• Футбол. Цена вопроса Кто первый на биржу?

    04.05.07 16:01

    Футбол. Цена вопроса Кто первый на биржу? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Весна 2007 года ознаменовалась знаковым событием во французском футболе. Впервые в истории клубы страны получили право размещать свои акции на бирже. Первой ласточкой в этом начинании стал безусловный лидер последних лет «Лион». «Львы» с успехом использовали представившуюся возможность, и экономический эффект превзошел всяческие ожидания. Неоднократный чемпион Франции сумел выручить 80 миллионов евро, что стало первым примером столь выгодного первичного размещения акций (IPO) футбольного клуба. Имеют ли перспективы в этом виде бизнеса российские клубы?

    Упрямые «львы»

    Поскольку большинство футбольных клубов являются акционерными обществами, каждый из них имеет право выставить часть своих акций в свободную продажу. «Лион» несколько лет пытался пойти по этому пути, но наталкивался на противодействие властей – Закон о спорте, принятый во Франции в 1999 году, запрещал подобное привлечение «народных сбережений».

    Президенту «львов» Жану-Мишелю Олясу пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться своего. История вопроса такова. В 2002-м Оляс выступил с заявлением, что действующее законодательство тормозит развитие предприятий спортивной направленности и противоречит нормам ЕС. Столь серь­езный выпад был по достоинству оценен Министерством финансов страны. В декабре 2003-го уже Минфин Франции официально запретил футбольным клубам выводить свои акции на биржу.

    «Лион» оружия не сложил и не сдался. Оляс обратился в соответ­ствующие структуры Евросоюза, и уже в декабре 2005-го специальная комиссия ЕС потребовала от Франции пересмотреть ранее принятый закон, который нарушает принципы свободного перемещения капитала и противоречит правилам, введенным в границах Европейского сообщества.

    Надо отдать должное президенту «Лиона», он проявил недюжинное упорство и, как показал дальнейший ход событий, оказался прав.

    «Прежде чем сделать какой-то шаг, – говорил Жан-Мишель Оляс во время дебатов по поводу обоснованности своего решения, – мы заранее просчитываем все плюсы и минусы. Тем же, кто не верит в наши планы, советую ознакомиться с деятельностью клуба за последние пять лет».

    В итоге «львы» привлекли весьма солидную сумму – около $100 млн, которую собираются потратить на строительство нового стадиона на 62 тысячи мест. Вроде бы и нынешняя арена вполне отвечает всем требованиям. Однако лионцев «Стад де Жерлан» уже не устраивает. Они заложили в проект стадиона колоссальный комплекс культурно-развлекательных и торговых объектов, которые по экономической эффективности должны превзойти не только английские аналоги, но и признанных лидеров – амстердамскую «Арену» и копенгагенский Parken.

     

    Надо сказать, французы всегда отличались в ведении футбольного бизнеса «лица не общим выраженьем». Но «Лион» даже на этом фоне выделяется тем, что постоянно предпринимает нестандартные ходы. Судите сами: за счет продажи прав на телевизионные трансляции «львы» покрывают всего 40–42 процента бюджета. Это очень мало для европейского гранда, тем более что французская лига долгое время лидировала, заключив выгодный трехлетний контракт с телеканалами на 1800 миллионов евро. Так вот, 13 процентов бюджета «Лион» получает от системы таксопарков и школ, которые обучают новичков вождению!

    В случае с выведением акций на биржу клуб тоже не прогадал. Менеджмент провел кропотливую подготовительную работу и выяснил, сколько реально стоит нынешний «Лион». Оказалось, что капитализация чемпиона Франции приближается к 500 миллионам евро. И она, судя по спросу на акции, имеет устойчивую тенденцию к росту.

    Налетай, подешевело

    В чем смысл первичного размещения акций на бирже (IPO)? Чтобы не углубляться в экономическую теорию, выделим два основных и равнозначных фактора. Первый – понять, какова реальная стоимость и финансовая привлекательность компании. Второй – привлечь дополнительные средства для развития предприятия. Без этого IPO бессмысленно.

    Отметим сразу: нигде в мире выход на биржу не считается однозначным процессом. Более того, имеются примеры обратного характера, когда хозяева производят делистинг. То есть выводят акции из свободной продажи. Так было, когда Глейзер пришел в «Манчестер Юнайтед», Абрамович – в «Челси» и т. д. Это нормально. Полноправному хозяину привлекать деньги со стороны ни к чему, а рисковать, что какой-нибудь полоумный акционер, приобретя полторы акции, станет «качать права», ему не нужно.

    Ни в экономике, ни в реальной жизни нет ничего однозначного и устоявшегося. Так и в случае с IPO. Это может в определенном контексте сыграть положительную, а в некоторых случаях отрицательную роль.

    К примеру, дортмундская «Боруссия» в конце 1990-х начала размещать свои акции на бирже по цене 11 евро. Сегодня их стоимость едва достигает двух евро. Безусловно, к такому падению привели невнятная селекционная политика клуба, покупка дорогостоящих игроков, которые оказывались травмированными, и, как следствие, ухудшение турнирных показателей команды.

    Представьте себе, что было бы, случись такой крах на фабрике или заводе. Цепочку событий спрогнозировать нетрудно: менеджмент – под суд, рабочие – на биржу труда, проф­союзы – на демонстрацию. В футболе все иначе. «Боруссия» день ото дня «дешевеет», но команда продолжает играть, а дортмундский «Вест­фаллен Штадион» практически на каждом матче забит под завязку.

    Еще хуже провела вывод акций в свободную продажу «Рома». Римляне с момента выхода на биржу потеряли 90 процентов своей капитализации. То есть на данный момент клуб стоит в десять раз меньше, чем стоил, когда начал IPO. Тем не менее «Рома», несмотря на унизительное поражение от «Манчестер Юнайтед» в Лиге чемпионов, остается одной из сильнейших команд Европы.

    На печальный опыт «Боруссии» и «Ромы», между прочим, ссылался министр спорта Франции Жан-Франсуа Лямур, когда вел жаркие споры с руководством «Лиона». Однако «львы» с намеченного курса не свернули, заявив, что глубоко проанализировали промахи предшественников.

    Отсюда вывод: выброс акций футбольных клубов на биржу не является ни панацеей, ни смертельным ядом. Иногда IPO выгодно, иногда – бессмысленно, иногда – вредно. В каждом конкретном случае необходим скрупулезный экономический анализ, изучение конъюнктуры привлекательности. Ясное дело, акции «Газпрома» на лондонской бирже будут раскупать мгновенно, потому что они постоянно растут в цене и через некоторое время их можно выгодно перепродать. А кому нужны акции, скажем, «Ростова» или «Амкара»?

    Спасение утопающих – дело рук

    В отличие от Запада на постсоветском пространстве футбол как бизнес начал развиваться всего несколько лет назад. Первые после распада СССР годы команды провели под знаком выживания, лишь в середине 1990-х в России начался процесс акционирования клубов. Проторило дорогу московское «Динамо». Под чутким руководством президента клуба Николая Толстых и генерального директора профессора экономики Анатолия Воробьева было создано ЗАО «Динамо» (Москва), в котором 96 процентов акций получил Центральный совет спортивного общества, а 4 процента – ветераны общества. Знаю, что Анатолий Иванович перелопатил колоссальное количество материалов по итальянским клубам и выработал генеральную линию, по которой затем двинулись и другие.

    Акционирование действительно позитивно по сути, так как предполагает приведение формы собственности клубов в единообразный вид. Конечно, у нас еще остаются команды, являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, при которых открываются всевозможные фонды и т. д. Неясность формулировок открывает лазейки для злоупотребления. Акционирование же позволяет определить реальных владельцев, упрощает взаимоотношения с будущими инвесторами, создает предпосылки к прозрачности бюджетов. К слову, приход Алексея Федорычева в «Динамо» оказался бы невозможен, если бы клуб на тот момент являлся ГУПом. У бизнесмена не получилось сделать из «Динамо» суперклуб, но в данном случае речь не о нем, а о прецеденте.

    В начале XXI века мы стали чаще говорить о том, что при определенных обстоятельствах российский футбол может стать самоокупаемым и даже прибыльным. Менеджеры стараются перенимать западный опыт, но порой делают это слепо. Естественно, не обошли Россию стороной и модные разговоры о возможном проведении IPO.

    В смутном для «Спартака» 2003 году, когда на контрактах у красно-белых находилось около 100 человек, когда разразились допинговый и «сычевский» скандалы, руковод­ство клуба выступило с сенсационным заявлением: IPO, выход на лондонскую биржу, привлечение миллионов долларов за счет народной любви к народной команде и т. п. Не исключаю, что спартаковцы и сами понимали абсурдность той затеи, но старались таким образом отвлечь внимание болельщиков от навалившихся на команду проблем. IPO возможно, только когда речь идет о прибыльном проекте.

    Впрочем, и здесь возможны исключения. В частности, болельщики львовских «Карпат» решили проявить инициативу «снизу» и помочь команде, которая может прекратить свое существование, так как не в состоянии заплатить за выезды, аренду стадиона и все остальное. Идея фанатов – создать народный клуб. Схема такова: блокирующий пакет акций (25 процентов) выкупят сами болельщики, получив таким образом право участвовать в управлении клубом. Остальные акции предполагалось выставить на биржу и привлечь необходимые средства.

    В львовском варианте понятен человеческий посыл: болельщики хотят спасти свою команду и нашли для этого неплохую экономическую основу: создать некий базис из 25 процентов акций и, подобно барону Мюнхгаузену, вытащить себя за волосы из болота. К сожалению, реализация идеи во Львове пока застопорилась. 

    Купите команду

    Встать вровень с европейскими грандами российским клубам пока не удается. Наши команды не генерируют сверхприбылей, все они убыточны. Соответственно, экономических предпосылок для вывода акций на биржу не существует.

    Точнее, так было до самого недавнего времени, а пример «Лиона» заставил специалистов снова обратиться к изучению вопроса. Скажем, ЦСКА уже покрывает около 80–85 процентов своих затрат. С появлением собственного стадиона, где предусмотрено большое количество коммерческой недвижимости, армейцы наверняка начнут работать в плюс. Тогда клуб, если посчитает необходимым, может перевести форму собственности из ЗАО в ОАО и провести IPO.

    Как говорят в народе, с сухой веткой и влажная горит. По этому принципу может действовать «Динамо». Сама по себе футбольная команда для бизнесменов интереса не представляет. Зато их наверняка привлечет клуб вкупе с проектом застройки Петровского парка. Недвижимость в центре Москвы со временем будет приносить миллионные прибыли. В таком виде – «футбол плюс нефутбол» – динамовцы весьма успешно проведут IPO, можно не сомневаться. Опять же если посчитают это необходимым.

    В принципе, любой российский клуб (не обязательно столичный), владеющий коммерческой недвижимостью, имеет возможность соединить в себе футбольное и девелоперское начало и предложить свои акции. Тогда инвестор будет рассуждать иначе: я покупаю не часть команды, занимающей в турнирной таблице «надцатое» место, а часть здания или земельного участка, которые этой самой команде принадлежат.

    Привлеченные за счет продажи акций средства клуб сможет использовать по собственному усмотрению: построит новые стадион, базу, тренировочное поле или купит хороших игроков. На суммы, сопо­ставимые с теми, что выручил от IPO французский «Лион», естественно, рассчитывать не стоит, но какие-то средства на развитие получить можно. А там, глядишь, и футбольная составляющая нарастет.

    Кстати

    Самый дорогой – МЮ

    Сколько стоят ведущие футбольные клубы? Этим вопросом заинтересовался журнал Forbes, опубликовавший первую десятку самых дорогих команд планеты.

    1. «Манчестер Юнайтед» (Англия) – 740 млн

    2. «Реал» (Мадрид, Испания) – 528 млн

    3. «Арсенал» (Англия) – 466 млн

    4. «Бавария» (Германия) – 427 млн

    5. «Милан» (Италия) – 420 млн

    6. «Ювентус» (Италия) – 289 млн

    7. «Интер» (Италия) – 282 млн

    8. «Челси» (Англия) – 274 млн

    9. «Барселона» (Испания) – 273 млн

    10. «Шальке-04» (Германия) – 240 млн

    Все цены приведены в английских фунтах стерлингов.

    Хозяин «Бари»

    Итальянскому «Бари» скоро исполняется 100 лет. На протяжении последних 30 лет клубом владеет бизнесмен Винченцо Матаррезе. Когда команда оказалась на грани вылета в серию С, хозяин «Бари» объявил о готовности продать клуб любому желающему за 20–25 миллионов евро. Если покупатель не найдется до начала июня, Матаррезе прекратит финансирование и команда перестанет существовать. Для жителей области Апулия это станет настоящей трагедией. Стадион имени святого Николая, где принимает соперников «Бари», вмещает 60 тысяч зрителей.

    «Эстар» на Дону

    Перед началом сезона генеральный директор ФК «Ростов» Рохус Шох объявил о том, что владельцем контрольного пакета акций клуба может стать группа компаний «Эстар», строящая в Ростовской области электрометаллургический завод. Вместе с тем блокирующий пакет акций областная администрация оставит у себя.

    Скупаем Англию

    Сенсационную новость выдал британский таблоид The Sun. По данным издания, главный акционер «Арсенала» Денни Фижман, владеющий 24 процентами акций «канониров», провел секретные переговоры с неким потенциальным инвестором из России. Размер «русских вливаний» в лондонский клуб должен составить 700 миллионов фунтов стерлингов. Ранее об интересе олигархов из Восточной Европы в английской прессе уже сообщалось. Правда, тогда речь шла об опальном миллиардере Борисе Березовском.

    Клуб с молотка

    Тбилисский «Локомотив» выставил 25 процентов своих акций на аукцион, оценив их в скромную сумму $4500. Как сообщило Министерство экономического развития Грузии, в результате торгов лот достался некому физическому лицу за $6000.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»