• Футбол Австралии попал на российское ТВ. Что это вообще такое?

    Иван Жидков открыл новый проект «Мои стадионы» и начал с буквы «А»

    22.03.20 11:23

    Футбол Австралии попал на российское ТВ. Что это вообще такое? - фото

    Фото: The New Daily

    Если бы не коронавирус, этот момент никогда бы не настал: у меня просто физически не находилось времени пересчитать все стадионы мира, на которых бывал. При этом, на футбол начал ходить с 1986-го года, а ездить по миру – с 2000-го. Самоизоляция решила вопрос бесповоротно: берем страны по алфавиту и вспоминаем посещенные арены, от «летающих тарелок» до последнего выгона. От «А» до «Ю» (в Японии не был).

    В большинстве стран мира алфавит начинается с «А». Поэтому первая – Австралия, тем более, чемпионат там не отменен и не приостановлен по сей день.

    «Футбольный стадион Сидней» (Sydney Football Stadium)

    Речь сразу же пойдет об арене, которой больше нет: в 2019-м «Мур Парк» снесли, посчитав, что он несовременен. Говорят, построят что-то получше. В полной мере идею понять сложно, ведь вышло так, что футбол на нем я смотрел только из VIP-зоны. Там можно оценить новозеландский совиньон и местную говяжью вырезку (бывший тренер сборной Австралии Хольгер Осиек, оказавшись за одним столом, доказал, что можно смешать красное с белым, запить пивом, и ничего не будет), но истинные удобства арены – не совсем. Но не исключаю, что зрителей не устраивал слишком условный козырек.

    Он не спасал от бьющего в глаза солнца (совиньон, выпариваясь на солнцепеке, превращает красиво одетого человека в тушу), а если шел ливень, людям приходилось забиваться в последние ряды, отчего даже телекартинка выглядела жалко. При этом расположение арены замечательное – близко к центру города, в отличие от олимпийского стадиона, где играет сборная, куда нужно ехать, словно в другую страну.

    Страшное дело: побывал на четырех домашних матчах «Сиднея» и не увидел ни одной победы! В 2010-м проиграли «Голд Косту», через год сделали ничью с «Шанхаем Шэньхуа» в Лиге чемпионов Азии и в ней же проиграли «Касиме», с которой пришлось меняться домашним и гостевым матчами из-за того самого землетрясения в Японии. Затем в 2013-м хозяева еле выцарапали ничью у «Мельбурн Виктори», оппонента, который фантов «скай блюз» бесит всегда. Не помог выиграть даже Алессандро Дель Пьеро, который провел в Австралии три сезона и самим фактом появления в стране сделал немало, чтобы футбол хоть немного стал конкурировать с регби и местной его разновидностью с оранжевой «дыней».

    На «Мур Парке» было много разных «приколов». Самый запоминающийся: почему-то там было очень мало внутренних помещений. И, скажем, afterparty для игроков и их семей после матча (никакая не попойка, а просто чтобы перекусить и успокоиться) проходили либо на соседней арене для крикета, либо в маленьком кафе у черного входа.

     

    А еще стадион находится лишь в паре километров от ботанического сада под открытым небом, где еще лет пять назад жило много-много летучих лис. Хо-хо!

    Стадион «Парраматта», Парраматта (Parramatta Stadium)

    И этого стадиона больше нет! Его снесли еще раньше, чем дом «Сиднея» – уже в 2017-м. Но на нем я видел самый «электрический» матч, который только можно себе представить в добренькой Австралии: сиднейское дерби между «Вест Сидней» и «ФК Сидней». Это было как раз в 2013-м, когда Але Дель Пьеро окончательно закрепил за «скай блюз» репутацию «итальянского» клуба – на тренировки команды собиралось по сто-двести человек (немыслимое для австралийского соккера количество), и все они говорили по-итальянски.

    «Западников» считали клубом хорватским, и у них была своя этническая звезда – тренер Тони Попович, бывший игрок сборной Австралии и «Кристал Пэлас». «Вест» был создан только в 2012-м, довольно быстро стал конкурентоспособным (как раз благодаря предельно меркантильному тренерскому стилю Попо) и даже выиграл азиатскую Лигу чемпионов. Домашней ареной стал для красно-черных как раз стадион Парраматты – пригород в 23 километрах от центра города, куда нужно выезжать так часа за четыре до матча (хотя я так же поступаю при походах на «Зенит»).

    Там клокотало, как надо! Друзья, с которыми мы поехали на матч, даже предупреждали, что у «Веста» довольно злые болельщики. «Злые» по австралийским меркам – это те, кто может скандировать слово f**ck и жечь петарды. Впервые поход на футбол в Австралии не напоминал выход на пикник – был настоящий «проход» с вокзала в Парраматте до арены под полицейским присмотром.

    Трибуны орали до разрыва глотки, злая тетка тремя рядами ниже плевалась ругательствами. Все это не вызывало одобрения у друзей, которые, как и каждый городской австралиец, против любой грубости (у них на полном серьезе при подписании контракта с футболистом важно, чтобы «человек был хороший»).

    Но все кончилось для выездных хорошо – удалось вырвать ничью 1:1, а мяч с пенальти забил Дель Пьеро (интервью с ним, взятое тогда – здесь). Он вообще честно отрабатывал контракт, на который скидывалась и Федерация, и город, и провинция Новый Южный Уэльс – тащил команду на себе. Одна лишь проблема: при нем «Сидней» выдал чуть ли не худшие годы в истории. Так бывает, когда партнеры вынуждены смотреть, как играет гений.

    «Хантер Стэдиум», Ньюкасл (Hunter Stadium, Newcastle)

    Я не увидел ни одной домашней победы «Сиднея», зато на выезде он при мне ни разу не проиграл (мы еще дойдем до посещения Китая – слава Богу, в 2011-м, а не сейчас). До австралийского Ньюкасла из Сиднея – примерно два часа на машине, при этом минут сорок уходит на то, чтобы выбраться из огромного города по самым узким в мире полосам для движения.

    При этом австралийцы за рулем из милых коал превращаются в злыдней – сигналят, едва сваливаешься вправо-влево на миллиметр. Попробуй обойтись без этого, руль – справа, еще и кругом нервные. Сама трасса на север – муторная из-за холмов и резких поворотов. Зато радует компенсация – долина Хантер Вэлли с лучшими виноградникам в провинции. Увы, этой зимой из-за лесных пожаров лозы выгорело катастрофически много.

    Ньюкасл австралийский – почти брат Ньюкасла английского. Портовый город со всеми вытекающими. Местная команда – слабенькая во все времена, стадион для нее даже слишком хорош. Веселит одна из трибун за воротами – зеленый пригорок без сидений, куда, тем не менее, продаются билеты.

    В Ньюкасле я сделал несколько важных дел:

    – попробовал футбольную сосиску (в местном прочтении это, скорее, длинная котлета, напоминающая обесцвеченный люля-кебаб)

    – выслушал благодарность от десятка болельщиков «скай-блюз» за то, что помог переезду в Сидней чешскому тренеру Витезславу Лавичке (через два месяца Витя выиграл с ФК чемпионат), когда мой друг объяснил им, какого черта русский тут делает.

    – воспользовался редкой возможностью зайти после матча в раздевалку. Там смог пожать руку Стиву Корике, который сейчас стал тренером «скай-блюз» и успел с ним выиграть чемпионат, и Тони Поповичу, который как раз после того сезона ушел из ассистентов Лавички ради самостоятельного плавания.

    Видимо, переполненный чувством собственной значимости на обратном пути я перепутал дорогу и плутал по Сиднею лишние сорок минут, но это уже мелочи. «Хантер» оставил исключительно приятные воспоминания.

    «Ламберт Парк», Лекхардт (Lambert Park, Leichhardt)

    Одна из самых веселых арен, где еще и зрители выбегали на поле…

    Практически все приличные австралийские футболисты прошли школу «сельских» матчей чемпионата провинции. Местная ФНЛ – лига закрытая, ни выйти в A-League, ни вылететь куда-либо из нее нельзя. Поскольку страна большая, турнир разделен на зоны. Уровень футбола там, конечно, условный, тем не менее, крупные клубы тщательно мониторят обстановку – откуда еще брать своих в условиях лимита на иностранцев? Кстати, структура австралийского футбола подошла бы России – нет у тебя возможности пройти лицензирование, соответствующее уровню лиги, играй в закрытой низшей, где все по средствам. Тем более, там тоже есть свой плей-офф с гранд-финалом – народу на этой стадии уже набивается много.

    В моем случае до плей-офф было еще далеко, а встречались «тигры» и «волки» – первые назывались APIA, вторые приехали из Вуллунгонга. Гости были примечательны тем, что за них начинал бывший московский динамовец Люк Уилкшир. Хозяева же просто плохо играли в тот день. Настолько, что любой скаут слег бы с мигренью.

    Зрителей было сотен пять – накрапывал дождь, и, миллионы австралийцев, живущие в пригородах и окрестностях Сиднея, нашли себе дела поважнее. Спасли обстановку ибисы – эти мини-аисты с длинными изогнутыми клювами бродят по австралийским улицам, как вороны. Два-три десятка собралось и на игре. Едва мяч и игроки сдвигались на противоположную часть поля, птицы сразу же высыпали на газон. Покидать который не хотели, даже когда на них неслась контратака. Не хватало только голоса Николая Дроздова…

    Кроумер Парк, Мэнли (Cromer Park, Manly)

    Эта маленькая арена в приморском пригороде Сиднея примечательна лишь тем, что стала для меня в Австралии первой.

    Более того – туда пришлось ехать чуть ли не сразу из аэропорта, после 30-часового перелета. Заезжать в отель, чтобы прийти в себя смысла не было – британские авиалинии забыли весь багаж в Лондоне. Поэтому, когда спортивный директор «Сиднея» Стефан Камас спросил, не стоит ли сразу посмотреть матч юношеских составов, отказываться не стал. Тем более, по дороге мне не только показали виллу Константина Дзю, но и дали первые инструкции, как жить в австралийском лете. К советам прилагался крем от солнца с УФ-индексом 50. «У нас – озоновые дыры, – развел руками Стефан – и если тебе кажется, что солнце скрылось за облаком, это только кажется…»


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»