• Футбол побоку – Африканский марафон

    05.06.10 11:17

    Футбол побоку – Африканский марафон - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Комментаторы «НТВ-Плюс» Юрий Розанов и Денис Казанский в преддверии старта чемпионата мира по футболу в ЮАР размышляют об особенностях нынешнего мундиаля и его возможных итогах как на поле, так и вне его…

    Футбол побоку

    Мнение Дениса Казанского


    Удивительно, насколько телевидение изменило футбол. Крайне важно заметить, что телевидение из-за футбола изменилось и само: кажется, только что мы увидели футбол с двадцати камер, только что трансляции пошли в формате высокой четкости, а уже финал 2010 года между «Интером» и «Баварией» показывали в 3D, как какой-нибудь голливудский фильм. Спорт и футбол в частности — двигатель телевизионного прогресса. Но это так,

    к слову пришлось. Для меня важно, как телевидение изменило футбол.

    Раньше трансляций было не так много, и зрители ловили каждую секунду игры, пытались что-то проанализировать, подсмотреть. Футбол словно подстраивался под такое внимание: именно на чемпионатах мира утверждались новые игровые схемы; мы видели интересные стратегии ведения борьбы на протяжении всего турнира, не говоря уже о тактике; там проявлялись такие футболисты, о которых раньше никто и слыхом не слыхивал — они становились настоящими звездами.

    Но все куда-то подевалось. Футбол, благодаря, в основном, телевидению, стал продуктом массового потребления. А это портит вкус.

    Давайте вспомним те турниры, которые были совсем недавно. Кого интересовало, как на поле будет выстроена игра сборной Бразилии против французов? Был иной вопрос: «А что же съел Роналдо?» В заголовках прессы времен Японии и Кореи были отъезд Кина с турнира и необъяснимые с точки зрения футбольных правил подвиги южнокорейской сборной: Италия и Испания просто недоумевали, и финал Бразилия — Германия смотрелся уже с зевотой.

    А кто помнит, ну так, по большому счету, перипетии игры четырехлетней давности Италия — Франция? Футбол же просто стал фоном главному вопросу десятилетия: «Что сказал Зидану Матерацци?».

    Общество потребления получило свой продукт, и теперь гораздо интересней, что происходит до и после игры, чем то, что случилось во время нее. Если только речь не касается скандала.

    Так будет и сейчас. Этот футбольный чемпионат не может дать игре ничего нового. Он будет соответствовать вкусу публики. А в чем — я полагаю, вы уже поняли.

    Южная Африка сама по себе придает колорит этому турниру. Сейчас пока, в общем, не понятно, какой там футбол может быть: ведь все ожидают налетов мух цеце, вооруженных аборигенов и краха всей кампании по проведению чемпионата мира.

     

    Кого интересует, в какой футбол будет играть Испания или Италия? Как разместит на поле одновременно Джеррарда и Лэмпарда Капелло? Что же задумал великий Диего, набрав такой чудной состав для своей Аргентины? И получится ли сыграть в футбол непотопляемому Раймону Доменеку?

    Важней, что придумает Аль Каида на матче англичан и американцев — они ведь не то что обещали, но намекнули.

    Конечно, как обычно будут какие-то сюрпризы, правда, из порядка ожидаемых — ну какая-нибудь Новая Зеландия что-нибудь отчебучит? Что из этого?

    На мой взгляд, есть еще один, непосредственно футбольный, фактор, который обесценил игру.

    Посмотрите на уровень чемпионата Европы — он просто на порядок выше, простите за выражение, мундиального. Там практически нет проходных команд, в серьезном отличии от чемпионата мира. То количество команд, которые приезжают на этот турнир, могут развлекать публику, но отнюдь не игроков. Из-за этого турнир сильно растянут. Из-за этого сам футбол существенно падает в качестве.

    Ведущие игроки ведущих сборных приезжают на соревнования обезумевшими от футбола. Команды топ-уровня сейчас проводят по пятьдесят-шестьдесят матчей в сезоне. А теперь им придется закрыться еще и на целый месяц, а по его истечении тут же начинаются отборочные в еврокубках, да и до национальных чемпионатов рукой подать.

    Что же требовать от игроков? Как на сверхфутболе могут настаивать тренеры, если их футболисты истощены даже не столько физически, сколько морально? А эта усталость посерьезней будет.

    Сложите все эти факторы, и получается отнюдь не радостная картина предстоящего чемпионата мира. Это так.

    Но, черт побери, этот чемпионат бывает один раз в четыре года. И пусть ничего нового не будет — на месяц нам гарантировано удовольствие. Мы же потребители.

     

    Африканский марафон

    Мнение Юрия Розанова


    Если даже грядущий чемпионат мира и не станет судьбоносным с тактической точки зрения, я все равно считаю его особенным. Тем более, Денис, что нам с тобой, видимо, улыбнется в этот раз смотреть больше, чем, к примеру, на Евро, когда комментаторские дела просто не пускали на «другую половину» матчей.

    Во-первых, именно за последние годы чемпионат мира в пиар-аспекте вырос необычайно. Если раньше, когда я еще был сопливым, мы падали в обморок от одного названия «чемпионат мира» — и это был пиар (только мы слова такого тогда не знали), то теперь суть подачи — в том, чтобы увидеть все. И на поле и (это, быть может, даже важнее) — около. Помнишь, как мы, когда начали показывать весь чемпионат, садились смотреть первый матч? Да мы ни одного финта, ни одного фола — не пропускали. Даже если играл никому не ведомый дотоле Камерун. А потом, по ходу, «объевшись» — не сильно расстраивались, если один из четвертьфиналов (к примеру) приходилось пропустить. Так вот. Нынче нас «обкормят» намного раньше. Интернет и газеты, радио и телевидение — нас забомбардируют. Время такое. И тот самый «фон усталости», о котором говорят применительно к Руни или Торресу, касается нас как зрителей ровно так же. И величина, и направление — все одинаковое. Именно поэтому я уверен, что это первый чемпионат, на котором я буду точно знать, сможет ли, к примеру, Снейдер выйти на уколах или нет. Примерив ситуацию на себя, как в компьютере. Зритель, измотанный борьбой в европейских лигах и еврокубках — сильно ли отличается от футболистов? Только тем (хи-хи), что ему не надо наматывать по двенадцать километров за матч. Но и без всяких «хи-хи», выдержать все это — не самая простая задача. А — надо. Время такое.

    А тренеры? Разве этот мундиаль не станет для любого из них полигоном для проверки умения «выводить на пик?» В далекой стране, с громадными для большинства участников сносками на акклиматизацию?

    С  ситуацией, когда при не самой убедительной игре тебя с группового турнира начнут рвать на куски? Помнишь, как Лобановский в 86-м «рванул на десять тыщ как на пятьсот и спекся»? И как, уже ученый, двумя годами позже, на Евро — он этот «пик» вывел с точностью до одного дня? Сейчас его, после Голландии да Ирландии, боюсь, затюкали бы... Время такое.

    И это все знают... И Марадона, и Капелло, и Ван Марвейк.

    В сотый раз напишу: в июне там зима. И команды-бегунки вполне способны «загонять» пресловутые симвосборные. Такого, чтобы, устав от жары, там все ходили пешком с высунутыми языками — и побеждали бы «полотеры», не будет точно. Американцы в прошлом году это объяснили. Если «физика» победит, то — навсегда? Тоже вопрос неслабый, согласись...

    Есть игроки «первополосные», есть команды «первополосные». Они не гонятся за этим. Их так и сяк «втиснут в глянец». А средний класс растет. Поджимает... Мне дико интересно: тяжелейшие евросезоны и скопившаяся усталость условных Криштиану Роналду — позволят «средним» дотянуться до фаворитов? Или победы фаворитов будут обычным делом? С одной стороны, — не хочется греков шестилетней выдержки. С другой — дико не хочется прогнозов: «Победит команда А, потому что там Месси». Я Месси очень люблю. Меня, однако, злит возможность безапелляционных прогнозов от тех, кто видел Лео столько же раз, сколько Бендер играл в шахматы...

    Вот поглядишь, сколько будет уверенных предсказаний: «Вот они, будущие чемпионы!» — по ходу группового этапа. Причем об этом будут говорить и писать даже те, кто прекрасно знает: групповой этап — вообще ни разу не повод искать чемпиона. Это будет затравка. Не обман, а такой «прикорм». Как от него убежать? Чтоб недалеко, но — чтобы не мешало?

    Я согласен, все это было.

    И восемь, и двенадцать лет назад... И еще раньше... Но сейчас информационный вал в разы превосходит даже тот, что был в 2006-м. А ЮАР дальше, чем Германия. Намного. И аккредитованных «от нас» будет меньше. Тех, «кому мы поверим, если что-то упустили» — тоже будет меньше. Потому — намного больше необходимость видеть все самому. И иметь очки с хорошими диоптриями и свежую голову.

    А настраиваясь на такое, поневоле придумаешь себе нечто насчет эксклюзивности чемпионата. Может, и не с точки зрения тактики... Ну и что? Ну да, пусть это будет нечто вроде игры. Как футбол, например, нет? Футбол ведь — тоже игра?

     


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №21 (2-8 июня 2010 года).

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»