названием «Индигейт»). На этот раз количество необычного и даже необъяснимого превышает все разумные пределы. Соперничество «Феррари» и «Макларена» насчитывает не один десяток лет, но так далеко в область уголовного права отношения двух команд еще не заходили.

    Первые упоминания о том, что после гонки в Монако в топливных баках «Феррари» (или около них!) были обнаружены следы загадочного белого порошка, датируются серединой июня. Тогда же появился и главный подозреваемый – технический менеджер «Феррари» Найджел Степни. Свою карьеру в автогоночном мире Найджел начал еще в 1970-х в различных кузовных чемпионатах. Затем перебрался в Ф-1, где работал в «Лотусе» с Айртоном Сенной. С конца 80-х Степни – главный механик «Бенеттона», и именно в это время англичанин зарабатывает репутацию хорошего организатора, благодаря которой в 1993-м получает интересное предложение от «Феррари». К 1997 году в Маранелло собирается едва ли не весь «золотой состав» «Бенеттона»: Михаэль Шумахер, Джон Барнард, Росс Браун, Рори Бирн – и Степни играет в этом оркестре далеко не последнюю скрипку. В то время Найджел занимал должность главного механика, но после Гран-при Испании 2000 года, когда во время пит-стопа он оказался под колесами болида Шумахера, Степни решил переквалифицироваться в технического менеджера.

    Красивая сказка закончилась полгода назад. Ушел Шумахер, ушел Браун, и Степни в межсезонье открыто заявил: в новой «Феррари» ему скучно… Но со своим уходом из итальянской команды решил повременить. Юридически он продолжал оставаться сотрудником «Феррари», однако на первом этапе чемпионата, в Австралии, так и не появился да и в дальнейшем исполнял свои обязанности от случая к случаю. Подобное поведение, разумеется, вызывало резкое недовольство руководства команды, поэтому неудивительно, что обнаруженный порошок незамедлительно «приписали» именно Степни. Основания были: инициированный «Феррари» полицей­ский обыск в доме англичанина выявил наличие некой подозрительной канистры (возможно, с тем самым порошком), а также нескольких деталей от болида, которые по идее должны были храниться на заводе. Более того, в СМИ появились свидетельства рядовых сотрудников «Феррари», которые утверждали, что в последние месяцы неоднократно наблюдали «подозрительное поведение Степни», который якобы «слишком внимательно» осматривал машины в боксах и даже использовал скрытую камеру.

     

    После продолжительных поисков Найджел Степни был обнаружен на Филиппинах, где, по словам самого обвиняемого, он проводит «плановый отпуск». «Я абсолютно уверен, что расследование закончится моим полным оправданием, и не вижу повода для беспокой­ства, – сказал Степни дозвонившемуся до него журналисту. – К тому же мы заказывали билеты через офис «Феррари», поэтому я удивлен, что меня так долго не могли найти». В Маньи-Кур пресс-служба «Феррари» категорически опровергла эту информацию, а вскоре опубликовала сообщение, в котором официально заявила об иске против господина Степни, поданном в суд города Модена. Буквально на следующий день Степни уволили из команды.

    Тогда же стало известно и о втором фигуранте шпионского скандала. Им оказался шеф-дизайнер «Макларена» Майк Кафлэн – еще один представитель той замечательной компании, которая в середине 90-х перебралась из «Бенеттона» в «Феррари». Благодаря тому что полицейский маховик был уже запущен, а правоохранительные органы в Европе работают, что называется, без границ, английские следователи, взяв пример со своих итальянских коллег, побывали в доме Кафлэна и изъяли некую техническую документацию «Феррари». Таким образом, все улики налицо. И хотя связь между Степни и Кафлэном еще не доказана да и история с белым порошком в Монте-Карло выглядит все так же загадочно, репутации двух самых успешных команд в истории Ф-1 уже нанесен значительный ущерб.

    Шеф «серебряных стрел» Рон Деннис, прекрасно осознавая двусмысленность ситуации, уже заявил, что «Макларен» будет «всецело помогать любому расследованию». Деннис даже пригласил представителей FIA провести «полную инспекцию» автомобилей «Макларен» на предмет выявления любых аналогий с автомобилями «Феррари». В FIA откликнулись незамедлительно – по делу будет проведено расследование.

    По последней информации, Степни и Кафлен в июне предлагали свои услуги «Хонде», но были отвергнуты руководителем команды Ником Фраем.

    Kстати

    Лицо на болиде

    Очередную PR-акцию приготовили к Гран-при Великобритании в команде «Ред Булл». Известная своей любовью к экзотическим экспериментам «конюшня» на этот раз изобразит на бортах своих болидов… лица болельщиков! Но не всех, а только тех, кто принял участие в благотворительной акции в поддержку медицинских исследований по борьбе с параличом. Фотографии всех меценатов были обработаны компьютером, сведены в единое изображение, которое и будет наклеено на машинах Дэвида Култхарда и Марка Уэббера.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»