-
Футбольный арбитр Владимир Петтай: Моя совесть чиста
17.11.06 15:59
В откровенном интервью корреспонденту «Спорта» арбитр Владимир Петтай рассказал, почему он не извинился перед болельщиками «Зенита» после матча с ЦСКА.
«Товарищи судьи! Деточкин, конечно, виноват. Но он… не виноват», – захотелось мне повторить вслед за Максимом Подберезовиковым, персонажем известного фильма, после того как я пообщался в Петрозаводске с Владимиром Петтаем, арбитром скандального матча ЦСКА – «Зенит».
Отправляясь в столицу Карелии, был уверен: Петтай – самая популярная личность в этом городе. Оказалось, что вовсе нет. Вне конкуренции тут президент республики Сергей Катанандов, которого не мог разыскать Владимир Путин во время известных событий в Кондопоге.
А Петтая, судя по всему, не любят только в Питере. И не любят крепко. Заслужил ли он этого? А заодно и дисквалификацию до конца сезона? На эти вопросы захотелось получить ответы.
И вот – кафе «Спартак» (нейтральная, так сказать, территория). Разговор уже не по горячим следам, но по еще достаточно свежим. По следам, которые развели участников того матча в разные стороны.
Горький опыт
– В Петербурге вашим именем сейчас чуть ли не пугают детей. Сочиняют про вас частушки. Некоторым вы снитесь. Наверное, почувствовали настроение болельщиков «Зенита»?
– Почувствовал, почитав после матча ЦСКА – «Зенит» гостевые книги фанатов. Ведь как было? 5 ноября состоялась игра, 6-го я приехал домой, и этим же днем мне нужно было отправляться в Питер, где собирался судейский комитет регионального объединения «Северо-Запад». Я должен был присутствовать на нем как глава Коллегии судей Республики Карелия. Конечно, было не по себе… Я ведь читал газеты. Долго решал, ехать или не ехать.– Страшно было?
– Да не то что страшно. Больше думал о том, что болельщики не все понимают. Кто-то что-то сказал, они поверили, выплеснули агрессию...– Спали после матча ЦСКА – «Зенит» плохо?
– А вы как думаете? Конечно, сон не шел – как это обычно бывает после неудачных матчей.– Помните все свои неудачи?
– В этом году у меня была отрицательная оценка по итогам матча «Спартак» (Нальчик) – «Томь». Я наказал игрока за симуляцию, а как показала потом видеозапись, в том эпизоде нужно было назначать 11-метровый удар.– Но матч в Петровском парке, наверное, «переплюнул» все остальные. По резонансу.
– По резонансу – да. Мне многие после игры звонили, присылали «эсэмэски». Содержание было примерно такое: мы знаем, что творится в Питере, знаем, как тебя поливают грязью. Говорили, что меня «подставили». Что мне думать в такой ситуации? Я в голову ведь своим коллегам не заглядывал. Это моя вина, мои ошибки. Не хочу ни на кого пенять. Могу только сказать, что к игре этой я очень готовился. Хотел получить ее, как и матч «Спартак» – «Зенит».– Такие матчи, видимо, добавляют судьям авторитета?
– Наверное. Но многие уже забыли, что я судил «Зенит» и ЦСКА в 2004 году. Один питерский журналист в «Астории» мне после игры сказал: «Володя, здорово отсудил». Я ему говорю: «Здорово-то здорово, но не забывайте, что счет был 3:0. Был бы 1:0, наверняка нашлись бы претензии». В том же году, к слову, обслуживал игру «Зенита» и «Спартака» в Петербурге. У меня дома до сих пор хранится мяч с автографами игроков «Зенита», подаренный кем-то из работников питерского клуба. Я тогда пенальти поставил на Ковтуне. При счете 2:0 в пользу хозяев случился интересный момент. Меняли Радимова. Он пошел к скамейке запасных, потом вдруг обернулся, подбежал ко мне, пожал руку и отправился на замену.– Это вы к тому, что никаких «контр» у Петтая с «Зенитом» раньше не было?
– Какие могут быть «контры»? Просто в этом году я оказался для «Зенита» нефартовым. Об этом, кстати, в вашей газете прочитал. Со мной питерцы сыгрыли вничью в гостях с «Нальчиком», «Сатурном», дома с «Динамо» (я впервые судил при такой аудитории – 44 тысячи зрителей) и проиграли «Спартаку».– Но бывает же, что какая-то команда не любит какого-то арбитра?
– В этом случае, насколько мне известно, она может отвести его кандидатуру. «Зенит» этого не сделал.– Многие удивлялись, что на игру ЦСКА – «Зенит» не назначили иностранного арбитра.
– Сейчас можно сделать вывод, что лучше бы назначили иностранца (улыбается). Не было бы такого резонанса, даже если бы он допустил ошибки. По крайней мере, никто бы не подумал, что иностранец судил предвзято. Но с другой стороны, как расти российским арбитрам, если не судить такие матчи? Игра между ЦСКА и «Зенитом» стала для меня огромным опытом. Если мне доведется еще обслуживать матчи, он мне очень пригодится.Вам ответит УБЭП
– Я вас перебил. Вы в Питер-то после матча ЦСКА – «Зенит» приехали?
– Приехал.– В темных очках?
– Очки надел, но не темные. Обычные. Потом снял, правда.– Как встретили коллеги?
– Они, мне кажется, были удивлены. Но поддержали меня. И мои родные в той ситуации очень помогли. Когда близкие на твоей стороне в трудную минуту – это самое главное.– Даже не знаю, как вам задать следующий вопрос… Вот если бы вас спросили на Суде: «Вы брали деньги от кого-то накануне матча ЦСКА – “Зенит”?», что бы вы ответили?
– Мой ответ на этот вопрос не имеет смысла. Пусть вам ответит УБЭП. Вот вы, например, когда-нибудь писали заказные статьи?– Да... Про «Зенит», фехтование и одного юного мотогонщика. Правильнее было бы назвать их рекламными.
– То, что я не испытываю симпатии ни к одной из команд, когда выхожу судить, это точно. Есть игроки, которых я очень уважаю. Но в матче ЦСКА – «Зенит» я не нашел никого, на кого бы мог опереться. И это тоже моя вина. Сейчас меня и моих помощников подозревают в предвзятости. Я повторюсь: в душу им не заглядывал. Надеюсь, они элементарно ошиблись, определяя «вне игры». Почему вот эта мысль в голову никому не придет! Ведь судьи – люди, которые тоже могут ошибаться!– Валерий Газзаев на эту тему говорит: нужны факты. Если, мол, нет фактов, нужно судить журналистов, которые пишут о «грязных делишках» футбола.
– Я согласен. Пусть факты предъявят. Как можно обвинить в чем-то человека, не имея на руках фактов? Ведь тогда «судейский заговор» можно придумать в каждой игре. Почему судьи всегда должны оправдываться? Я как сапер, получается: один раз ошибся, подорвался – меня закопали. Вратарь может «бабочку» запустить, нападающий с двух метров по воротам не попасть – им не будет ничего. На следующую игру выйдут в стартовом составе. Никому не хочу ничего советовать. Но думаю так: определили количество арбитров на сезон – дайте им работать. Не «убивайте» после каждой игры. Так ведь судей у нас не останется. Одного – до конца сезона, другого… У меня, например, в этом году получилось 15 матчей. Я никогда еще столько в премьер-лиге не судил. Если бы «прошел» игру ЦСКА – «Зенит», мне нужно было бы судить матч «Динамо» – «Москва». Не знаю, успел бы за два дня восстановиться.– Какой график оптимальный для арбитра?
– Раз в неделю. Успеваешь отдохнуть, восстановиться.– В перерывах между матчамии стараетесь забыть о футболе?
– Да нет. Наоборот, читаю газеты, изучаю ориентировочные составы команд, стараюсь предположить, кто выйдет на поле, где мне нужно расположиться… Смотрю мачи дублеров – мне просто интересно. Перед игрой обычно сплю часа два. Бывает, накануне матча просто выхожу на футбольное поле и там некоторые моменты отрабатываю (улыбается).– Это зачем?
– Ну как… Моделирую различные ситуации. Например, если игрок подает угловой, судья должен оказаться в одной точке, если мяч разыгрывается – в другой. Дома у меня большая видеотека. Смотрю матчи, анализирую. Перед игрой ЦСКА – «Зенит» изучал, например, как питерцы играют дома и на выезде. Может, я ошибаюсь, но заметил, что дома «Зенит» больше играет низом, а в гостях – длинными передачами на Аршавина и Текке. То есть если мяч у центрального полузащитника, я уже должен бежать вперед… Рабочие такие моменты.– Вы производите впечатление человека, фанатично влюбленного в свою профессию.
– Как футболист я дорос до второй лиги. Играл в центре полузащиты за «Карелию-Асмарал», где выступали молодые Сергей Семак, Ансар Аюпов, Глеб Панферов. Мы сохранили прописку в профессионалах, но команду распустили. И мне посоветовали попробовать себя в судействе. Я ухватился за эту идею, так как она позволяла остаться в футболе. В моей трудовой книжке нет записи, что я футбольный арбитр. Но эту работу действительно люблю.– А что у вас записано в трудовой книжке?
– Я работаю в ДЮСШ № 7 Петрозаводска. Десять лет тренировал детей, сейчас занимаюсь административной работой – остальное время забирает судейство.– Так вы, значит, и господина Аль-Халиди знаете? Он вроде «Асмарал» финансировал…
– Да, заходил к нам в раздевалку. У него, помню, была интересная система поощрения. Помимо обычных премий были бонусы за забитый гол, результативную передачу, заработанный 11-метровый. Деньги получали все участники голевых комбинаций, а также защитники и вратарь, если ворота оставались «сухими».– Может, и справедливо?
– Может. Но мне кажется справедливой система, когда игрокам платят за каждую новую победу больше, чем за предыдущую. Но это так, к слову.Жди и смотри
– Давайте к матчу ЦСКА – «Зенит». Почему вы не показали желтую карточку Риксену, который в начале матча «врезал» Вагнеру?
– Я предполагал, что Риксен заменит Анюкова на правом фланге. Знал, что голландец играет на грани фола. Но в том моменте решил его не карать. Почему? Сейчас думаю: ну «посадил» бы я команды на свисток, как многие советовали. Но было бы это интересно зрителям? А то, что это раздражало бы игроков и тренеров, я уверен. И второй момент. Если бы я начал карать игроков за каждый фол в середине поля, то так же должен был наказывать за фолы и в штрафной. В общем, побоялся сразу испортить игру, не нашел «золотую середину». В этом главная ошибка – не угадал с тактикой судейства. И еще не выстроил отношения с игроками. Та манера, которой я придерживался в матче «Спартак» – «Зенит» – с улыбочкой, спокойно так все объяснять, – тут не подходила. В перерыве понял: что-то не то. Но так и не сумел перестроиться.– Почему, кстати, вы в этом матче часто улыбались?
– (Пауза.) Для меня футбол – прежде всего игра. Я вообще-то не всегда улыбаюсь, на некоторых фотографиях такие рожи… Стараюсь подстраиваться под игроков. Ведь арбитр – обслуживающий персонал. Он не должен мешать игрокам, должен только принимать решения. Вот я их и принимал.– Пока вы искали «золотую середину», матч в Петровском парке превратился в бойню – как Португалия – Голландия на чемпионате мира.
– Я тоже сразу вспомнил тот матч… И понял, как тяжело было Валентину Иванову.– Неужели не понимали, что и тут встречаются непримиримые соперники, что любая искра может привести к пожару?
– До конца, наверное, не отдавал себя отчета в этом. Уже по ходу матча понял, что ситуация ожесточается, идет эскалация…– Когда Аршавин забил первый гол, вы, наверное, поступили правильно – положились на помощника, который поднял флажок.
– С одной стороны, правильно, а с другой… Я главный арбитр, я несу ответственность за все. Ошиблись помощники – а вспоминают-то все Петтая.– Ассистент в том эпизоде только поздновато зафиксировал «вне игры»…
– Сейчас в ходу принцип: «жди и смотри». Помощник должен поднимать флаг не в момент передачи, а когда мяч доходит до адресата. Ведь форвард может его и не получить – тогда «вне игры» не считается. Этим, возможно, и руководствовался помощник. Я ему поверил.– А момент, когда схватились Риксен и Вагнер?
– Тут я допустил ошибку, потеряв из виду мяч. А это азы: судья не должен терять контроль над мячом. Я же хотел урезонить Рахимича, который часто фолил. Отвернулся от мяча. Чувствую, за спиной что-то происходит. Побежал за консультацией к помощнику. И принимал решение, исходя из информации, полученной от него. (По сведениям «Спорта», делегат матча Андрей Будогосский отметил в рапорте, что в этом эпизоде помощник неправильно информировал главного арбитра по поводу действий Вагнера, утверждая, что бразилец отпихивался от зенитовца двумя руками. – «Спорт»).– То, что работать приходится с разными помощниками (обычно Петтаю ассистируют арбитры из Новосибирска. – «Спорт»), сильно сказывается на качестве арбитража?
– Думаю, да. Потому что невольно сужаешь зону их ответственности. Своим доверяешь больше. Но опять-таки не хочу валить на помощников или на наше руководство, которое их назначило на эту игру. Я вынес ошибочное решение – значит, я виноват.– Пенальти в ворота «Зенита» тоже выглядел странным.
– Для меня там все было очевидно. «Зенит», кстати, по этому эпизоду жалобу не подавал. Протест был по поводу того, что не зафиксировали офсайд у Дуду.– Если бы лайнсмен тогда поднял флажок, вы бы свистнули?
– А куда деваться? Я же зафиксировал до этого офсайд у Аршавина.– У зенитовца Ким Дон Чжина, который боролся в штрафной с Вагнером, были такие глаза, когда вы указали на «точку»!..
– Опять-таки не хочу комментировать. Увидели бы вы этот эпизод с той позиции, с которой видел его я, все сами поняли бы. Достаточно было обратить внимание на ноги и руки зенитовца.– Аршавину почему не дали карточку за удар после свистка?
– Посчитал, что не нужно этого делать. Что это дало бы игре?– Многие ведь в связи с этим рассуждают так: Петтай порой жалел зенитовцев, чтобы создать иллюзию объективного судейства. То есть хитро подсуживал ЦСКА.
– Даже та-ак? (Вздыхает). Такой версии еще не слышал. Мне очень неприятно это слышать. Получается, не смогли обвинить в одном, пытаются в другом… Обидно. Очень.– В эпизоде, когда мяч попал в грудь Таранову, вы как будто бы разобрались правильно.
– А по телевизору сказали, что Петтай не назначил пенальти за игру рукой. Да чего сейчас обсуждать…«За что мне извиняться?»
– После игры были готовы к суровому наказанию?
– Очень переживал. Все-таки не оправдал доверия руководства КФА, которое меня назначило на этот матч.– За арбитраж матча ЦСКА – «Зенит» вам поставили тройку (помощники и резервный арбитр, по информации «Спорта», получили оценки «неуд». – «Спорт»). Но это не уберегло вас от дисквалификации…
– Получается, да. Но я не хочу ни перед кем оправдываться. Мне оправдываться не в чем. Обидно, конечно, что окунули в грязь. Но моя совесть после матча ЦСКА – «Зенит» чиста.– А вот Юрий Баскаков после одного из матчей извинился перед «Спартаком»…
– Мне уже напоминали об этом. Только за что мне извиняться? Да, я ошибался. Ошибался в ту и другую сторону. Я перед руководством РФС и КФА должен извиниться за то, что не справился с этой игрой…– Кто будет решать теперь вашу судьбу?
– Не знаю. Мне остается только ждать. Хотелось бы одного: если меня решат сурово наказать, то пусть объяснят – за что.– На болельщиков «Зенита» обижены? Они говорят, что Петтай на деньги, вырученные с матча ЦСКА – «Зенит», открыл в Петрозаводске гей-клуб под названием «Свисток». Обещали подкараулить вас в подъезде…
– Это не от большого ума. На болельщиков не обижаюсь. Футбол все равно расставит все по своим местам.– К предложению «Зенита» о переигровке как относитесь?
– Нельзя этого делать. Так все начнут переигровки требовать. Все равно судейских ошибок не избежать. Мне один мудрый человек сказал: «Успокойся, Володя. Очень скоро твой скандал затмит какой-нибудь новый». Я говорю: «Не желаю другим людям зла». Он пожал плечами: «Это футбол».– Я тоже думаю, что вы вернетесь на футбольное поле… Коленки только не задрожат?
– Не знаю. Вот позвоните, когда это случится, тогда скажу…– А если это будет матч «Зенит» – ЦСКА?
– Я не испугаюсь.Анкета
- Место и дата рождения: город Пудож, Республика Карелия. 8 мая 1973 года.
- Национальность: Эстонец
- Любимые предметы в школе: геометрия, алгебра, физика, физкультура
- Профессии родителей: мать – воспитатель в детском саду, отец – лесничий
- Гороскоп: Телец
- Любимый фильм: «Свой среди чужих,чужой среди своих»
- Любимая книга: Настольной нет. Сейчас читаю «Код да Винчи».
- Кумир среди арбитров: —
- Кумир среди футболистов: Александр Заваров
- Хобби: Коллекция сувенирных алкогольных напитков
- Семья: Жена – филолог, сын (8 лет), дочь (4 года)
- Жизненный девиз: «Все, что ни делается, – к лучшему».
Компетентно
Крест ставить рано
Как удалось узнать «Спорту», рапорт делегата (инспектора) матча ЦСКА – «Зенит» Андрея Будогосского содержит следующие выводы:
Игра поставила перед главным арбитром несколько сложнейших задач. К сожалению, арбитры не избежали ошибок, повлиявших на результат. По поводу Петтая отмечается, что он чувствовал ошибки ассистентов, но не имел технической возможности их исправить. В вину главному арбитру ставится тот факт, что он не нащупал «линию поведения», не понял всей сложности матча. В то же время отмечается, что нельзя, основываясь на обстоятельствах только одной игры, ставить крест «на таких судьях, как Петтай». Ведь в его карьере было немало матчей, за которые он заслужил лестные отзывы.
Мнение
Владимир Цепковский, первый тренер Петтая: «Ему не повезло с ассистентами»
– Володя судил очень сложный матч. Все ошибки, которые ему хотят приписать, объясняются человеческим фактором. Да и ошибок фактических было не много. Петтаю ставят в вину то, что он выпустил из рук нити игры. Но ведь этому поспособствовали помощники! Ему просто не повезло в этот раз с ассистентами. Сейчас такой футбол, что судья не может взять все на себя – зачем тогда помощники, резервный арбитр? Дело, на мой взгляд, еще в том, что команды в этот день вышли на поле не играть в футбол, а выяснять отношения. Спортивная часть интересовала игроков в последнюю очередь. Иначе как можно объяснить грубый фол Аршавина, приведший к травме Игнашевича? Спровоцировать можно любую ситуацию. Я знаю Петтая с детства. Могу сказать, что он никогда не достигал результата обманным путем или за счет кого-то. Если он был лидером в нашей команде – значит, это все видели. Кстати, решающий гол в ворота команды из Молдавии в матче, определявшем чемпиона СССР 1990 года в турнире «Кожаный мяч», забил именно Петтай, капитан «Орбиты». Люди, которые привыкли выезжать на чужом горбу, в таких ситуациях никогда не берут ответственность на себя. Так и здесь. Если бы Петтай чего-нибудь испугался, он просто отказался бы от матча ЦСКА – «Зенит». И потом я убежден: если команда хочет добиться результата, ей никакой арбитр не помешает. Нужно проявить мастерство. А какое мастерство продемонстрировали игроки «Зенита»? Кроме выпрашивания штрафных и выяснения отношений, они ничем не запомнились. Даже Текке, пытаясь попасть мячом в руку игроку ЦСКА, угодил ему в грудь. Это о чем-то ведь говорит?
Не думаю, что кто-то из арбитров перед игрой ЦСКА – «Зенит» «взял на лапу». Просто они судили в этот день плохо. Да и зачем Петтаю, которого уже приглашают в качестве резервного для обслуживания матчей Кубка УЕФА, ломать себе в 33 года карьеру? Чтобы получить от какой-то команды «пособие»? Ну и что с ним потом делать? Прежде чем принимать решение о дисквалификации Петтая, эксперты, на мой взгляд, должны были внимательно изучить эпизоды игры. Да, главный арбитр за все в ответе. Но так мы можем договориться до того, что ответственность за все происшедшее в матче ЦСКА – «Зенит» лежит на Виталии Мутко. Ведь он отвечает за наш футбол! Непонятно, почему Петтая вообще дисквалифицировали. Ведь он получил за этот матч тройку. А все эти разговоры о том, что Володя якобы кого-то «сплавил»… Знаете, я повидал в футболе многое. И могу сказать: так команды не «убивают». Это делают гораздо искуснее.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»