• Гаджи Гаджиев: «Анжи» доиграет, если найдутся спонсоры

    Команда из Махачкалы может стать 12-м разорившимся клубом в этом году

    31.07.18 20:20

    Гаджи Гаджиев:  «Анжи» доиграет, если найдутся спонсоры - фото

    Фото: SmotriSport.TV

    Генеральный директор «Анжи» Олег Флеонтов объявил о том, что долги махачкалинского клуба составляют более 250 миллионов рублей. Ситуация усугубляется тем, что министерство финансов Дагестана отказало клубу в материальной поддержке в размере почти в 300 миллионов. Бывший главный тренер «Анжи» Гаджи Гаджиев в разговоре с корреспондентом «Спорта День за Днем» отметил, что пример «Анжи» отражает ситуацию в российском футболе.

    В случае «Анжи» и «Амкара» сменилось руководство региона

    — Гаджи Муслимович, как возможна ситуация, что «Анжи» прошел лицензирование РФС, но теперь едва находит деньги на перелеты?
    — Экономическая ситуация в клубе изменилась. люди, которые давали гарантии на момент лицензирования, сейчас не хотят заниматься этим.

    — Есть ли шанс, что в клуб придет второй Сулейман Керимов, и «Анжи» снова будет бороться за призовые места?
    — Я и абсолютное большинство поклонников и болельщиков «Анжи», да и вообще любителей футбола хотят, конечно, такого развития событий. Тот период был связан с появлением в нашем российском футболе ярких звезд, чемпионов мира и так далее (Сулейман Керимов — владельцем «Анжи» с 2011 по 2016 год. При нем клуб приобрел таких игроков, как Юрий Жирков («Челси» Лондон), Роберто Карлос («Коринтианс» Сан-Паулу), Самуэль Это’О («Интернационале», Милан). — «Спорт День за Днем»). «Анжи» тогда стал достаточно популярной и узнаваемой маркой. Сегодня клуб переживает очень тяжелые времена. Это боль не только Махачкалы, но и всего российского футбола. Ушло одиннадцать клубов (в их числе клуб из Ленинградской области «Тосно» и пермский «Амкар». — «Спорт День за Днем»), подвисло еще несколько. «Анжи» в их числе.

    — Можно ли проводить параллель в ситуации с «Анжи» и «Амкаром»?
    — Есть и схожие моменты, есть различия. И там, и там пришли новые руководители регионов. (В обоих регионах руководство сменилось осенью 2017-го года. В октябре пост вр.и.о. Главы Республики Дагестан занял заместитель председателя Государственной Думы Владимир Васильев, в сентябре новым губернатор Пермского стал Максим Решетников. — «Спорт День за Днем».) С другой стороны, «Анжи» за последние годы практически ничего не получал из бюджета. Он финансировался Сулейманом Керимовым. Годы, которые я застал, «Амкар» по большей части был бюджетной командой. Да, там существовал договор, согласно которому половину денег зарабатывает клуб, половину денег ему дает регион. Прошлый год «Амкар» жил только за счет денег, который сам заработал. (В сезоне 2016/17 «Амкар» заключил два трансферных соглашения со «Спартаком» по Александру Селихову и Георгию Джикия на общую сумму 5,85 млн евро. По тогдашнему курсу — порядка 380 млн рублей). Около 600 миллионов рублей получил за продажу игроков, плюс билеты. Но так не могло быть бесконечно. Каждый год не будут появляться игроки, которых ты можешь продать за приличные деньги.

     

    За «Зенитом» следят. На банкротство других команд не обращают внимания

    — «Анжи» доиграет до конца сезона?
    — Доиграет, если найдутся спонсоры. Если спонсор не найдется, едва ли. У них ресурса не хватает даже на элементарные составляющие: машину нечем заправить. Гендиректору изнутри виднее, что происходит. Если уж он говорит, то значит, там серьезные проблемы… Потом министерство финансов отказало в поддержке…

    — Вас это удивило?
    — Особо нет. Отношение руководство к «Анжи» было мне известно. Это исходило, наверняка, не только от министерства финансов, но и от главы республики. Я знал о нем как о человеке, который любит футбол. Ведь он какое-то время работал в одном из комитетов РФС (Владимир Васильев был зампредседателя в комитете по этике РФС. — «Спорт День за Днем»), где Павел Павлович Бородин был председателем. Они несколько раз приходили к нам в объединение тренеров, проводили свои внутренние совещания. И представление о нем было как о личности, любящей и понимающей футбол. И надежды тоже определенные связывались, что «Анжи» будет чуть легче с его приходом. Но что-то не сложилось, что — не понимаю.

    — Сейчас же все говорят про значимость футбола после прошедшего чемпионата…
    — Да. На игры прилетали президенты разных государств, что показывало значимость игры для их стран. Выступления Путина о российском футболе и новых спортивных сооружениях несут посыл, в том числе и к руководителям регионов. Нужно поддерживать и развивать игру.  Потихоньку совершенствовать механизмы финансирования. В Дагестане у «Анжи», к сожалению, этого не происходит.

    — Клубы закрываются.
    — Мне понравилась мысль Андрея Канчельскиса, когда он говорит о том, что чемпионат, действительно, прошел очень хорошо, ярко. Но никто не заметил, как один из клубов снялся с чемпионата, и это главная проблема. И об этой проблеме специалисты говорят уже несколько лет. Обращают внимание, как сыграли «Зенит», «Спартак» в Лиге чемпионов, а на то, что происходит с нашим футболом вообще — так, мимоходом.

    Завтра может наступить кризис

    — Почему возникли такие проблемы?
    — Наш футбол стал профессиональным в 1992 году. Первый чемпионат России, перестройка, мы меняем экономические механизмы в стране, появляется частная собственность, появляются частные клубы. Возьмем «Ротор». Серебряный призер, участвует в еврокубках, играет с грандами мирового футбола, потом исчезает. И таких частных клубов было много. И все они тихо растворились. Сегодня мы ставим вопрос о том, что клубы должны быть частными. Несколько лет говорим, что не надо их финансировать из бюджета. За период,  когда мы только начинали переходить на профессиональные рельсы, пригласили, допустим, 120-130 профессиональных тренеров. Но ни одного не пригласили специалиста по футбольной экономике. Говорят, что у нас особенная какая-то экономическая смесь. И что в нашу систему пригласить какого-то менеджера неправильно. Но футбол — не только зрелище, это бизнес. Тренеры не могут организовать экономическую систему. Нужны люди, которые разбираются в этом.

    — То есть клубам не хватает адекватного управления финансами?
    — Нет, сегодня одни клубы без поддержки власти уже ничего не сделают.

    — Что власть может сделать?
    — Нужны другие экономические механизмы. Большинство снятых клубов жили за счет государственного бюджета. Нельзя сразу прекращать финансирование, но надо находить какие-то другие источники. На западе они функционируют достаточно четко. Должна быть какая-то площадка, на которой это все бы обсуждалось. Состоялся один круглый стол в парламенте, Валерий Газзаев говорил про телевидение, спонсоров. Таких площадок для анализа, выступления и поиска путей должно быть больше. Я все-таки тренер, понимаю это только интуитивно. Единственное, что мне хорошо ясно: если футбол не сделает нужных шагов сегодня, завтра он будет в жестком кризисе.

    — Ведутся разговоры о возможном расширении РПЛ до 18 клубов, но при этом практически каждый год из-за долгов расформировываются клубы. Может, лучше наоборот сократить лигу?
    — Газзаев говорит о сокращении общего числа клубов, почти в два раза (со 100 до 54. — «Спорт День за Днем»). В этом случае нагрузка на бюджет падает, вот что он имеет в виду. Расширение премьер-лиги, но при этом значительное сокращение общего количества клубов. Вторую лигу, по его словам, нужно сделать непрофессиональной или полупрофессиональной. Тогда расход бюджетных средств сократиться. За счет этого увеличится число команд. Это необходимо для того, чтобы больше играть. Матчи нужны особенно тем командам, которые не участвуют в еврокубках. В любом клубе может оказаться талантливый игрок. В «Амкаре» появился (Георгий) Джикия, в «Уфе» — (Андрей) Лунев, в Краснодар сейчас (Дмитрий) Стоцкий пришел. Чтобы футболист рос, игр нужно больше. Вот посыл.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»